Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Виталий Ставицкий: «Наша главная цель – увеличить национальный рынок дизайна в 10 раз»

28.12.2021 14:22 Lifestyle Рубрика: Дайджест 16+

Союзу дизайнеров России (СДР) в декабре 2021 года исполнилось 30 лет. В честь юбилея творческого объединения его президент Виталий Ставицкий рассказал о малоизвестных фактах из истории отечественного дизайна, нынешнем дне СДР, а также о ключевых проблемах развития дизайн-отрасли в стране и путях их решения.

Виталий Викторович, в своем предыдущем интервью «Российские дизайнеры – мировые трендсеттеры, определяющие развитие глобальных индустрий» для издания «1474» вы рассказали об успехах зарубежного дизайн-рынка и существенной роли наших дизайнеров в его развитии. Нынешний разговор проходит в дни празднования 30-летия Союза дизайнеров России. В этой связи, с одной стороны, не хотелось бы особо заострять внимание на существующих проблемах, но, с другой ‒ как говорится, юбилей – хороший повод поговорить о том, что было, есть и что будет. Поэтому, обращаясь к тому, что было, предлагаю совершить небольшой экскурс в прошлое отечественного дизайна. На фоне того, что за рубежом, как вы сами не раз отмечали, наш национальный дизайн не признают и никак не идентифицируют, хочу спросить у вас: по прошествии советского периода развития дизайна, нынешних, уже российских трех десятилетий неужели у нас, образно говоря, за душой нет ничего, чем можно и нужно гордиться дизайн-отрасли России?

Что вы! Напротив, наша история наполнена огромным количеством достойнейших примеров, заслуживающих всемерного уважения и безграничной гордости. Так, именно дизайнеры из СССР в 80-е годы минувшего столетия спрогнозировали те прорывные технологии, которые за рубежом появились только спустя 15–20 лет. Речь идет об уникальном изобретении наших специалистов, получившем название СФИНКС.

В сентябре 1987 года советский журнал «Техническая эстетика» опубликовал статью о домашнем телерадиокомплексе, поразившем иностранцев гениальной задумкой и прогрессивным дизайном. Концепт, предвосхитивший современную идею умного дома, презентовали в 1985 году на международном проектном семинаре «Будущее часов» в Ереване сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) Дмитрий Азрикан (руководитель проекта), Алексей Колотушкин и Валерий Госсен.

Несколько позднее, в 1987-м, фрагменты концепта воплотили уже в СФИНКС – суперфункциональную интегрированную коммуникативную систему, предназначенную для получения информации от всех устройств жизнеобеспечения дома или квартиры, а также управления ими. В том числе – дистанционно! Дизайнеры ВНИИТЭ создали удобный и функциональный интерфейс единой системы. В ее комплект входили дисплеи, беспроводные акустические колонки с объемным звучанием, наушники, ручные пульты разных размеров, процессор с тремя блоками памяти.

СФИНКС, позиционируемый как система радиоэлектронного оснащения жилища будущего, уже в то время предугадал сегодняшние идеи Apple и Google по созданию целых экосистем гаджетов. Более того, именно дизайнеры ВНИИТЭ едва ли не первыми в мире разработали концепты наручных смарт-часов, которые сейчас производят Apple и Huawei.

В ряду уникальных разработок легендарного института можно назвать также проект перспективного такси, созданный в 1964 году, который, по оценке экспертов, по своему решению получился удачнее автомобиля итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро, предложенного через 10 лет. К сожалению, в массовое производство наше такси так и не запустили, но, на мой взгляд, его вполне можно считать предшественником популярных минивэнов, покоривших спустя почти 20 лет автодороги Европы и Америки.

Важными вехами в летописи ВНИИТЭ стали проект «Серебряная нить» по созданию нового поезда повышенной комфортности для Московского метрополитена в 1987 году, разработка первого переносного кассетного магнитофона «Сайгак» (1987 год), жилого автоприцепа «Рапан» (1988 год) и многое другое.

Надо признаться, в силу разных причин далеко не все дизайн-проекты, созданные в советский период, оказались реализованы. Некоторые из них так и остановились на этапе концептов. Но эти проекты развивали дизайн-отрасль, двигали ее вперед, зачастую опережая свое время по дерзости и гениальности идей.

Так что погрузитесь в историю отечественного дизайна, и вы убедитесь, что нам есть чем гордиться!

Осмелюсь предположить, что нынешнее поколение российских дизайнеров так же талантливо, успешно и плодотворно?

И не ошибетесь. Сейчас большим спросом во всем мире пользуются портативные колонки JBL или, скажем, умные колонки Harman Kardon. Однако мало кто знает, что ведущие дизайнеры в этих компаниях-производителях – наши соотечественники.

