"Серебряные коньки", "Огонь" и "Седьмая симфония" стали триумфаторами премии "Золотой орел"Олег Меньшиков назвал обвинения Олега Долина «низостью» (Видео)«Купе номер 6» номинировано на «Сезар»Олег Долин обвинил Олега Меньшикова в краже спектакляManeskin перенесли тур и визит в Россию (Видео)Скончался Тьерри МюглерУмер Арнис ЛицитисПриянка Чопра и Ник Джонас стали родителямиУмер Мит ЛоуфМишель Докери выходит замуж за брата Фиби Уоллер-БриджУмер Евгений АрьеГаспар Ульель погиб на горнолыжном курорте«Грэмми» пройдет в Лас-ВегасеУмер режиссер фильмов «Луна в сточной канаве» и «37,2 по утрам» Жан-Жак БенексУмерла вдова Андрея Мягкова Анастасия Вознесенская«Купе номер 6» вошло в лонг-лист BAFTA 2022Тилль Линдеманн не сможет приехать в Россию в конце январяДжейсон Момоа и Лиза Боне разводятсяMachine Gun Kelly сделал предложение Меган Фокс (Видео)Представитель Канье Уэста назвал визит музыканта в Россию «выдумкой»

Рецензия на фильм «Нуучча»: Вдумчивое созерцание якутского быта

постер к фильму

Оценка: 7,5 из 10

Премьера якутского фильма «Нуучча» состоялась в основном конкурсе 32-го «Кинотавра». Режиссёр: Владимир Мункуев. В ролях: Сергей Гилев, Павел Колесов, Ирина Михайлова и другие.

Когда-то якутское кино в конкурсных программах различных фестивалей исполняло функцию неведомой зверушки – всерьёз никто не относился, но было любопытно. Сейчас же – якутское кино впереди планеты всей, и участие хотя бы одного фильма из республики Саха в конкурсе – неважно, российского или мирового смотра – это всегда событие, повышающее статус фестивального отбора. В том году на «Кинотавре», впервые за всю его историю, главный приз получил якутский фильм (им стал «Пугало»), что, впрочем, решение закономерное и, само собой, заслуженное. Год спустя конкурс «Кинотавра» снова не обходится без якутского кинематографа – на этот раз за награды борется исторический слепок дореволюционной России под названием «Нуучча» от режиссёра Владимира Мункуева. И хоть фестиваль ещё не достиг даже экватора, у него только что появился первый и весомый претендент на победу.

«Нуучча» значит «русский». Такой русский оказывается сослан в суровую якутскую тайгу конца 19 века и поселён в небольшой домик к одной якутской недоедающей и пережившей трагические события семье. Однако эта история всё же не совсем про русского, а про эту семью – Хабджия (Павел Колесов) и его жены Керемес (Ирина Михайлова), которые только-только похоронили второго сына. Они живут на удалении, в одиночестве, рыба и животные перестали попадаться Хабджию на глаза, а сена недостаточно, чтобы прокормить жену и себя. Тогда мужчина решается пойти к местному князю, упасть ему в ноги и просить о работе либо же о еде. Тот предлагает ему кое-что другое – русского каторжника (Сергей Гилев), которого по новым русским законам Хабджий должен поселить в своей и без того тесной хижинке. Всего лишь до конца лета.

Владимир Мункуев изобретает машину времени и зовёт с собой зрителя во вдумчивое медитативное созерцание быта тогдашнего севера. Колоссальное внимание к деталям, скрупулёзное воссоздание обычаев, одежд и интерьеров превращают «Нууччу» в драгоценный документ давно ушедшей эпохи. В фильме намеренно не даётся прямых указаний на время, потому что оно здесь эфемерно, вялотекущее и в то же время беспощадное – вроде мало что происходит, но если не успел вовремя подготовить жильё к зиме и запастись провизией, то всё – здравствуй, голодная и холодная смерть.

В фильме мало диалогов и мало действий – в общепринятом понятии этого слова, то есть нет значимых сюжетных изменений, которые бы указывали зрителю, в каком направлении движется сюжет и что он из себя представляет. Но на самом деле «Нуучча» кино отнюдь не бессюжетное, как может показаться, в нём поступательность продумана до малейших телодвижений и хоть и редких, но хирургически точных фраз. Сценарий работает по принципу методичного утепления стен дома к зиме – Мункуев раз за разом накидывает, казалось бы, незначительное количество глины на свою сюжетную постройку, а к концу фильма перед нами образовывается непродуваемая и монументальная крепость, стены которой украшены исторически важными и точным фресками. На одной изображён обряд подготовки ко смерти, на другой – молитва духу земли и огня, на третьей – шаманские пляски, способствующие рождению здорового ребёнка.

