«Голос» продолжится без ГрадскогоУшел из жизни Александр ГрадскийУмер автор «Вестсайдской истории» и «Суини Тодда» Стивен СондхаймАлександр Градский госпитализирован с подозрением на инсультПокинувший Россию Моргенштерн поселился в Арабских ЭмиратахВиктория Исакова и Филипп Киркоров стали героями 15-летия на премии «Больше чем звёзды-2021»Джон Батисте и Джастин Бибер лидируют в номинациях «Грэмми»Чулпан Хаматова стала «Женщиной года» журнала GlamourФилипп Киркоров стал лидером по числу номинаций премии «Виктория-2021»BTS, Megan Thee Stallion и Doja Cat получили награды American Music Awards 2021Фрида Пинто стала мамойОльга Серябкина родила первенцаУмерла Нина РуслановаУмер Валерий ГаркалинМарина Хлебникова пострадала во время пожараШон Мендес и Камила Кабелло объявили о расставанииТелеканал «Муз-ТВ» оштрафуют на миллион за гей-пропагандуМария Ивакова рассталась с Никитой ЕфремовымФильм «Разжимая кулаки» получил специальную награду Европейской киноакадемииЭд Ширан, BTS и Макс Барских получили MTV EMA 2021

Возвращение «Землян», или почему в мировой музыкальной индустрии так популярны камбэки?

27.10.2021 13:00 Музыка Рубрика: Дайджест 16+
Николай Тихомиров

Статья главного редактора информационного агентства InterMedia, руководителя исследования «Культура и культурные индустрии в РФ - 2020» Евгения Сафронова опубликована 27 октября 2021 года в "МК".

Новость о том, что на «Золотом граммофоне» 10 декабря 2021 года выступят музыканты, стоявшие у истоков «золотого» состава группы «Земляне», вызвала целую бурю эмоций у посвящённых в историю коллектива. Появление на сцене Владимира Киселева и Игоря Романова станет, конечно, сенсационным и крайне неожиданным событием - и в то же время предлагаю увидеть в этом всё чаще проявляющуюся закономерность.

Речь идёт о революционных изменениях в сфере культуры, которые мы наблюдаем в последние десятилетия во всем мире. Для стороннего наблюдателя сейчас время стократно ускорилось по сравнению с 90-ми годами прошлого века, и в тысячу раз - если сравнить с 80-ми, когда увидеть на улице человека с телефонной трубкой можно было только в будке. Если раньше смена вкусов публики в значительной степени совпадала со сменой поколений, то теперь за каких-то два-три года мы можем видеть заметную смену концепций – поколение даже не успело смениться, а его музыка уже преобразилась до неузнаваемости, да ещё и не единожды.

Сейчас можно лишь ностальгически вспоминать о временах, когда продюсер мог годами неторопливо искать исполнителя-будущую звезду, как, например, Том Паркер, выведший на Олимп Элвиса Пресли, или Луи Лепле, создавший феномен Эдит Пиаф. Подобрав удачный состав коллектива или разыскав самородка-вокалиста, можно было десятилетиями гастролировать и регулярно получать сверхдоходы.

Сегодня продюсер уже не может ждать ни момента, когда произойдет глобальный переворот в людских пристрастиях, чтобы подстроиться под стиль нового поколения, ни появления удачных кандидатур, подходящих на роль будущей звезды. Сегодня продюсер еле успевает за общим течением шоу-бизнеса, которое вот-вот выйдет из берегов из-за резкого наплыва блогеров, ютуберов и прочих инфлюэнсеров, взявших в руки микрофон. Все, кто умел и не умел петь – неважно – все давно поют, собирают аудиторию, получают гонорары и рекламные контракты, при этом постоянно меняя стили, имидж и даже имена.

Этот феномен часто связывают с бурным развитием технического прогресса – мол, явления культуры становятся всё доступнее, их распространение по всему миру занимает не месяцы, как раньше, а секунды, вкусы аудитории вынужденно меняются. На мой взгляд, это действительно важный фактор, но всё же не главный.

Главное в этом процессе – неконтролируемое изменение (практически равное разрушению) систем, столетиями обеспечивавших преемственность в развитии культуры. Эти системы были очень разными – к примеру, Запад изначально опирался на рыночное саморегулирование (разумеется, под пристальным вниманием элит), а в Российской империи/СССР была построена жесткая централизованная система культурных учреждений – соперничество между этими системами, тем не менее, предполагало передачу знаний, навыков, умений от поколения к поколению на протяжении столетий. Это проявлялось и в массовой культуре – первой массовой книгой, напечатанной Гутенбергом, была Библия (рыцарские романы появились позже), первый граммофонный диск, изданный в России в 1898 году, содержал записи певцов Мариинского театра (и лишь потом на дисках появились цыгане), а в первой в мире радиопередаче в 1906 году прозвучала «О Святая ночь» Адольфа Адана. Как видим, тогда технический прогресс только помогал поддерживать культурную преемственность.