Сегодня российские специалисты также участвуют в создании итальянской мебели, которая ассоциируется с изысканностью, роскошью и стилем и широко популярна во многих странах. Более того, дизайн интерьера нового Fiat 500 – легенды итальянского автопрома – разработала российский дизайнер Инна Кондакова.

Современность в дизайне – время для всевозможных коллабораций. Это особенно характерно для фэшн-индустрии. Отмечу, в частности, коллаборацию Puma x Outlaw Moscow, когда отечественный бренд Outlaw Диляры Минрахмановой и Максима Башкаева объединился с немецкой компанией и выпустил коллекцию спортивной одежды, которую – не поверите! – за рубежом раскупили за несколько дней, а в некоторых странах вообще смели с полок буквально в считаные часы.

Успешная коллаборация с Puma получилась и у бренда Jahnkoy Марии Казаковой. В 2017 году Мария со своей маркой стала номинанткой премии для молодых дизайнеров LVMH Prize – престижного конкурса от французского модного дома Louis Vuitton.

Подчеркну: истоки у всех примеров, приведенных мной, одни – отечественная школа дизайна!

Отрадно, что российские дизайнеры настолько успешны и признаны. Однако, согласитесь, большинство фактов свидетельствуют все-таки о том, что как высококлассные специалисты они состоялись именно на западном рынке дизайна… Не секрет, как много для любой страны значат ее интеллектуальные ресурсы, являющиеся национальным богатством. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия отечественная наука столкнулась с глобальной проблемой «утечки мозгов» за рубеж. Насколько знаю, она актуальна по сей день, хотя, возможно, и не в такой критичной степени. А российскому дизайну присуща «утечка мозгов»? Если – да, то, как вы считаете, в чем причины, по которым молодые специалисты уезжают на Запад? Невостребованность, невозможность полностью реализовать себя в России?

– К сожалению, вы правы. У нас ежегодно 10–15 тысяч специалистов в сфере дизайна уезжают из страны, наверное, в первую очередь потому, что в России у них нет достаточного объема заказов. Если говорить о промдизайне, то в этом сегменте просто нет работы на родине.

Некоторые специалисты, такие, например, как предметные дизайнеры Дима Логинов и Екатерина Елизарова, остаются жить в России, но при этом успешно сотрудничают с западными компаниями. В частности, Катерина основала дизайн-студию Ekaterina Elizarova Design и разрабатывает частные и общественные интерьеры по индивидуальным заказам, а также создает уникальные предметы интерьера ‒ мебель, светильники, аксессуары, которые производят преимущественно европейские фабрики. К слову, очень серьезные бренды. Елизарова также регулярно участвует в крупнейших международных выставках. Это важно для формирования собственного имени и бренда на мировом рынке.

Но, конечно, многие уезжают за рубеж. В принятии такого решения, на мой взгляд, все зависит от страны, в которой дизайнер предполагает работать. Где-то, скажем в Италии, у дизайн-специалистов зарплата небольшая, но вот в Германии – это уже серьезный доход: речь может идти о десятках тысяч евро ежемесячно.

Согласен, в целом «утечка мозгов» – достаточно неприятная история. Но сегодня она абсолютно логична: для молодежи не существует границ либо языкового барьера. Молодые люди легко мигрирует как внутри своей страны, так и за ее пределы. А причин остаться за рубежом, как видим, всегда предостаточно: начиная от интересной и высокооплачиваемой работы и заканчивая, например, той же пандемией ‒ много наших дизайнеров остались в странах, в частности в Индонезии, Китае, в которых отдыхали на момент объявления карантина и закрытия границ. В итоге ребята были вынуждены оперативно искать работу. Но они – скорее исключение, чем правило.

По подсчетам аналитиков, к середине 90-х годов прошлого века экономические потери России от интеллектуальной эмиграции составили около 30 миллиардов долларов. К 2003 году убытки страны от «утечки мозгов» и оттока ноу-хау уже превысили 1 триллион долларов. А каковы эти цифры в сфере дизайна сейчас?

– Боюсь, с одной стороны, эти показатели никто не подсчитывал, а с другой – не ошибусь, если буду утверждать, что в названные суммы также входят финансовые потери – и немалые! – от утечки российских дизайнерских «мозгов» за рубеж. К сожалению, молодые люди, которые сейчас обучаются в вузах по дизайнерским специальностям, как бы печально это ни звучало, уже изначально нацелены уехать в другую страну, а скорее всего – в ту иностранную компанию, которая предоставит им работу.

Приведу высказывание доцента кафедры промышленного дизайна Академии Штиглица и руководителя образовательной программы «Дизайн средств транспорта» Сергея Хельмянова, которое я постоянно цитирую на различных форумах и дискуссиях. Так вот, Сергей Петрович с горечью говорит, мол, «я экспортер кадров за рубеж». Каждый год он выпускает от 20 до 50 специалистов в области промышленного дизайна, впоследствии почти все они уезжают за границу. А потом мы умиляемся, что практически весь международный автопром держится именно на российских дизайнерах.

