Юлия Михальчик стала дважды мамойМиранда Керр родила четвертого сынаОльга Дибцева стала дважды мамой«Оппенгеймер» собрал урожай наград BAFTAХоакин Феникс и Руни Мара ждут второго ребенкаНикита Кукушкин признан в РФ иноагентомАнна Старшенбаум стала дважды мамойСергей Полунин стал многодетным отцомУмер дирижер Сэйдзи ОдзаваУ короля Великобритании обнаружен ракМайли Сайрус, Тейлор Свифт и Билли Айлиш получили «Грэмми»Милош Бикович не сыграет в «Белом лотосе» из-за позиции МИД УкраиныНикита Кукушкин стал отцом в ГерманииВсе музыканты «Би-2» депортированы в ИзраильЗоя Бербер сообщила о беременностиАлексей Дубровский стал новым главным режиссером Малого театраУмерла первая жена Иосифа Кобзона Вероника КругловаФильм «Снегирь» Бориса Хлебникова получил четыре статуэтки «Золотого орла»Группа «Би-2» задержана в ТаиландеСкончался создатель Boney M Фрэнк Фариан

Возвращение «Землян», или почему в мировой музыкальной индустрии так популярны камбэки?

27.10.2021 13:00 Музыка Рубрика: Дайджест 16+
Николай Тихомиров

Статья главного редактора информационного агентства InterMedia, руководителя исследования «Культура и культурные индустрии в РФ - 2020» Евгения Сафронова опубликована 27 октября 2021 года в "МК".

Новость о том, что на «Золотом граммофоне» 10 декабря 2021 года выступят музыканты, стоявшие у истоков «золотого» состава группы «Земляне», вызвала целую бурю эмоций у посвящённых в историю коллектива. Появление на сцене Владимира Киселева и Игоря Романова станет, конечно, сенсационным и крайне неожиданным событием - и в то же время предлагаю увидеть в этом всё чаще проявляющуюся закономерность.

Речь идёт о революционных изменениях в сфере культуры, которые мы наблюдаем в последние десятилетия во всем мире. Для стороннего наблюдателя сейчас время стократно ускорилось по сравнению с 90-ми годами прошлого века, и в тысячу раз - если сравнить с 80-ми, когда увидеть на улице человека с телефонной трубкой можно было только в будке. Если раньше смена вкусов публики в значительной степени совпадала со сменой поколений, то теперь за каких-то два-три года мы можем видеть заметную смену концепций – поколение даже не успело смениться, а его музыка уже преобразилась до неузнаваемости, да ещё и не единожды.

Сейчас можно лишь ностальгически вспоминать о временах, когда продюсер мог годами неторопливо искать исполнителя-будущую звезду, как, например, Том Паркер, выведший на Олимп Элвиса Пресли, или Луи Лепле, создавший феномен Эдит Пиаф. Подобрав удачный состав коллектива или разыскав самородка-вокалиста, можно было десятилетиями гастролировать и регулярно получать сверхдоходы.

Сегодня продюсер уже не может ждать ни момента, когда произойдет глобальный переворот в людских пристрастиях, чтобы подстроиться под стиль нового поколения, ни появления удачных кандидатур, подходящих на роль будущей звезды. Сегодня продюсер еле успевает за общим течением шоу-бизнеса, которое вот-вот выйдет из берегов из-за резкого наплыва блогеров, ютуберов и прочих инфлюэнсеров, взявших в руки микрофон. Все, кто умел и не умел петь – неважно – все давно поют, собирают аудиторию, получают гонорары и рекламные контракты, при этом постоянно меняя стили, имидж и даже имена.

Этот феномен часто связывают с бурным развитием технического прогресса – мол, явления культуры становятся всё доступнее, их распространение по всему миру занимает не месяцы, как раньше, а секунды, вкусы аудитории вынужденно меняются. На мой взгляд, это действительно важный фактор, но всё же не главный.

Главное в этом процессе – неконтролируемое изменение (практически равное разрушению) систем, столетиями обеспечивавших преемственность в развитии культуры. Эти системы были очень разными – к примеру, Запад изначально опирался на рыночное саморегулирование (разумеется, под пристальным вниманием элит), а в Российской империи/СССР была построена жесткая централизованная система культурных учреждений – соперничество между этими системами, тем не менее, предполагало передачу знаний, навыков, умений от поколения к поколению на протяжении столетий. Это проявлялось и в массовой культуре – первой массовой книгой, напечатанной Гутенбергом, была Библия (рыцарские романы появились позже), первый граммофонный диск, изданный в России в 1898 году, содержал записи певцов Мариинского театра (и лишь потом на дисках появились цыгане), а в первой в мире радиопередаче в 1906 году прозвучала «О Святая ночь» Адольфа Адана. Как видим, тогда технический прогресс только помогал поддерживать культурную преемственность.