А вот в 1990-х ситуация оказалась совершенно иной. На Западе компании, ранее считавшиеся сугубо технологическими, стали предоставлять всем желающим бесплатный доступ ко всей культурной продукции – это дало им огромную власть и первые места в списке богатейших корпораций мира. Конечно, они могли бы понять, что эти действия разрушают создававшиеся целыми столетиями творческие индустрии (оборот одной только музыкальной индустрии за 20 лет упал втрое) – и подойти к вопросу ответственно, найти способы поддержки для развития и создания творческого контента, на котором строятся их империи. Но этого не произошло.

На другом конце мира в это же время распался СССР, и, разумеется, прекратила существование централизованная система культуры. Учреждения большей частью сохранились, но их судьба оказалась в руках самых разных людей, часто случайных, при этом далеко не всегда отличавшихся высокой культурой и ответственностью.

Парадоксально, но в обоих случаях результат был аналогичным – из сферы культуры ушло множество творческих работников, менеджеров высокого класса, специалистов; культурная преемственность постепенно сходила на нет, многое было просто утеряно. В конечном счете во многих случаях это привело к деградации как творчества, так и аудитории. Сейчас - через три десятилетия - мы особенно сильно ощущаем это в массовых жанрах – музыке и кино.

Именно в этом - истоки «феномена возвращения», наблюдаемого по всему миру. Произведения, созданные в «золотой век» массовой индустрии, пережили уже несколько волн возвращения интереса к ним, на массовую сцену возвращаются артисты, пик популярности которых приходился на 70-80-е. Конечно, акцент в массовой культуре закономерно делается на новые произведения – но ведь цифровая революция предоставила аудитории неоценимую возможность сравнивать. И сравнение это все чаще – не в пользу контента, создаваемого в наше время, что неудивительно – ведь создатели этого контента в массе своей не смотрели «Унесенных ветром», не читали Достоевского и не слушали Beatles. Именно поэтому «Траву у дома» «Землян» публика в караоке будет заказывать и через 20 и через 30 лет – но невозможно себе представить, что лет через 10 нынешнее поколение тинейджеров будет ходить в караоке, чтобы хором спеть песни нынешних поп-звезд или рэперов.

Сейчас можно говорить буквально о параде возрождающихся в последние десятилетия легендарных групп и артистов. Queen и AC/DC, Strokes, Men at Work, Westlife, а теперь даже ABBA снова дают концерты и записывают песни – не просто по случаю, а на серьёзной коммерческой основе. В России либо уже возродились, либо подумывают о возрождении многие из легендарных ВИА. Не все эти попытки удачны, чудовищная организационная и правовая сумятица 90-х если и не нанесла непоправимый вред, то сказалась практически на всех творческих коллективах и организациях. Сложная и отчасти захватывающая предыстория есть и у нынешних «Землян», но, уверен, принятое решение – правильное и своевременное, ситуация явно располагает к возвращению этого выдающегося коллектива на отечественные сцены. А если их примеру последуют и другие коллективы «золотого века», то можно будет говорить об огромном шаге к возвращению на наши сцены культурной преемственности – и здесь, не сомневаюсь, вполне могло бы сказать своё веское слово государство.

Фото: Николай Тихомиров
Теги: Евгений Сафронов, Земляне

Новости партнеров

Judas Priest отметят 40-летие «Screaming For Vengeance» выпуском комикса

28.11.2021 19:05 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка книги

Z2 Comics объявили о сотрудничестве с Judas Priest для создания оригинального графического романа, который будет выпущен в июле 2022 году к 40-летнему юбилею самого продаваемого альбома коллектива «Screaming For Vengeance». Над первыми в истории группы комиксами будут работать писатели Ранц Хосли и Нил Клейд, а художником выступит Кристофер Миттен.

Через 500 лет кольцо городов будет вращаться высоко над поверхностью мертвого мира, контролируемого правящей элитой, которая поддерживает власть с помощью манипуляций и жестокости. И когда наивный инженер непреднамеренно угрожает их статусу-кво своим научным открытием, его предают те, кому он доверял и изгоняют на разрушенную планету внизу. В обломках и запустении разрушенного мира, где каждый день идет битва за выживание, он должен выбирать между принятием новой жизни в изгнании и своей жаждой мести тем, кто его предал.

- Сложно переоценить то вдохновение, которое дарят Judas Priest лично мне, - рассказывает Хосли. – К моменту выхода «Screaming For Vengeance» я уже был поклонником группы, но никто не был готов к тому влиянию, которое она оказала. Эта невероятная обложка! Эти песни! Этот альбом стал моим ежедневным саундтреком и источником силы для творчества. Возможность внести свой вклад в проект, вдохновленный этими песнями, которые так много значат для меня это честь и ответственность, к которым я отношусь очень серьезно.

Чтобы подчеркнуть творческое наследие альбома «Screaming For Vengeance», графический роман будет также включать большое интервью с художником оригинальной обложки Дугом Джонсоном, где он рассказывает процесс создания рисунка металлической птицы, получившей название Геллион. Кроме того, Z2 разработали подробную статую Геллиона, снабженную светящимися глазами, тем самым отдавая дань оригинальному названию альбома и драматическому завершению рассказа «Screaming For Vengeance».