Лично я как президент СДР главную задачу вижу в том, что мы должны убеждать молодых специалистов оставаться в России. Однако, чтобы наши слова были вескими, необходимо сформировать в стране современный по уровню и объемам дизайн-рынок, который позволит талантливым дизайнерам реализовать себя на родине. Для этого надо донести до лидеров отечественного бизнеса всю важность внедрения дизайна в промышленное производство. Как показывают практика и опыт иностранных коллег, он реально увеличивает конкурентоспособность российской продукции не только на внутреннем, но и на международном рынке. Таким образом, это приведет к ощутимому росту национальной экономики и формированию новых рабочих мест, что, согласитесь, для всех нас также немаловажно.

Виталий Викторович, а может быть, молодые дизайнеры уезжают на Запад еще потому, что на отечественном рынке они слабо защищены, в частности, от нарушения их авторских прав? Это явление – болевая точка российской дизайн-индустрии?

– К сожалению, и здесь вы правы: в нашей отрасли проблема копирования авторских работ и проектов очень остра. Понятно, прямое копирование преследуется законом. Но еще есть такое понятие, как styling – буквально моделирование, предполагающее переработку чьих-то идей. Придуман для этого злостного явления и другой термин – авторская интерпретация, призванная, как я вижу, несколько размыть деяния нечистоплотных «творцов».

На мой взгляд, в каждом отдельном инциденте необходимо тщательно разбираться: нарушены ли права конкретного дизайнера, и если – да, то насколько сильно? Если же факт нарушения будет установлен, то, как показывает практика, у пострадавшего дизайнера есть два пути разрешения ситуации. Первый – обратиться в суд, но это немалые финансовые затраты и существенная потеря времени. Второй – не забывая о произошедшем, продолжать нарабатывать новые дизайн-продукты и их реализовывать. Дело в том, что сегодня время – это, наверное, один из основных критериев, влияющих на эффективность нашей профессиональной деятельности. За месяц вынужденного простоя, вызванного, скажем, необходимостью участвовать в судебных заседаниях, экспертизах и так далее, можно легко потерять свой рынок: разработки, которые вы сделали, но вовремя не запустили в реализацию, просто перестают быть актуальными и востребованными.

Поэтому, как свидетельствует опыт, многие дизайнеры и производители, взвесив все за и против, выбирают именно второй путь: выпускать как можно больший ассортимент дизайн-решений и продуктов, своевременно пополнять его, чтобы так называемые коллеги не успевали плагиатить.

Знаю, существуют профессиональные кодексы чести и этики дизайнеров. Не помогает?

– Увы, не всегда! Да, они даже есть у международных ассоциаций. Например, СДР руководствуется Международным профессиональным кодексом чести дизайнера, который пропагандирует основные принципы этических норм в дизайнерской практике. Они приняты организациями – членами WDO (Всемирная организация дизайна) и ICSID (Международный совет организаций промышленного дизайна). В нашей иерархии – это наивысший уровень!

Так вот, в одном из разделов этого кодекса – «Ответственность перед другими дизайнерами» ‒ черным по белому прописано, что «дизайнер не имеет права следовать указаниям клиента, если это ведет к созданию плагиата, а также сознательно создавать плагиат».

Но, извините, вообще-то все мы творим в условиях рынка. По этой причине есть и такие, кто считает, что его законы превыше всего. Рынок – само по себе очень хищное пространство: здесь кто первый встал, того и тапки.

То есть, к сожалению, плагиат – это устойчивый мировой тренд?

– К стыду, даже самые именитые бренды не гнушаются, так сказать, подворовывать. И суды, которые расследуют факты плагиата в сфере дизайна, – тому подтверждение.

Каким вы видите решение вопроса защиты авторского права в промышленном дизайне и дизайн-индустрии в целом?

– Я убежден, при желании всегда можно установить истинного автора. Доказательством здесь могут служить, скажем, предварительные наброски (эскизы), варианты дизайнерского решения, финальные файлы, электронная переписка с заказчиком и участниками проекта, если они есть. Эти и другие факты суды принимают в качестве доводов. В конце концов, могут быть свидетели, готовые подтвердить, что именно вы в такое-то время занимались этой разработкой.

На мой взгляд, гарантом защищенности авторских прав служат грамотно составленные юридические документы, в первую очередь – договор между исполнителем и заказчиком. Распространенный пример, когда дизайнер утверждает, что заказчик присвоил предложенное решение. Но при детальном разборе ситуации выясняется, что дизайнер изначально не решил правовые вопросы в свою пользу: подписал неконкретно составленное техническое задание, не заключил договор, в котором обязательно должны быть отражены, в частности, права сторон на результаты интеллектуальной деятельности, не соблюдены другие юридические правила. Более того, может оказаться, что у дизайнера нет соответствующего статуса: он не является ни самозанятым, ни индивидуальным предпринимателем, ни законным представителем юрлица.