А вот в 1990-х ситуация оказалась совершенно иной. На Западе компании, ранее считавшиеся сугубо технологическими, стали предоставлять всем желающим бесплатный доступ ко всей культурной продукции – это дало им огромную власть и первые места в списке богатейших корпораций мира. Конечно, они могли бы понять, что эти действия разрушают создававшиеся целыми столетиями творческие индустрии (оборот одной только музыкальной индустрии за 20 лет упал втрое) – и подойти к вопросу ответственно, найти способы поддержки для развития и создания творческого контента, на котором строятся их империи. Но этого не произошло.

На другом конце мира в это же время распался СССР, и, разумеется, прекратила существование централизованная система культуры. Учреждения большей частью сохранились, но их судьба оказалась в руках самых разных людей, часто случайных, при этом далеко не всегда отличавшихся высокой культурой и ответственностью.

Парадоксально, но в обоих случаях результат был аналогичным – из сферы культуры ушло множество творческих работников, менеджеров высокого класса, специалистов; культурная преемственность постепенно сходила на нет, многое было просто утеряно. В конечном счете во многих случаях это привело к деградации как творчества, так и аудитории. Сейчас - через три десятилетия - мы особенно сильно ощущаем это в массовых жанрах – музыке и кино.

Именно в этом - истоки «феномена возвращения», наблюдаемого по всему миру. Произведения, созданные в «золотой век» массовой индустрии, пережили уже несколько волн возвращения интереса к ним, на массовую сцену возвращаются артисты, пик популярности которых приходился на 70-80-е. Конечно, акцент в массовой культуре закономерно делается на новые произведения – но ведь цифровая революция предоставила аудитории неоценимую возможность сравнивать. И сравнение это все чаще – не в пользу контента, создаваемого в наше время, что неудивительно – ведь создатели этого контента в массе своей не смотрели «Унесенных ветром», не читали Достоевского и не слушали Beatles. Именно поэтому «Траву у дома» «Землян» публика в караоке будет заказывать и через 20 и через 30 лет – но невозможно себе представить, что лет через 10 нынешнее поколение тинейджеров будет ходить в караоке, чтобы хором спеть песни нынешних поп-звезд или рэперов.

Сейчас можно говорить буквально о параде возрождающихся в последние десятилетия легендарных групп и артистов. Queen и AC/DC, Strokes, Men at Work, Westlife, а теперь даже ABBA снова дают концерты и записывают песни – не просто по случаю, а на серьёзной коммерческой основе. В России либо уже возродились, либо подумывают о возрождении многие из легендарных ВИА. Не все эти попытки удачны, чудовищная организационная и правовая сумятица 90-х если и не нанесла непоправимый вред, то сказалась практически на всех творческих коллективах и организациях. Сложная и отчасти захватывающая предыстория есть и у нынешних «Землян», но, уверен, принятое решение – правильное и своевременное, ситуация явно располагает к возвращению этого выдающегося коллектива на отечественные сцены. А если их примеру последуют и другие коллективы «золотого века», то можно будет говорить об огромном шаге к возвращению на наши сцены культурной преемственности – и здесь, не сомневаюсь, вполне могло бы сказать своё веское слово государство.

Фото: Николай Тихомиров
Теги: Евгений Сафронов, Земляне

Raye установила рекорд по числу полученных наград на BRIT Awards

03.03.2024 12:35 Музыка Рубрика: Хроника 16+
кадр из трансляции

Церемония вручения BRIT Awards состоялась 2 марта 2024 года на O2 Arena в Лондоне. Абсолютным триумфатором вечера стала британская певица Raye: она получила шесть призов из семи номинаций, в которых была представлена. Она забрала награды в трех главных категориях артист года, альбом года («My 21st Century Blues») и песня года («Escapism»), а также лучший новый артист, R’n’B-исполнитель и сонграйтер (впервые эта премия была присуждена женщине). До этого дня ни один артист в истории BRIT Awards не получал более четырех наград за одну церемонию, а столько трофеев забирали только Адель, Гари Стайлз и Blur.

Группой года стала Jungle, поп-артистом – Дуа Липа, альтернативной/рок-группой – Bring Me The Horizon, хип-хоп-артистом – Casisdead, танцевальным артистом – Кельвин Харрис, восходящей звездой – Last Dinner Party, продюсером года – Chase&Status.

В международных номинациях призы получили Майли Сайрус (лучшая песня «Flowers»), SZA (артист года) и Boygenius (группа года).

Дуа Липа открыла шоу исполнением своего нового сингла «Training Season», на церемонии выступили Raye, Тейт Макрей, Jungle, Rema, Бекки Хилл и Chase & Status, а также Кельвин Харрис и Элли Гулдинг. Кайли Миноуг, получившая в этом году почетную премию BRITs Global Icon Award, закрыла шоу своим живым выступлением.

Источник: Brit Awards Фото: кадр из трансляции
Теги: Brit Awards, церемония вручения, Raye
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Рецензия на альбом Billy's Band «Концерт в клубе Игоря Бутмана»: Немного смерти, немного любви

обложка альбома

2024, Hat Records.

Оценка: 7 из 10.