«Нуучча» во многом как раз про отношения человека с природой, с традициями своего народа и про место человека в контексте истории – в данном случае, истории государства российского. Поначалу метафора колонизаторства на русской земле не столь очевидна – что как раз-таки подчёркивает сценарные заслуги авторов фильма – но чем дольше мы наблюдаем за отношениями нууччи и якутской семьи, то яснее вырисовывается параллель. Колонизаторство по своей натуре явление жестокое и кровавое, никто не собирается просто так отдавать свой дом чужакам, поэтому такие вопросы в основном решаются по праву сильного с применением насилия. У нашей страны большая история покорения севера, которая в фильме Владимира Мункуева олицетворяется метонимическим приёмом – появлением русского на якутской земле: ему сначала дают кров, лечат от невзгод, а тот, выздоровев и окрепши, решает забрать себе всё – дом, женщину, жизнь. Сюжет, к сожалению, знакомый многим народам и странам.

Вадим Богданов, Сочи, InterMedia

Кинофестиваль «Сандэнс» объявил победителей

кадр из фильма

Американский фестиваль независимого кино «Сандэнс» назвал победителей ночью 29 января 2022 года. Победителем драматического американского конкурса стала мистическая лента о сиделке-иммигрантке «Няня», а документального – лента «Изгнанники» об активистке и режиссёре Кристин Чой.

В международной секции награды ушли боливийской драме «Утама» (что переводится «наш дом») и документальной ленте из Индии «Все эти дыхания» о спасении чёрных коршунов. Призы зрительских симпатий достались картинам «Навальный», «В ритме ча-ча-ча», «Территория», «Портрет Агнес» и «Девчачья картинка».

Полный список победителей:

Секция игрового американского кино

Гран-при жюри: «Няня»

Приз зрительских симпатий: «В ритме ча-ча-ча»

Лучший режиссёр: Джейми Дэк («Пальмы и электростанции»)

Лучший сценарий: «Непредвиденная ситуация»

Специальный приз за артистичное видение: «Кровь»

Гран-при за лучший актёрский состав: «892»

Секция документального американского кино

Гран-при жюри: «Изгнанники»

Приз зрительских симпатий: «Навальный»

Лучший режиссёр: Рейд Девенпорт («Я тебя не заметил»)

Приз за монтаж: «Огонь любви»

Секция игрового международного кино

Гран-при жюри: «Наш дом» («Utama»)

Приз зрительских симпатий: «Девчачья картинка»

Лучший режиссёр: Марьяна Эр Горбач («Клондайк»)

Лучший актёр: Тереза Санчес («Dos Estaciones»)

Специальный приз за креативное видение: «Леонор никогда не умрёт»

Секция документального международного кино

Гран-при жюри: «Все эти дыхания»

Приз зрительских симпатий: «Территория»

Лучший режиссёр: Саймон Леринг («Дом из щепок»)

Специальный приз жюри: «Окушерки»

Фото: кадр из фильма "Няня"
Теги: Кинофестиваль «Сандэнс», Няня, В ритме ча-ча-ча, Навальный
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

"Серебряные коньки", "Огонь" и "Седьмая симфония" стали триумфаторами премии "Золотой орел"

предоставлено пресс-службой премии

Церемония вручения кинопремии "Золотой орёл" состоялась в Первом павильоне Мосфильма 28 января 2022 года. InterMeia публикует список победителей.

Лучший короткометражный фильм - "Друг" (Андрей Светлов)

Лучший неигровой фильм - "Бондарчук. Battle" (Илья Белов)

Лучший анимационный фильм - "Конь Юлий и большие скачки" (Константин Феоктистов)

Лучшая музыка к фильму - Алексей Айги ("Белый снег")

Лучшая работа звукорежиссера - Алексей Самоделко ("Огонь")

Лучшие визуальные эффекты - компания CGF ("Конёк-Горбунок")

Лучший монтаж фильма - Мария Лихачёва, Дмитрий Слобцов ("Серебряные коньки")

Лучшая работа художника по гриму и пластическим эффектам - Петр Горшенин и Татьяна Вавилова ("Последний богатырь: Корень зла")

Лучшая работа художника по костюмам - Татьяна Патрахальцева, Галина Солодовникова ("Серебряные коньки")

Лучшая работа художника-постановщика - Александр Загоскин ("Серебряные коньки")

Лучшая женская роль сериала - Александра Урсуляк ("Пингвины моей мамы")

Лучшая мужская роль сериала - Алексей Гуськов ("Седьмая симфония")

Лучший сериал онлайн-платформы - "Вертинский" (Авдотья Смирнова)

Лучший телевизионный сериал - "Седьмая симфония" (Александр Котт)

Лучший сценарий - Роман Кантор ("Серебряные коньки")

Лучшая мужская роль второго плана - Иван Янковский ("Огонь")

Лучшая женская роль второго плана - Ирина Горбачева ("Огонь")

Лучшая операторская работа - Игорь Гринякин ("Серебряные коньки")

