V фестиваль «Биеннале театрального искусства» даст «Уроки режиссуры»
V фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» объявил программу на 2021 год. Фестиваль пройдёт в Москве с 24 сентября по 13 декабря 2021 года на главных театральных площадках Москвы: в Театре им. Вахтангова, Театре им. Маяковского, «Мастерской Петра Фоменко», Центре им. Мейерхольда, РАМТе и др.
Как сообщили агентству InterMedia в пресс-службе фестиваля, в конкурсную программу войдут 13 спектаклей от молодых режиссёров. Внеконкурсная программа включает в себя цикл спектаклей Юрия Бутусова, постановки Дмитрия Крымова, Владимира Панкова и других. Лекции и мастер-классы в рамках образовательной программы «Мастерская» проведут Николай Цискаридзе, Леонид Ярмольник, Евгений Гришковец и другие.
Фестиваль «Уроки режиссуры» устроен по принципу биеннале: в нечётные годы в конкурсе участвуют молодые режиссёры и судят их опытные мастера, а в чётные – мэтров оценивает новое поколение режиссуры. В конкурсной программе V фестиваля – спектакли молодых. Свои работы представят Айдар Заббаров, Семён Серзин, Анатолий Шульев, Никита Кобелев, Фёдор Малышев, Артём Галушин, Андрей Калинин и Алиса Юфа, Артём Устинов, Никита Бетехтин, Владимир Кузнецов, Хуго Эрикссен, Павел Пархоменко и Михаил Плутахин. География театров-участников достаточно обширна: Санкт-Петербург, Псков, Казань, Канск, Петрозаводск, Новосибирск, Владимир и Москва. В жюри - мэтры отечественной режиссуры Юрий Бутусов, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Евгений Каменькович, Алексей Бородин, Георгий Исаакян, Семён Спивак.
В честь юбилея Юрия Бутусова цикл его спектаклей покажут в рамках внеконкурсной программы. Фестиваль откроется постановкой Бутусова «Бег» в Театре им. Вахтангова 24 сентября. В тот же вечер в основном фойе театра начнёт работу выставка, посвящённая творчеству режиссёра.
В рамках спецпроекта «Даты», посвящённого 200-летию Ф.М. Достоевского и 130-летию М.А. Булгакова, пройдут спектакли «Идиот. Возвращение» Григория Козлова (театр «Мастерская», Санкт-Петербург) и «Зойкина квартира» Владимира Панкова (Свердловский театр драмы, Екатеринбург). В спецпрограмме «Наши лауреаты» пройдут показы спектаклей, поставленных при участии группы компаний "Р-фарм". Это «Ромео и Джульетта» Егора Перегудова (РАМТ, Москва), «Общага на крови» Семёна Серзина («Невидимый театр», Санкт-Петербург), «Костик» Дмитрия Крымова (Московский драматический театр имени А.С. Пушкина, Москва) и спектакль, подготовленный в рамках совместной творческой лаборатории фестиваля и МХТ им. Чехова.
Сразу несколько режиссёрских лабораторий проходит в этом году в рамках фестиваля. Совместно с Федерацией креативных индустрий состоится Лаборатория современного театра для молодых режиссёров «Театр без границ», где участники будут заниматься экспериментальным театром за пределами театральных зданий. Это иммерсивный театр, световые шоу, спектакли-инсталляции, театр и интернете и т.д. Кроме того, планируется лаборатория совместно с Детским музыкальным театром им. Н.И. Сац для режиссёров музыкального театра.
На фестивале запланирована презентация книги «Письма в Художественный театр». Это результат совместного труда сотрудников научного сектора Школы-студии МХАТ, фестиваля «Уроки режиссуры» и издательства «Navona». Книга станет шестой в списке изданной под эгидой фестиваля театральной литературы. В рамках «Уроков режиссуры» состоится также вручение премии в области литературы о театре «Театральный роман», учреждённой в 2014 году при поддержке фестиваля.
- Это один из масштабных и важных фестивалей. Я уже неоднократно говорил, что мне нравится его идея – создать не только пространство режиссуры, но и организовать в этом пространстве диалог поколений. Я абсолютно солидарен с организаторами, уверенными в том, что движение театра возможно, когда существует и не нарушается преемственность, – говорит о фестивале «Уроки режиссуры» художественный руководитель московского театра Et Cetera Александр Калягин.
Торжественная церемония закрытия фестиваля «Уроки режиссуры» и награждение лауреатов пройдут 13 декабря на сцене Московского театра Et Cetera. Режиссёр-постановщик церемонии – ставший лауреатом фестиваля в 2020-м году Дмитрий Крымов.
Справки и аккредитация: +7 (911) 210-1738, gamayunova@sarafun.spb.ru (Анастасия Гамаюнова).