В 2003 году московская публика ломилась в клубы, где выступала молодая петербургская группа Billy's Band. Сарафанное радио передавало, что фронтменом в этом коллективе служит чувак по кличке Билли, этакий «русский Том Уэйтс», который хрипло под контрабас рассказывает историю аутсайдера, неудачника, несмотря ни на что надеявшегося на лучшее. Сейчас бы это могли назвать «музыкальным стендапом», ибо монологи Билли (Вадим Новик) плавно переходили в песни и обратно. В выступлениях Billy's Band было много театральности, стиля, блюза – словом, это было весьма свежее явление на тогдашней сцене.

За прошедшие двадцать лет стильность никуда не делась, а вот репертуар сильно изменился. Про апологетику Тома Уэйтса применительно к Billy's Band никто уже не вспоминает, зато Билли может позволить себе, например, программу кавер-версий Егора Летова. Да и собственных хитов у группы накопилось немало. А концерт, записанный в петербургском клубе Игоря Бутмана на канале Грибоедова, показывает, что на живые выступления Billy's Band по-прежнему имеет смысл ходить. Манера Билли Новика не потеряла обаяния, хотя его монологи давно уже идут не от лица героя Тома Уэйтса, а от собственного лица. Но от этого они не становятся менее артистичными и увлекательными: даже элементарную историю создания песни фронтмен Billy's Band умеет рассказать драматично и захватывающе. Ну а уж родное Купчино в его интермедиях обретает настоящую легендарность.

Примечательно и то, что при всей неизменности любви к блюзу, джазу и диксиленду Билли Новик и Ко постоянно сочиняют и записывают новые песни, которые вытесняют из концертного сета, казалось бы, незыблемые хиты. Из совсем старенького в клубе Бутмана прозвучали лишь «Оторвёмся по-питерски», «Счастье есть» и «Кладбище девичьих сердец», но прочие «голден хитс» из прошлого без потери качества заменили «Старомоден», «Чисто случайно» и другие композиции.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Сегодня родились Камила Кабелло и Андрей Мисин

03.03.2024 09:04 Музыка Рубрика: Хроника 16+
соцсети

3 марта 2024 года, воскресенье.

Shaman, Лариса Долина и Николай Басков покажут, «О чем поют 8 марта».

Группа «Кватро» отметит 20-летие в Кремле.

Премьера «Новой Фабрики звезд» состоится на ТНТ.

«Мою пиратскую свадьбу» с Дженнифер Лопес и Джошем Дюамелем покажет «viju TV1000».

27 лет певице Камиле Кабелло (на фото).

31 год солисту группы «5утра» Никите Белякову.

32 года актёру Александру Горчилину.

42 года актрисе Джессике Бил.

47 лет певцу Дэдди Янки.

47 лет певцу Ронану Китингу.

57 лет актёру Геннадию Назарову.

59 лет актёру Сергею Росту.

63 года певцу Александру Иванову.

66 лет актрисе Миранде Ричардсон.

70 лет композитору Андрею Мисину.

76 лет актёру Рону Куку.

110 лет назад родилась актриса Татьяна Окуневская (1914-2002).

200 лет назад умер скрипач Джованни Виотти (1755-1824).


4 марта.

«Формула любви» станет театральным мюзиклом.

Сериал «Камера! Мотор!» о создании киностудии на зоне покажет ТНТ.

25 лет модели Бруклину Бекхэму.

34 года актрисе Александре Кузенкиной.

41 год актрисе Дарье Калмыковой.

46 лет актрисе Ольге Картунковой.

52 года директору Театра Сатиры Петру Кравченко.

56 лет гитаристу группы Tequilajazzz Олегу Баранову.

56 лет актрисе и певице Пэтси Кэнсит.

57 лет певцу Павлу Кашину.

59 лет кинорежиссёру Полу У.С. Андерсону.

59 лет поэту-песеннику Александру Шаганову.

60 лет барабанщику группы Slayer Полу Бостафу.

61 год басисту Джейсону Ньюстеду.

65 лет саксофонисту группы «АукцЫон» Николаю Рубанову.

70 лет актрисе Кэтрин О’Хара.

72 года певцу Умберто Тоцци.

85 лет актрисе Ларисе Лужиной.

92 года актёру Георгию Штилю.

5 лет назад умер актёр Люк Перри (1966-2019).

5 лет назад умер участник группы Prodigy Кит Флинт (1969-2019).

10 лет назад умер поэт и бард Марк Фрейдкин (1953-2014).

70 лет назад родился танцор и певец Борис Моисеев (1954-2022).

95 лет назад родился дирижёр Бернард Хайтинк (1929-2021).


5 марта.

«Формула любви» станет театральным мюзиклом.

14 лет певице Милане Хаметовой.

17 лет актёру Роману Гриффину Дэвису.

33 года пианисту Даниилу Трифонову.

38 лет певице Мике Ньютон.

38 лет поэтессе Вере Полозковой.

43 года актрисе Ханне Альстрём.

50 лет актрисе Еве Мендес.

54 года гитаристу группы Red Hot Chili Peppers Джону Фрусчанте.

60 лет певцу Александру Лаэртскому.

63 года актрисе Елене Яковлевой.

64 года основателю группы Current 93Дэвиду Тибету.

61 год актрисе Лике Нифонтовой.

β 16+