Мы не должны выпадать из правового поля и обязаны знать хотя бы элементарные юридические каноны. Важно всегда помнить о том, что авторское право возникает в момент создания продукта. Как только вы нарисовали эскиз или создали 3D-модель, они уже являются активом, которым вы можете распоряжаться по собственному усмотрению. Главное, при возникновении спора об авторстве – подтвердить и доказать ваше право.

Виталий Викторович, как в наше время молодому дизайнеру заявить о себе? Какими он должен обладать качествами? Поделитесь секретами профессионального мастерства…

– Чтобы добиться успеха в дизайне, во-первых, необходимо очень много и упорно трудиться, не зацикливаясь на каких-то одних, пусть даже супергениальных решениях. Словом, не нужно уподобляться отдельным отечественным певцам, исполняющим один и тот же хит в течение 20–30 лет. В дизайне такое не прокатывает.

Во-вторых, хороший дизайнер, как правило, старается разработать за месяц 40–50 концептов, из которых только один-два, в лучшем случае, получат свое творческое продолжение и развитие.

В-третьих, немаловажную роль в достижении признания играют наличие у молодого специалиста каких-то собственных нестандартных наработок, выделяющих его из общего круга коллег, а также его умение убедить заказчика, что предложенное им дизайнерское решение в отличие от других (конкурентов) – единственно правильное.

Многие ли дизайнеры пытаются делать все, так сказать, в одиночку?

– Нет. В одиночку мало что получается. Это всегда работа больших команд. Бывает недостаточно сделать только искусный дизайн. Он обязан быть в первую очередь технологически выгодным: легко воспроизводимым и дешевым в массовом производстве. То есть дизайн должен иметь достаточно низкую себестоимость. А это, поверьте, – дело не одного дня и даже месяца.

Например, чтобы прийти к созданию первого iPhone, такая глобальная компания, как Apple, проделала большой путь, растянувшийся не на одно десятилетие. Как минимум это заняло у нее, насколько помню, почти полвека.

На мой взгляд, сейчас для начинающих студий и творческих коллективов довольно комфортное время для входа на рынок дизайна. Подскажите, как сегодня, учитывая степень развития дизайн-индустрии и требования к ней, перспективной команде из двух-трех человек лучше двигаться по пути достижения результата? На кого равняться и от каких правил отталкиваться?

– Вопрос сложный, и однозначного ответа на него я не дам. В дизайне, как в жизни: каждый выбирает свой путь. Как ни странно, часто молодые команды обращаются в союз с запросами типа ‒ дайте нам заказчиков, решите за нас вопросы, обеспечьте ресурсами, которые помогут расти дальше.

А есть творческие команды, которые самостоятельно разрабатывают оригинальную бизнес-модель, позволяющую им в кратчайший срок – буквально за пару-тройку лет занять лидирующие позиции на рынке, стать, скажем, полноправным членом Ассоциации коммуникационных агентств России, войти во всевозможные рейтинги.

Повторюсь, каждый выбирает собственный сценарий профессионального развития. И на традиционный вопрос начинающих коллег и студентов профильных вузов: «Как же нам занять нишу на рынке?», отвечу, что формирующийся отечественный рынок дизайна пока еще позволяет творческим, трудолюбивым и целеустремленным молодым специалистам занять свой перспективный сегмент.

Союз дизайнеров России помогает им в этом?

– Ну конечно. Например, разрабатываем образовательные программы, связанные с получением как первого высшего, так и дополнительного образований в области дизайна. Налаживаем связи с потенциальными клиентами – различными российскими и западными компаниями. Помогаем молодым дизайнерам с организацией их стажировок за рубежом.

Помимо того, мы создаем общероссийскую информационную базу, где заказчики могут подобрать себе дизайн-компанию или специалиста, подходящих для реализации того либо иного проекта. В базу СДР уже внесены данные 4000 наших дизайнеров, как самозанятых специалистов, так и индивидуальных предпринимателей.

О каких направлениях деятельности вашего союза еще можно рассказать?

– Основные меры, принимаемые нами, направлены на поддержку и популяризацию отечественного дизайна на территории России и за рубежом. Главная цель – увеличить национальный дизайн-рынок в 10 раз и довести долю работающих в нашей индустрии до 2,5% экономически активного населения страны.

Участвуем также в формировании связей между образовательными учреждениями и бизнесом. В частности, чтобы будущие дизайнеры сразу начинали работать в реальных рыночных условиях.

Помимо этого союз уделяет серьезное внимание вопросам экспортной политики. Мы популяризируем во всем мире российское лицо дизайна – Made in Russia, то есть те товары, которые производятся у нас, нашу национальную стилистику. Культивируются же за границей, скажем, немецкий дизайн, считающийся олицетворением эффективности и функциональности; швейцарский, в основе которого – философия школы Баухаус «форма следует за функцией»; итальянский дизайн... И так далее.

