Квинтет Александра Чайковского прозвучал со сцены, а квартет — из-за кулис
Концерт-презентация альбома «Струнные квартеты и Фортепианный квинтет» Александра Чайковского прошла в «Башмет Центре» 30 января 2022 года. Мероприятие состоялось в рамках III Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета при поддержке Русского концертного агентства, Российского музыкального союза и «Фирмы Мелодия».
В приветственном слове альтист, дирижер, педагог, народный артист СССР Юрий Башмет выразил благодарность участникам и организаторам мероприятия и рассказал о том, что с Александром Чайковским его связывают давняя дружба и сотрудничество. Маэстро также добавил, что на протяжении многих лет не перестает восхищаться творчеством композитора - «всегда интересным, оригинальным, с фантазией». Стиль Чайковского он считает уникальным, ни на кого не похожим, а оркестровки — великолепными.
Народный артист России, профессор Московской консерватории, лауреат премии Правительства Российской Федерации Александр Чайковский уже не первый раз представляет свои произведения на Фестивале искусств Юрия Башмета. Так, в прошлом году в Московском художественном академическом театре им. Горького состоялась премьера музыкального спектакля «Свидание в Москве», поставленного по пьесе драматурга Михаила Палатника.
На этот раз в рамках фестиваля прозвучали два произведения из нового альбома Александра Чайковского: Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, соч. 48, и Струнный квартет № 7, соч. 145. Их исполнили лауреаты международных конкурсов Леонид Железный (скрипка), Деннис Гасанов (скрипка), Дарья Филиппенко (альт), Василий Степанов (виолончель) и заслуженный артист России Борис Березовский (фортепиано). Именно эти музыканты приняли участие в создании альбома, записанном в Московской государственной академической филармонии в 2020-21 годах. По словам Чайковского, творческий альянс оказался невероятно успешным, несмотря на то, что исполнители встретились в таком составе впервые.
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано был написан композитором в 1991 году. В нем нашли отражение тревожные настроения, витавшие в воздухе, беспокойство за будущее страны, опасения и надежды. Струнный квартет №7, созданный 30 лет спустя в 2021-м, - произведение совершенно другого плана. Он посвящен Дмитрию Гринченко – генеральному директору Русского концертного агентства и, по признанию композитора, является портретом продюсера с элементами дружеского шаржа. В отличие от классических образцов квартетного жанра - зачастую серьезных и драматичных, седьмой квартет Чайковского наполнен тонким юмором и искрометным весельем. В некотором смысле это музыкальный перформанс, который исполнители завершают не на сцене, а за кулисами.
Вообще же, квартеты Александра Чайковского весьма разноплановы по характеру. При этом ни один из них не был записан до выхода альбома. На диске представлено восемь квартетов, в том числе и самый ранний, без номера, — написанный Чайковским в студенческие годы по заданию Тихона Хренникова, у которого он обучался композиции. Как вспоминает автор, для него, студента первого курса консерватории, это была почти невыполнимая задача, однако именно благодаря тому опыту и появилась тяга к квартетному искусству.
- Для композитора квартет - невероятно трудный, виртуозный и технически показательный жанр, - отмечает Чайковский. - Написать квартет очень сложно. Это, по сути, симфония для четырех струнных инструментов, где, с одной стороны, возможности ограничены, а с другой — совершенно безграничны. Именно поэтому я считаю, что каждый композитор регулярно должен писать квартеты. Это этюды высшей сложности!
Самому Александру Чайковскому сейчас очень комфортно работать в этом жанре. Совсем недавно композитор создал девятый по счету квартет и планирует в ближайшие годы написать еще несколько. В настоящее же время у него в работе сразу несколько проектов - опера для Чувашского государственного театра оперы и балета, детская опера для Детского музыкального театра им. Сац и виолончельный концерт. Как признается композитор, творческие планы у него расписаны до 2024 года.
Рецензия на клип Зои «Философия»: Настоящая женщина должна сделать три вещи, а не думать, как дура, о шубе
2024, «Ленинград».
Оценка: 7 из 10.
Сергей Шнуров в последнее время слишком увлёкся работой по принципу «утром в газете – вечером в куплете», выпуская несмешные злободневные песни и копеечные клипы на них. В «Философии» он резко отходит от этой философии. Песня – по крайней мере её припев – наводит на мысли, что Шнур попробовал вновь написать большой хит вроде «Экспоната» (также известного как «На лабутенах»). То, что «песня типа лабутенов» вышла под брендом «Зоя», никого не должно смущать: в этом доме всё давно смешалось, и Ксения Руденко вряд ли сама различает, когда она солистка «Ленинграда», а когда лицо проекта «Зоя».
