Рецензия на документальный фильм «Навальный»: Сюрприз «Сандэнса»
Оценка: 8 из 10
Премьера документального фильма «Навальный» состоялась на кинофестивале «Сандэнс». Платформа HBO Max выпустит фильм в 2022 году. Режиссёр: Дэниэл Роэр.
У организаторов кинофестиваля «Сандэнс» есть традиция – ближе к концу каждого смотра анонсировать секретный показ фильма, который держат в тайне до самого последнего момента. В доковидные годы так состоялись премьеры картин «Прочь» Джордана Пила, «Талли» Джейсона Райтмана и «Эдди «Орел»» с Тэроном Эджертоном и Хью Джекманом. В 2022-м таким сюрпризом стал документальный фильм Дэниэла Роэра про Алексея Навального, который сейчас находится в тюрьме и, скорее всего, ещё не скоро сможет оценить историю о себе.
Фильм «Навальный» охватывает небольшой отрезок времени – начиная с событий в августе 2020 года на борту самолёта, летящего из Сибири, и до реабилитации в Германии и возвращения в Россию. Минимум скачков во времени, никаких рассказов о детстве и становлении как личности, никаких пересказов страниц из «Википедии»: только линейное повествование, разворачивающееся в лучших традициях политических триллеров и драм о журналистских расследованиях – таких как «Вся президентская рать» Алана Пакулы или «В центре внимания» Тома МакКарти.
Скорее всего, у большинства россиян мнение об этом фильме сформировалось еще в момент его анонса, и оно вряд ли изменится после просмотра: сторонники Навального нарекут кино житием мученика, а сторонники действующей власти окрестят «заказом Запада», что технически верно – производством занимались CNN и HBO Max. Тем не менее, картина Роэра не выглядит как прямолинейная пропаганда, она открытым текстом ни к чему не призывает и не предлагает делать эмоциональных выводов, а выглядит, скорее, как акт информационной поддержки. В картине нельзя обнаружить пространственных спекуляций или манипуляций со зрителем на основе общепринятой этики, как, например, в другом доке HBO «Добро пожаловать в Чечню».
«Навальный» — это в первую очередь увлекательное журналистское расследование, от просмотра которого трудно оторваться даже человеку, далекому от политической ситуации в мире. Начинающий документалист Дэниэл Роэр не боится тяжёлых задач и деликатных тем. Для своих короткометражек он колесил по всему миру (от Японии до Уганды), рассказывал о геноциде коренных племён Африки и случаях сексуальных домогательств в англиканской церкви. При этом его полнометражный дебют - музыкальная документалка о Робби Робертсоне, одобренная самим Мартином Скорсезе - не затрагивал острых социально-политических проблем.
Объединившись с болгарским журналистом Христо Грозевым, который вел расследование отравления Навального для издания Bellingcat, режиссёр фильма выстраивает захватывающее и напряжённое повествование. В самом начале картины главный герой просит режиссёра на камеру, чтобы тот ни в коем случае не превращал свой труд в утомительные мемуары: «Если меня убьют, то снимем другой, скучный фильм в память обо мне». И действительно, назвать картину скучной не получается даже при всём желании.
Во-первых, с художественной точки зрения фильм снят предельно компетентно и качественно. Динамичный монтаж, интенсивная оркестровая музыка Мариуса Де Фриза, приложившего руку к саундтрекам «Мулен Ружа» и «Ла-Ла Ленда», иммерсивная операторская работа – всё это выступает единым фронтом, чтобы вжать зрителя в кресло и на некоторое время разучить его дышать.