А вот у российского дизайна своего самобытного лица на международном рынке, к сожалению, пока еще нет. Однако мы усиленно работаем над этим.

Виталий Викторович, не так давно Союз дизайнеров России и Ассоциация специалистов индустрии дизайна сформировали Совет по дизайну. Расскажите подробнее, каковы его цели и задачи?

– Совет по дизайну – это консультативный орган. Сформирован он с целью проведения экспертизы решений государства, которые касаются развития индустрии дизайна, а также для позиционирования отрасли как драйвера инновационной политики страны и урегулирования процессов в профессиональном сообществе, в частности, консолидации региональных систем дизайна.

В числе его основных задач – обеспечение взаимодействия государственных органов с нашим экспертным сообществом, ведение политики в сфере дизайна через формирование единой стратегии развития индустрии, подготовка и участие в госпрограммах, а также выработка экспертного мнения по международному позиционированию национального бренда Made in Russia и официальная презентация отечественной дизайн-индустрии за рубежом.

Насколько СДР активно использует площадки публичных мероприятий для обсуждения актуальных проблем современного дизайна?

– Мы просто обязаны всегда быть там, где идут дискуссии о дизайне, обсуждаются перспективы его развития и продвижения на глобальном рынке.

Например, в октябре в Казани состоялся международный форум и премия в области визуальных коммуникаций, архитектуры, промышленного и продуктового дизайна Best for Life Design. Это – ежегодное мероприятие для ведущих дизайнеров и архитекторов со всего мира, представителей творческих сообществ и общественных организаций, которые собираются, чтобы обсудить новые тенденции и поделиться опытом решения актуальных вопросов в профессиональной сфере. Союз дизайнеров России – партнер форума, я вхожу в экспертный состав жюри премии.

Хедлайнером Best for Life Design Forum & Award 2021 стал всемирно известный промышленный дизайнер, основатель дизайн-студии Karim Rashid INC Карим Рашид.

Примечательно, что этот форум посвятили мифам и стереотипам о дизайне, а также их преодолению. В премии приняли участие более 50 компаний, представивших жюри проекты в разных отраслях дизайна, благодаря которым жилые и рабочие пространства, а также места для отдыха станут максимально комфортными и экологически безопасными.

Особо подчеркну, с нынешнего года Best for Life Design Forum & Award включили в событийный календарь и программу поддержки World Design Organisation.

Знаю, что Союз дизайнеров России, став одним из соучредителей Федерации креативных индустрий, также занимает лидерскую позицию в деятельности этого самого крупного в стране объединения творческого бизнеса…

– Мы стараемся участвовать во всех мероприятиях, тематика которых касается и креативных индустрий. Междисциплинарность дизайна позволяет нам это. Так, в ноябре союз выступил партнером по теме дизайна коммуникаций в хакатоне SPB Travel Industry Hack 2021 «Въездной туризм. Перезагрузка!». Команды университетов Санкт-Петербурга решали кейсы, предложенные компаниями и институтами развития туризма, сервиса и гостеприимства. Лучшие креативные решения были отмечены призами и подарками от владельцев кейсов и организаторов мероприятия.

Недавно СДР участвовал еще в одном хакатоне. Его провели АНО «Креативная экономика» вместе с Роскультцентром при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. На нем 11 студенческих команд из четырех творческих вузов страны состязались в разработке концептуального решения трофея Национальной премии в области креативных индустрий Russian Creative Awards.

Отмечу, студенты откровенно порадовали широтой творческого подхода, разработав 16 визуальных концептов образа статуэтки для Russian Creative Awards, в которых ярко отразили свое видение отечественных креативных индустрий. В итоге победила команда Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица, взявшая за основу символ «семечки» в виде метапланеты.

Добавлю, 18 декабря в Москве в концертном зале «Зарядье» прошла торжественная церемония вручения Russian Creative Awards. Союз дизайнеров России выступил одним из партнеров национальной премии.

Виталий Викторович, уже более четверти века вы занимаетесь дизайном, успешно работали в разных странах мира. Как говорится, многое повидали и вам есть что и с чем сравнивать. С чем вы связываете перспективы отечественного промышленного дизайна и в целом дизайн-индустрии страны? А также, пользуясь случаем, что наш разговор состоялся в канун Нового, 2022 года, что пожелаете коллегам-дизайнерам и всем креаторам России?

– За три десятилетия своего существования Союз дизайнеров России убедительно доказал важность индустрии дизайна для развития отечественной креативной экономики, промышленности, бизнеса и комфортной среды. Сегодня наш союз по праву считают одним из самых крупных и авторитетных общественных объединений, которое активно участвует в глобальной дизайн-политике, помогает талантливым ребятам состояться в профессии и максимально реализовать свой творческий потенциал на родине.