Лучшая мужская роль в кино - Филипп Янковский ("Иван Денисович")

Лучшая женская роль в кино - Мария Аронова ("Пара из будущего")

Лучшая режиссёрская работа - Глеб Панфилов ("Иван Денисович")

Лучший игровой фильм - "Серебряные коньки" (Михаил Локшин)

Специальный приз за вклад в российский кинематограф - Сергей Шакуров

Что смотреть в кино и дома на этих выходных: Вальдо, Мой легионер, Мюнхен и Обходные пути

постер к фильму

Триллер с Чарли Ханнэмом и Мэлом Гибсоном, Александр Кузнецов служит с Луи Гаррелем, а Джереми Айронс спасает Великобританию.

Задаётесь вопросом: «Что же посмотреть на выходных?». Наша еженедельная рубрика поможет вам найти самый подходящий вариант. Хотите в кино? Мы подскажем, на что лучше сходить. Думаете, какой бы сериал начать? Это тоже к нам. Интересуетесь, может, что-то новое выходит на Netflix в этот уикенд – мы с радостью расскажем!

Что смотреть в кинотеатрах с 27 января 2022 года:

Достаточно шаблонный сюжет создателям фильма удалось размазать почти на два часа экранного времени. Достигнуто это за счет искусственного тиражирования на удивление бестолковых сцен, ничего не значащих для фабулы картины персонажей и причудливым амплуа Вальдо, которому лучше всего в этой жизни удается быть мальчиком для битья — в прямом и переносном смысле. Получается в итоге, как у Владимира Высоцкого: «Ребята, я горжусь козлом — героическая личность козья морда». Продолжение рецензии.


Французская драма «Мой легионер» для русского зрителя в первую очередь любопытна тем, что в одной из главных ролей там снялся наш Александр Кузнецов. Для всех остальных – что делит экран он не с кем-нибудь, а с Луи Гарреллем.

Кино Рэйчел Лэнг рассказывает о французском легионе, который формируют солдаты со всех концов света. Расположен военный лагерь на Корсике, где и развиваются эти истории: о женщинах, пытающихся не дать любви умереть, о мужчинах, живущих только ради сражений, и попытках тех и других найти покой на враждебной территории. Лэнг, имея опыт службы в армии, рисует скупую на эмоции военную драму в традициях «Хорошей работы» Клер Дени.

Гаррель играет командира подразделения, он женат, и у него есть сын. Кузнецов играет украинского легионера по имени Влад, который приехал на Корсику вместе со своей девушкой Никой. Они любят друг друга, но Влад категоричен в вопросе детей – нет и всё. Мужчины и женщины ведут каждый свои войны – одни с оружием в руках на передовой, другие с пустотой в сердце, образованной постоянным отсутствие их любимых. Фильм вышел брутальный и аскетичный, хотя и без лишней мелодраматичности не обошлось.


Маленькая синефильская закладка из венецианской секции «Неделя критики» обнаружилось в программе «Сделано в России» кинофестиваля дебютного кино в Новой Голландии. «Обходные пути» выпускницы МШНК Екатерины Селенкиной – это седативное кино о московских окраинах, по которым рыщет герой Денис в поисках укромных мест для закладки пакетиков с чем-то запрещённым. Как он прячет «клад», мы не видим, потому что этот процесс, как правило, теряется в многочисленных общих планах. Там – среди ребят, прыгающих по крышам гаражей, в стороне от собравшихся сыграть в волейбол гастарбайтеров, позади домов культуры с шаурмечными ларьками, вдоль речки и в вентиляционных шахтах. Городской ландшафт становится сакральным пространством большой кинематографической тайны.

Кино Селенкиной практически безмолвно, оно изобилует длинными одноплановыми сценами, снятыми на статичную камеру. По духу напоминает оду повседневности Вячеслава Иванова «Облом», с которым фильм Селенкиной, кроме похожего темпоритма и героя-одиночки, перекликается сценой в ванной, отсылающей к «Гуммо» Хармони Корина. «Обходные пути» ловко сочетают документальный подход с игровыми эпизодами, настолько незаметно стирая грань между ними, что даже после завершения картины непонятно, был ли это реальный эпизод из жизни или её тщательная реконструкция.

Что смотреть дома:

 

В 2017 году в прокат вышли сильнейшие «Темные времена» – историческая драма, за роль в которой Гэри Олдмен получил премию «Оскар». Картина рассказывала о приходе к власти в Британии Уинстона Черчилля в разгар Второй Мировой войны. И жестоко критиковала его, пожалуй, главного оппонента – Невилла Чемберлена. В 2022 году на платформе Netflix выходит «Мюнхен» – историческая драма, которая рассказывает примерно о тех же событиях, но с принципиально иной точки зрения. Продолжение рецензии.

Вадим Богданов,InterMedia

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.

β 16+