Возвращение «Землян», или почему в мировой музыкальной индустрии так популярны камбэки?
Статья главного редактора информационного агентства InterMedia, руководителя исследования «Культура и культурные индустрии в РФ - 2020» Евгения Сафронова опубликована 27 октября 2021 года в "МК".
Новость о том, что на «Золотом граммофоне» 10 декабря 2021 года выступят музыканты, стоявшие у истоков «золотого» состава группы «Земляне», вызвала целую бурю эмоций у посвящённых в историю коллектива. Появление на сцене Владимира Киселева и Игоря Романова станет, конечно, сенсационным и крайне неожиданным событием - и в то же время предлагаю увидеть в этом всё чаще проявляющуюся закономерность.
Речь идёт о революционных изменениях в сфере культуры, которые мы наблюдаем в последние десятилетия во всем мире. Для стороннего наблюдателя сейчас время стократно ускорилось по сравнению с 90-ми годами прошлого века, и в тысячу раз - если сравнить с 80-ми, когда увидеть на улице человека с телефонной трубкой можно было только в будке. Если раньше смена вкусов публики в значительной степени совпадала со сменой поколений, то теперь за каких-то два-три года мы можем видеть заметную смену концепций – поколение даже не успело смениться, а его музыка уже преобразилась до неузнаваемости, да ещё и не единожды.
Сейчас можно лишь ностальгически вспоминать о временах, когда продюсер мог годами неторопливо искать исполнителя-будущую звезду, как, например, Том Паркер, выведший на Олимп Элвиса Пресли, или Луи Лепле, создавший феномен Эдит Пиаф. Подобрав удачный состав коллектива или разыскав самородка-вокалиста, можно было десятилетиями гастролировать и регулярно получать сверхдоходы.
Сегодня продюсер уже не может ждать ни момента, когда произойдет глобальный переворот в людских пристрастиях, чтобы подстроиться под стиль нового поколения, ни появления удачных кандидатур, подходящих на роль будущей звезды. Сегодня продюсер еле успевает за общим течением шоу-бизнеса, которое вот-вот выйдет из берегов из-за резкого наплыва блогеров, ютуберов и прочих инфлюэнсеров, взявших в руки микрофон. Все, кто умел и не умел петь – неважно – все давно поют, собирают аудиторию, получают гонорары и рекламные контракты, при этом постоянно меняя стили, имидж и даже имена.
Этот феномен часто связывают с бурным развитием технического прогресса – мол, явления культуры становятся всё доступнее, их распространение по всему миру занимает не месяцы, как раньше, а секунды, вкусы аудитории вынужденно меняются. На мой взгляд, это действительно важный фактор, но всё же не главный.
Главное в этом процессе – неконтролируемое изменение (практически равное разрушению) систем, столетиями обеспечивавших преемственность в развитии культуры. Эти системы были очень разными – к примеру, Запад изначально опирался на рыночное саморегулирование (разумеется, под пристальным вниманием элит), а в Российской империи/СССР была построена жесткая централизованная система культурных учреждений – соперничество между этими системами, тем не менее, предполагало передачу знаний, навыков, умений от поколения к поколению на протяжении столетий. Это проявлялось и в массовой культуре – первой массовой книгой, напечатанной Гутенбергом, была Библия (рыцарские романы появились позже), первый граммофонный диск, изданный в России в 1898 году, содержал записи певцов Мариинского театра (и лишь потом на дисках появились цыгане), а в первой в мире радиопередаче в 1906 году прозвучала «О Святая ночь» Адольфа Адана. Как видим, тогда технический прогресс только помогал поддерживать культурную преемственность.
А вот в 1990-х ситуация оказалась совершенно иной. На Западе компании, ранее считавшиеся сугубо технологическими, стали предоставлять всем желающим бесплатный доступ ко всей культурной продукции – это дало им огромную власть и первые места в списке богатейших корпораций мира. Конечно, они могли бы понять, что эти действия разрушают создававшиеся целыми столетиями творческие индустрии (оборот одной только музыкальной индустрии за 20 лет упал втрое) – и подойти к вопросу ответственно, найти способы поддержки для развития и создания творческого контента, на котором строятся их империи. Но этого не произошло.
На другом конце мира в это же время распался СССР, и, разумеется, прекратила существование централизованная система культуры. Учреждения большей частью сохранились, но их судьба оказалась в руках самых разных людей, часто случайных, при этом далеко не всегда отличавшихся высокой культурой и ответственностью.
Парадоксально, но в обоих случаях результат был аналогичным – из сферы культуры ушло множество творческих работников, менеджеров высокого класса, специалистов; культурная преемственность постепенно сходила на нет, многое было просто утеряно. В конечном счете во многих случаях это привело к деградации как творчества, так и аудитории. Сейчас - через три десятилетия - мы особенно сильно ощущаем это в массовых жанрах – музыке и кино.