Главное, что Союз дизайнеров России сейчас находится в постоянном диалоге с государством. Конечно, скажу прямо, власть иногда понимает нас, иногда – к сожалению, нет. Но эта дискуссия есть, она продолжается – и слава богу!

Очень здорово, что в нашей стране наконец-то образовалась новая, устойчивая тенденция на развитие креативной экономики. Создание Федерации креативных индустрий – только один показательный пример этого. Мы были искренне рады поддержать общую инициативу объединиться в большую творческую коллаборацию, позволяющую решать многие вопросы коллегиально, сообща, так как в разных отраслях проблемы практически одинаковые.

Нынешний год – Международный год креативной экономики. Но, насколько знаю, уже звучали предложения в целях устойчивого развития России и у нас в стране в скором времени объявить Год креативной экономики. Мы уверены, это обязательно даст свои положительные результаты.

А в наступающем Новом году, как дизайнер, желаю абсолютно всем россиянам быть в гармонии с собой и окружающим миром! Крепкого здоровья, творческого вдохновения, захватывающих дух креативных идей и новых успехов в профессиональной деятельности!

(1474ip, 27.12.21)

«Сенсориум» показал, как один музей меняет сознание всего общества

22.04.2024 15:26 Lifestyle Рубрика: Хроника 16+
предоставлено музеем «Сенсориум»

Музей в темноте «Сенсориум», ставший социальным проектом для незрячих и терапевтическим пространством для видящих, работает в Москве. Его открыл на Арбате предприниматель и психолог Дмитрий Тейбаш.

- Помните страшилку для детей: «В одном черном-черном городе на черной-черной улице…»? Темнота у многих ассоциируются со страхом, но те, кто лишен зрения, не только живут в ней постоянно, но и реализуются в профессии, творчестве, занимаются различными видами спорта, создают общественные и профессиональные движения. Чтобы показать, что они являются такими же полноценными членами общества, как и другие, Дмитрий Тейбаш и открыл этот музей, рассказали агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе проекта.

Посетители музея оказываются в абсолютно темном пространстве, одновременно могут изучить мир незрячих и погрузиться в свой внутренний мир. Это позволяет им совершить важные для себя открытия, получить инсайт или даже просто совершенно новый опыт, меняющий привычные представления о реальности.

- У нас работает десять незрячих гидов-проводников. В основном это люди, которые раньше могли видеть, но по разным причинам лишились зрения. В музее они с гостями меняются привычными ролями. И если в обычной жизни первым нужна помощь и дополнительные средства, чтобы чувствовать себя более-менее комфортно, то здесь они становятся ведущими, а посетители — ведомыми, — рассказывает Дмитрий Тейбаш. — Общение с гидами во время и после экскурсии дает гостям понимание, что люди с ограниченными возможностями могут быть не менее деятельными и активными, чем они сами. Наши сотрудники прыгают с парашютом, занимаются дайвингом. Среди них есть чемпион по картингу, шоудауну — настольному теннису для незрячих.

Кстати, этот музей — единственный в России, если не в мире, где есть стол для такого тенниса, в который могут поиграть посетители, и еще несколько уникальных частей «экспозиции», если ее можно так назвать. «Сенсориум» — не музей в привычном понимании. Он объединяет пять привычных пространств — квартиру, испанский дворик, лавку специй, спортзал и релакс-комнату — в непривычной обстановке. Экскурсия начинается с квартиры, чтобы гости могли немного освоиться и снизить тревожность, неизбежно возникающую при погружении в абсолютную темноту.

- Посещение музея имеет психологический эффект, который можно сравнить с несколькими сеансами психотерапии или массажа. Это связано с тем, что во всех пяти локациях обостряются другие органы чувств — слух, обоняние, осязание, вкус, тело ощущает себя иначе, а ум успокаивается. Мозг начинает работать на других частотах, приходят новые мысли, озарения», — говорит Дмитрий.

По его словам, самой пожилой посетительнице музея, которой 85 лет, удалось избавиться в нем от страха темноты, которым она страдала всю жизнь, и некоторые приходят в музей именно за тем, чтобы решить какие-то внутренние проблемы.

Терапевтический эффект важен, но вторичен. Своей главной миссией команда музея называет инклюзию — вовлечение людей с ограниченными возможностями в полноценную жизнь общества, в активную деятельность. Организация предоставляет им рабочие места, чтобы они могли обеспечивать себя и свои семьи. В ответ на вопрос, каковы главные критерии отбора, Дмитрий отвечает, что самое главное — желание развиваться и готовность коммуницировать с самыми разными людьми.

- Среди наших посетителей много детей, подростков. К нам приходят и молодые пары, и люди в возрасте. Если человек мотивирован, за две-три недели мы обучаем его проводить экскурсии по специально разработанной программе, - отметил он.