Во-вторых, смысловая нагрузка фильма оказывается не столь очевидной и простой, как это может показаться на первый взгляд. С одной стороны, здесь вполне ожидаемо критикуется авторитарный режим как явление, но с другой, это всё же не совсем либеральный манифест, потому что главные ценности, которые воспевает Роэр – в первую очередь универсальные, гуманистические. Прослеживается это через подачу истории, через наблюдение за жизнью политика как за жизнью обычного человека, который после страшного, почти смертельного отравления вместе с дочкой снимает тик-токи, гуляет с женой по немецкой глубинке, играет в перерывах в Call of Duty на телефоне. В отличие от серии интервью с российским президентом Оливера Стоуна, в «Навальном» не найти сцен, которые выглядят отрепетированными и проговоренными заранее. Нет в нем и альтернативных версий событий. Это в большей мере кинематографическое произведение, нежели политическая реакция (что, впрочем, не умаляет его влияния).
Авторам фильма удалось сделать сильный, актуальный триллер-расследование в духе ведущих представителей жанра политического (не всегда документального) кинематографа – Брайана Фогеля, Алекса Гибни и даже того же Оливера Стоуна в его лучшие годы. «Навальный» — это фильм не компромиссный в своих идеях, но и не радикальный до крайности. Не либеральный, но и не анархичный.
Вадим Богданов, InterMedia
«Игра королевы» с Джудом Лоу и Алисией Викандер выйдет в России в июне
Локализованный трейлер и дату выхода в российский прокат фильма «Игра королевы» (Firebrand) обнародовала 16 мая 2024 года кинокомпания «Вольга». Главные роли в историческом драме режиссера Карима Айнуза исполнили Алисия Викандер и Джуд Лоу, а также снялись Эдди Марсан, Сэм Райли, Амр Вакед, Руби Бенталл, Брайони Ханна, Саймон Расселл Билл, Миа Трипплтон и др.
- Англия эпохи Тюдоров. Страной правит Генрих VIII, известный своей жестокостью даже к женам, две из которых были обезглавлены. Екатерина Парр, аристократка выдающегося ума и сильного характера, становится уже шестой его женой и осознает риск своего положения, - сообщается в синопсисе. - Съедаемый паранойей Генрих везде видит предателей и врагов, а в сердце Екатерины зреет запретная страсть. Сможет ли она победить в этой опасной игре, когда на кону стоит не только престол, но и жизнь?
В российский прокат «Игра королевы» выйдет 13 июня.
Андрей Смоляков и Кузьма Сапрыкин отправятся на поиски маньяка в «Оперативной памяти»
Съемки детективной драмы «Оперативная память», производством которой будет заниматься компания «ВайТ Медиа», стартовали в конце весны 2024 года. Сюжет сериала телеканала НТВ и онлайн-кинотеатра IVI развернётся вокруг майора оперативного розыска Багрышева, который вынужден скрывать начавшуюся болезнь Альцгеймера, и молодого стажёра Соломатина: именно ему следователь передаёт опыт и знания и старается не забыть, что делал сегодня утром. Главные роли в картине исполнят народный артист России Андрей Смоляков и актёр Кузьма Сапрыкин, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе проекта.
Опытный майор Багрышев (Андрей Смоляков) ревностно воспринимает прикрепление к нему молодого стажёра Соломатина (Кузьма Сапрыкин), думая, что его появление лишь приблизит выход на пенсию. Однако первые симптомы Альцгеймера ещё больше усугубляют его положение – Багрышев понимает, что ему придётся уйти в отставку. Соломатин считает, что майор – настоящий ас в оперативном розыске, и именно у него он должен учиться, чтобы стать первоклассным полицейским. Поэтому предлагает новому начальнику заключить договор: Багрышев передаёт ему весь свой опыт и знания, а взамен он становится для него своеобразной «оперативной памятью», то есть всячески помогает и подчищает все его проколы. Багрышев соглашается. В первый же день совместной работы напарники обнаруживают в озере трупы. Способ убийства напоминает почерк маньяка, которого Багрышев застрелил при задержании несколько лет назад. Майору и стажёру предстоит докопаться до правды в этом запутанном деле, но у них не так много времени, ведь важные «файлы» стираются из головы опытного следака.