Именно в этом - истоки «феномена возвращения», наблюдаемого по всему миру. Произведения, созданные в «золотой век» массовой индустрии, пережили уже несколько волн возвращения интереса к ним, на массовую сцену возвращаются артисты, пик популярности которых приходился на 70-80-е. Конечно, акцент в массовой культуре закономерно делается на новые произведения – но ведь цифровая революция предоставила аудитории неоценимую возможность сравнивать. И сравнение это все чаще – не в пользу контента, создаваемого в наше время, что неудивительно – ведь создатели этого контента в массе своей не смотрели «Унесенных ветром», не читали Достоевского и не слушали Beatles. Именно поэтому «Траву у дома» «Землян» публика в караоке будет заказывать и через 20 и через 30 лет – но невозможно себе представить, что лет через 10 нынешнее поколение тинейджеров будет ходить в караоке, чтобы хором спеть песни нынешних поп-звезд или рэперов.
Сейчас можно говорить буквально о параде возрождающихся в последние десятилетия легендарных групп и артистов. Queen и AC/DC, Strokes, Men at Work, Westlife, а теперь даже ABBA снова дают концерты и записывают песни – не просто по случаю, а на серьёзной коммерческой основе. В России либо уже возродились, либо подумывают о возрождении многие из легендарных ВИА. Не все эти попытки удачны, чудовищная организационная и правовая сумятица 90-х если и не нанесла непоправимый вред, то сказалась практически на всех творческих коллективах и организациях. Сложная и отчасти захватывающая предыстория есть и у нынешних «Землян», но, уверен, принятое решение – правильное и своевременное, ситуация явно располагает к возвращению этого выдающегося коллектива на отечественные сцены. А если их примеру последуют и другие коллективы «золотого века», то можно будет говорить об огромном шаге к возвращению на наши сцены культурной преемственности – и здесь, не сомневаюсь, вполне могло бы сказать своё веское слово государство.
Бейонсе лидирует в номинациях на «Грэмми»
Номинанты на премию Американской академии звукозаписи «Грэмми» были объявлены 8 ноября 2024 года. Лидером по числу номинаций стала Бейонсе с ее последним альбомом «Cowboy Carter». Певица претендует на награды в 11 категориях, установив тем самым новый рекорд: 99 номинаций за всю карьеру.
Во всех трех главных категориях (альбом года, запись года и песня года) с ней соперничают Сабрина Карпентер, Билли Айлиш и Тейлор Свифт. У Айлиш, Кендрика Ламара, Post Malone и Чарли XCX по семь номинаций, у Тейлор Свифт, Chappell Roan и Сабрины Карпентер - по шесть.
В номинации «альбом года» представлены «Cowboy Carter» Бейонсе, «The Tortured Poets Department» Тейлор Свифт, «Short n’ Sweet» Сабрины Карпентер, «Hit Me Hard and Soft» Билли Айлиш, «Brat» Чарли XCX, «Djesse Vol4.» Джейкоба Коллиера, «New Blue Sun» André 3000 и «The Rise and Fall of a Midwest Princess» Chappell Roan.
На премию «песня года», награду авторам песен, претендуют «A Bar Song (Tipsy)» Shaboozey, «Birds of a Feather» Билли Айлиш, «Die with a Smile» Леди Гаги и Бруно Марса, «Fortnight» Тейлор Свифт и Post Malone, «Good Luck Babe» Chappell Roan, «Not Like Us» Кендрика Ламара, «Please Please Please» Сабрины Карпентера и «Texas Hold ‘Em» Бейонсе.
В категории «запись года» номинированы «Now and then» Beatles, «Texas Hold 'Em» Бейонсе, «Espresso» Сабрины Карпентер, «360» Чарли XCX, «Birds of a Feather» Билли Айлиш, «Not Like Us» Ламара, «Good Luck Babe» Chappell Roan и «Fortnight» Тейлор Свифт и Post Malone.
67-я церемония вручения премии «Грэмми» состоится 2 февраля 2025 года на Crypto.com в Лос-Анджелесе и будет транслироваться в прямом эфире на CBS и Paramount+. Ведущие вечера и артисты, который выступят на церемонии, будут названы в ближайшие месяцы.
«Мультфильмы» поставили «Шах-мат» русскому року и Duran Duran
Новый сингл группы «Мультфильмы» «Шах-мат» увидел свет 8 ноября 2024 года. Релиз цифрового сингла осуществил «Союз мьюзик». Концертная презентация песни пройдет в Lustra Bar в Москве 23 ноября 2024 года.
- «Шах-мат» — это яркий танцевальный трек, как будто бы вдохновленный Duran Duran и Cure, но с характерными отсылками к русскому року, - говорят о песне музыканты.
«ИнтерМедиа» напоминает, что 2 октября 2024 года «Мультфильмы» выпустили песню «Подари».
Andro вписал цыганские традиции в музыкальные тренды
Andro выпустил альбом «Вера» 8 ноября 2024 года. В новой пластинке он постарался объединить аутентичные мотивы цыганского народа и актуальные музыкальные тренды. Диск, который также является саундтреком к фильму «Gipsy», состоит из шести треков, четыре из которых звучат на цыганском языке.
В треке «Цыган-романтик» Andro распутывает клубок своей идентичности:
- Каждый день я балансирую между двумя мирами — музыкальным и этническим, и эта песня о том, как любовь помогает найти равновесие, — говорит артист.
Трек «Tumse Gilabav», написанный отцом и дядей Andro 12 лет назад, добавляет эмоциональной глубины, превращая альбом в настоящую семейную хронику.