Следуя своей миссии, музей участвует в различных партнерских программах. Его сотрудники, например, выступали и проводили мастер-класс на открытии центра ассистивных технологий «Феникс» на ВДНХ.

- Поразительно, как выглядят ребята с современными протезами — накачанные, красивые, похожие на киборгов, в стильных спортивных костюмах, - поделился впечатлениями Дмитрий. - Современные технологии помогают людям с ОВЗ становиться супергероями. Они развиваются, проводят спортивные мероприятия, интерактивы. Сегодня у них есть все технические возможности, чтобы быть включенными в жизнь общества, и само государство уверенно держит курс на инклюзию, развитие доступной среды для них. Задача общества в этом плане — быть психологически готовым к тому, чтобы включать людей с ограниченными возможностями в разные сферы деятельности и относиться к ним как к равным.

«Сенсориум» реализует две социальных программы. Первая — это «Арбат вслепую»: гости проходят экскурсию, а потом отправляются на улицу с тростями и повязками на глазах. Их задача — дойти до магазина «ВкусВилл», который является партнером программы, купить там что-то, оставаясь с завязанными глазами, и потом вернуться в музей, чтобы поделиться эмоциями друг с другом и гидами. Первую часть пути их сопровождают волонтеры, затем искать дорогу приходится самим.

- Я тестировал эту программу, маршрут с повязкой на глазах, и эмоции были очень сильными. Когда в какой-то момент я понял, что остался один и мне нужно попросить кого-то о помощи, чтобы найти магазин, то был абсолютно растерян и понял, как чувствуют себя незрячие люди в мире зрячих. Полностью меняется ощущение окружающей среды, скорость движения, — вспоминает Дмитрий.

Вторая социальная инициатива — «Добрый билет». Музей проводил благотворительные экскурсии для фондов «Родина», «Анна», «Православная семья», «Добрые люди» и других. В основном, это дети из малоимущих семей, беженцы с Донбасса. Для них есть специальные льготные билеты в определенные часы. Любой желающий может принять участие в акции «Добрый билет», подарив такой билет по льготной цене или его половинку нуждающимся, из которых затем фонды формируют группы.

Хотя многие уверены, что, будучи социальным проектом, «Сенсориум» получает государственную поддержку, это не так. В его запуск и развитие Дмитрий Тейбаш вкладывал свои собственные средства.

- По ряду причин мы пока ни разу не попали ни в одну государственную программу поддержки, - сказал он. - Говоря об истории бизнеса, изначально мне предложили принять участие в открытии музея в роли одного из инвесторов, но в результате я стал не только единственным, кто инвестировал, но и позже руководителем, и владельцем “Сенсориума”. При этом мне пришлось вложить втрое больше средств, чем планировалось. А поскольку запуск проекта выпал на год начала СВО, цены выросли, и на ремонт, закупку оборудования мы потратили не два-три месяца, а восемь. Впоследствии я пригласил свою знакомую развивать проект вместе. Сейчас мы супруги и совладельцы музея.

По словам Дмитрия, так как изначальные расчеты оказались неверными и весь сценарий создания проекта был переигран, пришлось брать кредиты, займы, в том числе у частных лиц. Руководитель музея пытался также использовать краудфандинг, но собрать удалось только символическую сумму. Чуть позже он узнал об инструменте краудлендинга и платформе Ко-Фи, где удалось привлечь от инвесторов 2 млн рублей на обновление и оборудования в кофейне, доработку нового сайта — создание новых страниц, введение собственной CRM-системы, подключение билетных агрегаторов, а также на разработку брендбука музея и производство новой вывески.

- Краудлендинг — очень интересная и удобная форма привлечения средств. Банковское кредитование “обезличено”: кредит выдает структура, и конкретные люди не вовлекаются в проект, поэтому там так много отказов. При этом инвесторы с опаской относятся к социальным проектам. Огромный плюс краудлендинга в том, что в финансировании участвует несколько инвесторов и вложить можно любую посильную сумму. При этом на такой платформе есть возможность изучить проект, лучше понять его задачу, миссию, осознать ценность собственных вложений, не только материальную, и принять решение легче, — считает Дмитрий.

Руководитель признается, что финансовые сложности приходится решать до сих пор. Так как изначально на реализацию задуманного пришлось оперативно привлекать средства на не самых выгодных условиях, эта нагрузка все еще продолжает давить. Справляться с проблемами позволяют различные партнерские программы с другими компаниями и увеличение оборотов посещаемости. Помимо обычных экскурсий музей предлагает свидания для двоих, различные мастер-классы в темноте — чайную церемонию, кулинарный, музыкальный мастер-класс, оригами, дегустацию, игру «Мафия» по особым правилам, где ориентация идет на слух, медитацию и другие форматы, которые хорошо адаптируются под темноту.

