Швейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистами

Рецензия на фильм «Общага»: Правда больше человека?

постер к фильму

Оценка: 8 из 10

Премьера фильма «Общага» состоялась в основном конкурсе 32-го «Кинотавра», в онлайн-кинотеатрах картина будет доступна 26 сентября 2021 года. Режиссёр: Роман Васьянов. В ролях: Геннадий Вырыпаев, Ирина Старшенбаум, Марина Васильева, Никита Ефремов, Илья Маланин, Алёна Михайлова, Юлия Ауг и другие.

Говорят, оператор – глаза режиссёра. По факту – ещё и один из тех, кто ближе всего контактирует с кинематографической материей, преломляя её с помощью линз, композиций и методов съёмки. Одни операторы слепо повинуются указаниям режиссёров, другие принимают активное участие в творческом процессе, но вряд ли хоть один из них не становился ослёплённым этой завораживающей магией кино, столько времени находясь в непосредственной близи неё, и не мечтал снять что-нибудь своё. У оператора Романа Васьянова, набравшегося опыта и в американском кинопроизводстве (на фильмах Дэвида Эйра), и в российском (у Валерия Тодоровского), всё же хватило отваги сесть самому в режиссёрское кресло, да ещё и обратиться к достаточно непростому материалу в качестве дебютного фильма – к экранизации романа Алексея Иванова «Общага-на-Крови».

События «Общаги» развиваются в 1984 году в Свердловске – в многоэтажном общежитии Уральского университета. В этом муравейнике нас интересуют пятеро друзей-студентов. Отличник-первокурсник Забела (Геннадий Вырыпаев) – скромный, чинный и умный парень, ещё и единственный технарь в компании гуманитариев. Забела скромен и молчалив, в основном болтают другие – красотки-нимфетки Нелли (Ирина Старшенбаум) и Света (Марина Васильева), пишущий на обоях стихи поэт-алкоголик Ваня (Никита Ефремов) и спортсмен-красавец с подвешенным языком Игорь (Илья Маланин).

Впятером они весело - с музыкой, танцами, разговорами о вечном и насущном - проводят свои студенческие вечера, словно персонажи фильмов Ричарда Линклейтера: даже есть эпизод, в котором Забела рассуждает о теории вероятности и силе случая, как один из героев культового «Бездельника». Однако лёгкость и беззаботность покидают это место, как только одна из проживающих в общаге девушек кончает с собой. Лишь Забела знает истинную причину трагедии, вот только его правда никому не нужна – она обезличит то, о чём все и так знают, но боятся кому-то рассказать. Забелу пытаются отговорить давать показания в милиции – и студенты, и комендант общежития (Юлия Ауг) – однако наивный юноша никак не может понять, неужели правда меньше человека?

Экранизируя непростой роман Иванова, Васьянов с коллегами-сценаристами внёс ряд сюжетных и структурных изменений – в частности, это коснулось начала и конца фильма. Роман начинается в детективной манере – с самоубийства, а затем возвращается к предшествующим ему событиям. Васьянов же предпочитает линейное развитие сюжета, разменивая детективную составляющую на более кинематографичное бытописание студенческой жизни середины 80-х. Финал же и вовсе изменён, хотя тонально и по уровню безысходности он соответствует тому, что написал Иванов, просто в «Общаге» у зрителя на завершающих титрах появится чуть больше противоречивых чувств по отношению к героям фильма. В целом, ничего критичного, всё выглядит драматургически закономерно – согласно старой русской традиции «хотел как лучше, а получилось как всегда».

Все же главные достоинства первоисточника перенесены на экран безукоризненно. Мы оказываемся не просто в каком-то объединяющем персонажей месте, а в настоящем живом организме. Общага у Васьянова самодостаточна, многофактурна и обладает всеми качествами полноправного участника фильма. Все два часа мы находимся в её стенах (лишь один гротескный общий план выводит нас вместе с героями на улицу, но буквально на мгновение), где сталкиваются взгляды и интересы, любовь соседствует с предательством, токсичные мужики-абьюзеры обитают на одном этаже с мечтательными студентками тонкой натуры (и фигуры). Примечательно, что именно актрисы в фильме радуют больше всего – особенно Старшенбаум и Васильева, которым жюри «Кинотавра» просто обязано выдать одну награду за лучшую женскую роль на двоих.

Разговоры заводятся на разные темы: что делать и как дальше жить? есть ли сила в правде, или правда в силе? на что способен человек от безысходности? как искать выход, когда все двери закрыты на ключ? Критикуется партийная система и развращающий институт власти – всё это запросто можно сублимировать в сегодняшнее положение дел в стране, отчего кино Романа Васьянова прекрасно работает не только как застывший слепок того времени и тех нравов, но и как зеркало нынешней России, где вся страна – одна большая общага.

Здесь риторика Васьянова очень близко коррелирует с кинематографом Юрия Быкова – только подаётся не столько в лоб и в пьяном крике, сколько через эмоционально отстранённую констатацию фактов и в форме чуть ли не библейской притчи о жертвоприношении. Параллель сантехника из «Дурака» и Забелы из «Общаги», наивно верящих, что их правда может хоть что-то поменять, напрашивается сама собой, вот только у Васьянова протагонист с его мягкотелой нравственностью напоминает куда больше персонажа, вышедшего из-под пера Достоевского, чья драма глубже, чем кажется на первый взгляд.