Альбом «Screaming For Vengeance» вышел в 1982 году. Пластинка ознаменовала начало успеха Judas Priest в Северной Америке. Первый сингл с лонгплея «You Have Got Another Thing Coming» стал одним из самых больших хард-рок хитов в истории жанра и остается им по сей день.

Источник: Blabbermouth Фото: обложка книги
Теги: комиксы, Judas Priest, юбилей альбома
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Рецензия: ВИА «Самоцветы» Юрия Маликова - «Лучшие песни»

обложка альбома

2021, ООО «Панчер»

Оценка: 7 из 10.

У моих родителей был виниловый диск-гигант «Самоцветов» - такой, знаете, с розово-фиолетовой обложкой, разошедшийся в советские годы огромным тиражом. Я его, видимо, много раз слушал в бессознательном возрасте, а потом и в сознательном. Для меня все лучшие песни «Самоцветов» (ну ладно, почти все) собраны именно на этом виниле. Который, кстати, жив-здоров, перекочевал из родительской коллекции в мою, и сейчас я возьму его с полки спишу трек-лист: «Горлица», «За того парня», «Чернобровая дивчина», «Верба», «Там за облаками», «Мой адрес - Советский Союз», «Чарiвна бойкiвчанка», «Налетели дожди», «Увезу тебя я в тундру» и «Не повторяется такое никогда».

Если сравнить с выпущенным в честь 50-летия ансамбля диском «Лучшие песни», списки во многом совпадут. Из «беста» закономерно исчезли украиноязычные песни и подзабытая «Верба». Несправедливо обошлись с «За того парня» («Я сегодня до зари встану»): на мой взгляд «Самоцветы» были лучшими исполнителями этой красивой и щемящей песней о войне, и на сборнике их версии очень не хватает. Зато среди «Лучших песен» появились «Всё, что в жизни есть у меня» и «Вся жизнь впереди». Они стали популярными уже после выхода «фиолетовой пластинки» и, естественно, заслужили попадания в сборник. Но несколько позиций в трек-листе вызывают недоумение: если «Добрую примету» можно почти без натяжки отнести к лучшим песням «Самоцветов», то «Песня о дружбе», видимо, попала в сборник по ошибке. Что касается «Команды молодости нашей» и морского марша «Экипаж - одна семья» (мы под неё на «Зарнице» в школе маршировали), то эти композиции с «Самоцветами» не вполне ассоциируются: их все знают, но были у них и более канонические исполнения. У ансамбля Юрия Маликова хватало своего уникального репертуара - зачем же было включать в «лучшие песни» эти «общие» хиты?

Кстати, что касается канонического исполнения. Издатель в пресс-релизе гордо отчитался о том, что в альбоме есть: 12 классических песен; песни о любви, родной земле и романтике больших дорог; бессмертные тексты Владимира Харитонова, Роберта Рождественского, Михаила Пляцковского; и - внимание, опасность! - «новое звучание». Ну вот зачем? Зачем новое звучание тому, кто 45 лет назад уже звучал, как надо? Чьи песни стали «классическими» в том числе и благодаря привычным аранжировкам? Вероятно, тяжело полвека с небольшими перерывами исполнять несколькими составами один и тот же репертуар, и хочется по-музыкантски что-то улучшить… Но если ансамбль посвятил последние 25 лет сохранению ностальгических традиций советской песни, то уже нет смысла вставлять дудки в «Мой адрес - Советский Союз» и перепевать «Налетели вдруг дожди» с незнакомым акцентом. Этот сборник будут слушать, но точно не ради новых аранжировок. Напротив, некоторых внимательных слушателей внезапное появление в неожиданных местах новых инструментов будет только отвлекать от ностальгии.

Алексей Мажаев, InterMedia

«Голос» продолжится без Градского

Максим Ли, Первый канал

Десятый сезон шоу «Голос», одним из наставников которого был покойный Александр Градский, будет доведен до финала. Об этом сообщает пресс-служба Первого канала 28 ноября 2021 года.

- Первый канал скорбит об уходе Александра Градского – нашего друга, коллеги, учителя, самого успешного, одновременно строгого и чуткого наставника «Голоса», - говорится в некрологе. - Это нестерпимая боль для всех, кто занят на проекте с момента его рождения 10 лет назад, для всех нас. Градский, несмотря на плохое самочувствие, не бросил «Голос» до конца. Для него было принципиально важным участвовать в подготовке и съемках новых выпусков. Даже когда съемочная группа уговаривала наставника ограничить нагрузку и отдохнуть, Градский оставался на площадке. Его последние работы, созданные совместно с участниками проекта, еще только выйдут в эфир. Мы считаем своим долгом довести 10-й сезон «Голоса» до конца в память об Александре Борисовиче. Решение о форме проведения финальных выпусков будет принято в ближайшее время.

Фото: Максим Ли, Первый канал
Теги: Голос, Первый канал, Александр Градский

Новости партнеров

β 16+