При свете проходит мастер-класс по чтению и письму на Брайле — языке незрячих, мастер-класс «Гербарий в стекле», художественный мастер-класс. Для клубов и бизнес-компаний есть тренинги по тимбилдингу, эффективным коммуникациям, лидерству и антикризисному управлению. В музее можно организовать корпоратив с различными активностями и кейтерингом в фойе. В планах — сотрудничество с представителями малого, среднего и крупного бизнеса, которых так много на Арбате, где находится музей.

- Есть и много интересных идей, до которых пока просто не доходят руки. Не исключено, что спустя полтора-два года мы откроем новую точку в какой-нибудь необычной локации, — резюмирует Дмитрий.

Фото: предоставлено музеем «Сенсориум»
Теги: музей, новости партнеров
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Дельфийские игры перенесены на более поздний срок

19.04.2024 10:33 Lifestyle Рубрика: Анонсы 16+
соцсети

XXIII молодежные Дельфийские игры России, планировавшиеся к проведению 19-24 апреля 2024 года, в указанные сроки не состоятся. Об этом сообщил 18 апреля Национальный Дельфийский совет.

- Национальный Дельфийский совет России искренне благодарит всех участников, их преподавателей, концертмейстеров и родителей, руководителей коллективов и делегаций, председателей и членов жюри за тщательную подготовку к Играм. Выражаем надежду на ваше понимание.

Информация о новых датах проведения игр будет сообщена дополнительно.

Фото: соцсети
Теги: перенос, Дельфийские игры

Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАСС

предоставлено пресс-службой выставки-форума

IV Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» пройдёт с 2 по 12 мая 2024 года в московском Гостином дворе. Грандиозное событие объединит тысячи художников, мастеров, дизайнеров, руководителей промышленных предприятий, представителей учреждений культуры и туристических администраций, органов государственной власти и, конечно же, профессионалов и любителей истории и культуры со всей страны.

На выставке будут представлены предметы декоративно-прикладного, ювелирного искусства, народных художественных промыслов (НХП), а также живопись, скульптура, антиквариат. Объединенные стенды Республики Татарстан, Крыма, Бурятии, Тывы, а также Приморского и Камчатского края, Волгоградской и Калужской области представят все многообразие своих регионов. Всего в выставке примут участие 78 регионов Российской Федерации.

В рамках деловой программы пройдут дискуссии, лекции, презентации, мастер-классы – всего более 50 мероприятий.

На «Уникальной России» также состоятся специальные события к юбилеям легендарных предприятий и центров НХП России — столетию искусства Палеха и 130-летию предприятия «Торжокские золотошвеи».

Отдельные мероприятия будет посвящены юбилеям выдающихся деятелей культуры, науки и общественной жизни нашей страны. К 190-летию Дмитрия Менделеева состоится презентация энциклопедии экономических трудов учёного, а к 150-летию Николая Рериха будет организован круглый стол и экспозиция, посвящённая путешествию Рерихов в 1903-1904 гг. по древнерусским городам.

Каждый день для посетителей «Уникальной России» будут проходить концерты и фестивали, шоу, модные показы. На форуме также состоятся награждения победителей всероссийских конкурсов «Золотые руки России», «Уникальные мастера России»; сестёр милосердия - наградой «За самоотверженный и милосердный труд».

Организаторы «Уникальной России» более подробно расскажут об участниках экспозиции, мероприятиях деловой и культурной программы на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС 23 апреля.

В числе спикеров:

  • президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства Галина Ананьина,
  • председатель оргкомитета выставки-форума, председатель правления Ассоциации организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции» Сергей Коломийцев,
  • директор выставки-форума и фонда «Уникальная страна» Валерий Богомолов,
  • заместитель директора департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов РФ Евгений Сидин,
  • народная артистка РСФСР Анна Шатилова.

Начало в 15:00.
Адрес: Тверской бульвар, 2 (Пресс-центр ТАСС)
Аккредитация СМИ: +7 (926) 608-08-16 press-center@tass.ru

Выставка-форум «Уникальная Россия» пройдёт 2 - 12 мая 2024 года, по адресу: Москва, ул. Ильинка, 4 (Гостиный двор).

Режим работы: с 11:00 до 21:00.

Аккредитация СМИ на выставку-форум: pr@intermedia.ru, +7 (916) 568-8959 (Ирина Кравченко).

Организатор выставки — Ассоциация организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции».

Существенный вклад в проведение выставки-форума и поддержку Ассоциации вносят Фонд «Уникальная Страна» и Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Официальное пресс-агентство - «ИнтерМедиа».

Дополнительная информация о проекте — на официальном сайте.

Сообщение носит исключительно информационный характер.

Фото: предоставлено пресс-службой выставки-форума
Теги: анонс пресс-конференции, анонс выставки, Уникальная Россия
β 16+