- Сюжет сериала развивается вокруг поиска маньяка, который убивает молодых девушек в парках Москвы на протяжении последних восьми лет, - говорит режиссёр-постановщик Сергей Попов. - Главный герой картины, майор Багрышев, всю жизнь посвятил оперативной работе, заработал репутацию лучшего в своём деле и через три месяца должен был уйти на пенсию. Неожиданно у него обнаруживают болезнь Альцгеймера, из-за которой он очень скоро должен стать недееспособным. Как раз в это время к нему прикрепляют молодого напарника Соломатина, которого он должен обучить профессии.
По словам режиссера, проект показался ему интересным, потому что Багрышев, человек без страха и упрёка, оказывается в ситуации, когда болезнь всё же сильнее его.
- Он не способен сопротивляться ей, несмотря на всю свою волю и железный характер, ему приходится взглянуть на жизнь совершенно по-другому, - отмечает Сергей Попов. - И всё, что ещё вчера казалось важным, сегодня перестает быть таковым. Я уверен, что зрителям будет интересно увидеть замечательного актёра Андрея Смолякова, совсем другим, не только сильным и несгибаемым, но и ранимым и трогательным.
Съёмочный процесс в основном будет проходить в Москве.
- По большей части это центр Москвы, старинные улочки со своим характером, но часть эпизодов будем снимать в новых районах, например, сцены, где маньяк прячет своих жертв, - говорит режиссер. - Это будут страшные и заброшенные места. Интрига сериала будет заключаться в том, что зрители до последнего не будут понимать, кто же из героев – тот самый маньяк.
Роль эксперта-криминалиста Марины исполнит Мария Андреева.
- Мне сразу понравилась история, так как я очень люблю детективы, где в каждой серии расследуются отдельные убийства, а параллельно есть основная линия, которая раскрывается в самом конце, - рассказала актриса. - Это даёт ощущение многослойности сюжета.
Ранее сообщалось, что съемки полнометражного фильма «Беляковы в отпуске» стартовали в мае 2024 года в Краснодарском крае. Проект является спин-оффом о жизни «вечного телезрителя» Сергея Белякова, образ которого комик Сергей Светлаков воплотил в проектах «Наша Russia» и своем шоу «Светлаков+».
Сергей Светлаков сыграет культового персонажа в фильме «Беляковы в отпуске»
Съемки полнометражного фильма «Беляковы в отпуске» стартовали в мае 2024 года в Краснодарском крае. Как сообщает пресс-служба канала ТНТ, проект является спин-оффом о жизни «вечного телезрителя» Сергея Белякова, образ которого комик Сергей Светлаков воплотил в проектах «Наша Russia» и своем шоу «Светлаков+». Производством занимается студия «Sverdлovsk», режиссером стал Александр Назаров (обладатель Гран-При кинофестиваля «Короче»), для которого фильм станет дебютом в полнометражном кино.
По сюжету, обычная семья Беляковых из города Таганрога приезжает на отдых в Турцию и попадает в затруднительную ситуацию: по ошибке главы семейства Сергея Белякова номера отеля оказались оплаченными на следующий год, а денег на обратную дорогу нет. Но беда не приходит одна. В отеле Беляковы встречают обеспеченную семью Дубравиных, которым они смертельно завидуют со школьных лет, и во всём пытаются с ними конкурировать. Беляковы не могут признаться в своём провале «заклятым друзьям» и идут ва-банк: начинают изображать из себя представителей элиты, закапываясь в своём вранье всё глубже. А разоблачение - всё ближе. Ведь Беляковы живут в отеле нелегально, ночуют, где придется. И по их следам уже идет главный менеджер отеля, непримиримый борец с русскими нарушителями по имени Али. В такой напряженной ситуации конфликты между Беляковыми неизбежно развиваются до критической точки. Но, возможно, это именно то приключение, которое Беляковым необходимо пережить, чтобы разрешить эти конфликты раз и навсегда.
Сергея Белякова сыграет Сергей Светлаков, его жену - Светлана Листова, а сына – Александр Новиков. Также в комедии снимаются Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич, Алексей Фалько и др. Съемки пройдут в Сочи, Анапе и Геленджике.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера шоу «Светлаков+» состоится на ТНТ 24 мая.