Дебют у Романа Васьянова, безусловно, удался. Пусть местами слишком жёстко и беспросветно, но жизнь – это вам не эпизод из «Универа», в ней бывает и такое. Фундамент его «Общаги» по-советски крепок и сделан на вечность – затрагиваемые темы во многом до сих пор не утеряли актуальности, а профессионализм, с которым кино снято, не может не радовать критический глаз. Будем надеяться, что Васьянов не сбавит оборотов и не пойдёт путём оператора Яна де Бонта, крепко дебютировавшего в режиссуре, а затем так и не сумевшего переплюнуть успех своего отличного первого фильма.

Вадим Богданов, Сочи, InterMedia

Том Харди и Махершала Али отправятся грабить Нью-Йорк в темноте

соцсети

Махершала Али и Том Харди исполнят главные роли в новом фильме «Затмение 77» (77 Blackout) режиссера Кэри Фукунаги («Безродные звери», «Не время умирать»). Как сообщает Deadline, одним из продюсеров картины станет Чарльз Ровен, работавший над «Оппенгеймером» Кристофера Нолана и получивший за него «Оскар».

Действие разворачивается в 1977 году в Нью-Йорке. Пятеро нечистых на руку полицейских планируют ограбление сразу трех криминальных структур — Гонконгских триад, итальянской и гарлемской мафии — и всё за одну ночь. Однако именно в эту ночь в городе отключают электричество, и команда грабителей вынуждена действовать буквально наощупь по городскому ландшафту. Ведь годы переутомления и низкой оплаты труда вынуждают каждого из них противостоять своей собственной морали.

Источник: Deadline Фото: соцсети На фото: Том Харди
Теги: Том Харди, Кэри Фукунага, кинопроект, Махершала Али, Затмение 77
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Ивановы-Ивановы» отправятся на ферму в новом сезоне

предоставлено пресс-службой СТС

Стартовали съёмки продолжения популярного комедийного сериала СТС «Ивановы-Ивановы». Как сообщает пресс-служба телеканала, в новом, седьмом по счету, сезоне к Михаилу Трухину, Анне Уколовой, Станиславу Дужникову, Алексею Лукину и другим актёрам сериала присоединятся Анна Невская и Никита Тарасов. Режиссерское кресло занял Михаил Соловьев.

В новых сериях Боря (Станислав Дужников) разрывается между беременной Ниной (Светлана Колпакова) и фермой, Ваня (Алексей Лукин) готовится к свадьбе с Васей (Юля Сорокина) и устраивается в компанию по продаже автодомов, а Лёша (Михаил Трухин) с Дедом (Юрий Ицков) снова в поиске быстрого заработка. Семейную идиллию нарушает звонок старшей сестры Лиды (Анна Уколова) — Марии (Анна Невская). Родственница хвастается успехами мужа Кости (Никита Тарасов), а Лёша врёт, что дом и бизнес Бори — их с Лидой. Мария приезжает в гости, и теперь Лёша и Лиде придётся изображать хозяев фермы, а Боре и Нине — неудачливых друзей, которых приютили.

Перед съёмками группа изучала инновационный опыт российских компаний и посещала роботизированные фермы. Михаил Трухин, чей герой находит общий язык и с «роботами», признавался, что новые технологии его не пугают:

- Мне этот тренд кажется безумно интересным. Например, с большим удовольствием использую «‎умный дом». А если проецировать на нашу индустрию, технологические прорывы просто поражают. Можно снять кино, в котором артист Трухин разговаривает на эфиопском языке в эфиопских пейзажах, при этом не находясь в Эфиопии.

Премьера состоится на СТС в новом телесезоне.

Фото: предоставлено пресс-службой СТС
Теги: новый сезон, начало съемок, сериалы, Ивановы-Ивановы

Григорий Гладков призвал забыть «Слово пацана», как о вредной привычке

Екатерина Чичеткина/InterMedia

Григорий Гладков уничижительно высказался о сериале Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». Композитор сравнил проект с вредной привычкой, с которой стоит распрощаться без сожаления.

- «Слово пацана» мне не нравится, - прямо заявил он «Абзацу». - Я не хочу окунаться в юношество того времени, я его видел своими глазами. Не вижу в подобных сюжетах никакой романтики. Я предлагаю забыть это, как курение.

В то же время Григорий Гладков не поддерживает и радикальные запреты. Он уверен, что у зрителя должен быть выбор.

Ранее сам Жора Крыжовников (Андрей Першин) признался, что обескуражен массовым успехом «Слова пацана» у молодежи. По словам создателя сериала, его даже встревожили данные ВЦИОМ о том, что о сериале знали 96% школьников, а из аудитории 50+ — только 56%. Между тем, режиссер при съемках ориентировался именно на вторую категорию.

Источник: Абзац медиа Фото: Екатерина Чичеткина/InterMedia
Теги: критика, Григорий Гладков, Слово пацана
β 16+