В данном случае песню о женской философии Шнуров решил выпустить от лица Зои, хотя его представления о дамских интересах, в отличие от солисток «Ленинграда», не меняются. Проблематика произведений всегда крутится вокруг модной обуви, дорогих сумок и сплетничающих подруг. В начале куплета солистка, обсуждая фальшивую «Биркин», смачно ругается; эта матерная эскапада остаётся в песне единственной, то есть можно было вообще обойтись без подобной лексики. Похоже, что Сергей Шнуров просто таким образом оставил авторский автограф. Как бы то ни было, в этот момент может возникнуть желание закончить прослушивание – ибо ну сколько можно петь про сумки и неизобретательно материться?
Но дослушайте хотя бы до припева, там вся мякотка. Саунд становится похож на «молодёжный период» Аллы Пугачёвой («Надо же» и другие песни), а то и на «Шальную императрицу» Ирины Аллегровой. Шнур постарался сделать яркий рефрен, который отлично запоминается, несмотря на неочевидный текст: «По ночной Неве гуляла с чашкой кофе я, на моём уме сплошная философия». В клипе режиссёра Антона Долганова Ксения Руденко под эти слова действительно идёт по ночной набережной Невы с чашкой кофе в руках – но столь дословная экранизация не распространяется на куплеты: в них Зоя меняет образы, тщетно изображая девичью сложность и осознанность. Потому что Шнуров постоянно возвращает её от ударных припевов к куплетам о духовности и просветлении. К финалу выясняется, что всё затеяно ради сатирического эффекта: поиски лирической героиней себя, поездки на Алтай, сборы трав и проработка травм в итоге сводится к банальной зависти к обладательнице модной сумки.
Фиксация Сергея Шнурова на этой теме вызывает досаду, ведь к такому припеву стоило бы подобрать более остроумные куплеты и менее банальные сюжетные ходы.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Солист Twenty One Pilots оставил коллегу по группе без булочек
Группа Twenty One Pilots выпустила 25 апреля 2024 года новый сингл и клип «Backslide». В ролике солист коллектива Тайлер Джозеф приезжает на велосипеде в магазин и покупает пакет булочек. После этого он отправляется на велике в путь, по дороге частично съедает одну булочку, вторую меняет на стакан лимонада у мальчика, затем попадает под проливной дождь и наконец добирается до цели: дома своего товарища по группе, барабанщика Джоша Дана, который на гриле жарит бургеры. Вытряхнув из пакета последнюю размокшую булку, Тайлер возвращается обратно в магазин, и история начинается с начала. Режиссером видео стал Джош Дан.
«Backslide» стал третьим синглом с нового альбома Twenty One Pilots «Clancy», релиз которого состоится 17 мая.
Умер последний участник первого состава Moody Blues Майк Пиндер
Майк Пиндер, участник первого состава британской группы Moody Blues, скончался 24 апреля 2024 года в возрасте 82 лет. О его смерти сообщается в соцсетях коллектива.
- Майк Пиндер — музыкант, отец, космический философ и друг Майкл Томас Пиндер умер в среду, 24 апреля 2024 года, в своем доме в Северной Калифорнии, в окружении своей преданной семьи, - сообщается в некрологе. - Семья Майкла хотела бы поделиться с его верными друзьями и неравнодушными поклонниками тем, что он ушел из жизни мирно. Его последние дни были наполнены музыкой, окружены любовью семьи. Майкл прожил свою жизнь с детским удивлением, идя по пути глубокого самосозерцания, соединяющего разум и сердце.
Майк родился в Бирмингеме, Англия, 27 декабря 1941 года. В 1964 году он создал Moody Blues вместе с Денни Лэйном, Рэем Томасом, Клинтом Уориком и Грэмом Эджем. Два года они играли жесткий ритм-н-блюз, позже звучание несколько изменилось с приходом новых музыкантов. Пиндер был последним остававшимся в живых участником первого состава группы: Денни Лэйн умер в декабре 2023-го.
Майк оставался клавишником и автором песен Moody Blues вплоть до 1978 года, принимал участие в записи всех альбомов этого периода, а также прославился как новатор, используя в своем творчестве меллотрон – электромеханический клавишный инструмент, созданный в Англии в 1960-х. По легенде, именно Пиндер познакомил с меллотронами (которые они сам модифицировал) группу Beatles. Уйдя из группы, Майк выпустил четыре сольных альбома. В 2018 году вместе с другими участниками Moody Blues был введен в Зал славы рок-н-ролла.