Ковер-самолет воспарил над сценой в новом мюзикле «Последняя сказка»
Премьера мюзикла «Последняя сказка» состоялась 7 декабря 2024 года в Театре МДМ. Масштабная постановка компании «Бродвей Москва» продюсера Дмитрия Богачёва создана совместно с сопродюсером MTC Live и стратегическим партнером Яндекс Афишей. По словам создателей, ажиотаж вокруг постановки превысил все ожидания: к дате первого публичного показа 8 декабря продано без малого 100 000 билетов. Чтобы удовлетворить спрос, пришлось вывести в продажу билеты на февраль и март 2025 года.
Среди гостей вечера были хоккеист Владислав Третьяк, ведущий «Что? Где? Когда?» Борис Крюк, актриса Александра Урсуляк, музыкант Алексей Кортнев, продюсер Вячеслав Муругов, продюсер Анна Александрова, иллюзионист Сергей Сафронов, актеры Дмитрий Чеботарев и Лиза Климова, телеведущий Сергей Майоров, актриса Анна Банщикова, актриса Анастасия Уколова, телеведущий Артур Цветков, актриса Елена Валюшкина, актер Владислав Тирон, телеведущая Таша Белая, актриса Таисия Вилкова, фэшн-блогер Александр Ондар, олимпийский чемпион Артур Далалоян, олимпийская чемпионка Ангелина Мельникова, Ассоль и многие другие.
Первый показ «Последней сказки» на широкую публику ждал закономерный аншлаг: после оглушительного успеха спектакля из песен группы «Секрет» «Ничего не бойся, я с тобой» поклонники мюзиклов с нетерпением ждали новой постановки на сцене Большого зала Театра МДМ, и теперь с радостью погрузились в атмосферу очень необычной восточной сказки с героями «Тысячи и одной ночи» – Джинном, Шахерезадой, Аладдином, Али-Бабой.
Зрители не только бурно реагировали на увлекательную историю, юмор, музыку и актёрскую игру, но и восхищались оформлением шоу. Публика встретила аплодисментами мистический караван, который величественно прошествовал прямо по залу – мимо зрительных рядов, а когда главных героев Макса и его девушку Женю в воздух поднял ковёр-самолёт, все буквально замерли от восторга – настолько правдоподобно он парил над сценой.
- Ковёр для нас спроектировали бельгийские инженеры – это настоящая инновация для театра. Ничего подобного нет ни в одной бродвейской постановке», – делится продюсер и автор идеи спектакля Дмитрий Богачёв.
Впрочем, убедительный «летательный аппарат» – далеко не единственный сюрприз постановки. Сценография авторства художника-постановщика Максима Обрезкова действительно затмевает по зрелищности и технологичности все спектакли, которые шли прежде в МДМ (а тут в том числе игрались российские версии мюзиклов «Призрак Оперы», «Красавица и Чудовище» и «Шахматы»). Роскошь дворцовых покоев, зловещая башня невест, шумная базарная площадь – всё это словно перенеслось из мира сказок на сцену.
- Мне очень нравится, что наша «Последняя сказка» – это современная история, а не сказка, рассказанная много сотен лет назад, – говорит художник-постановщик мюзикла Максим Обрезков. Это отражается в декорациях и костюмах: они создавались без цели соответствовать какой-то определенной исторической эпохе, но при этом содержат в себе узнаваемые детали из сказок нашего детства. В спектакле гармонично соединяются современные технологии с классическими театрально-декорационными приемами, благодаря которым у нас летает ковер-самолет, актеры взмывают к самым звездам, а стены сказочного города окрашиваются в красивый фактурный цвет теплого состаренного золота. Внимательный зритель увидит в декорациях и костюмах повторяющийся оригинальный паттерн-орнамент, напоминающий арабскую вязь и объединяющий воедино весь наш сказочный мир».
Кстати, не меньше впечатляет и «настоящая» московская квартира Макса и Жени, обычность которой на глазах сменяется магией Вселенной сказок Шахерезады.
Музыкальное оформление спектакля ничуть не уступает визуальному. Композитор и музыкальный руководитель «Последней сказки» Евгений Загот написал волнующую романтичную музыку, сочетающую различные стили.
- В партитуре можно услышать и современное звучание, и восточные мотивы, и даже элементы рока, – рассказывает композитор.
В это разножанровое полотно прекрасно вписался суперхит Таркана «kdm», ставший «Танцем огня». Реакция публики на этот номер с дерзким танцем восточных красавиц была просто ошеломительной. Разрешение использовать в постановке знаменитую песню компании «Бродвей Москва» дала сама Сезен Аксу – легенда турецкой поп-сцены, написавшая огромное количество международных хитов.
«Последняя сказка» – это история о современной московской паре Максе и его девушке Жене на грани разрыва. Внезапное путешествие в мир восточных сказок становится для них шансом переосмыслить почти разрушенные отношения. Благодаря персонажам «Тысячи и одной ночи» (а порой и вопреки им!) через невероятные приключения герои заново открывают свою любовь и учатся понимать друг друга.
- Это красиво и необычно, увлекательно и трогательно, со всеми составляющими хорошей истории. В мюзикле много юмора и иронии, через которую современные герои воспринимают мир волшебства. Но волшебная сказка проникнута и поэзией, во многом раскрывающейся благодаря пронзительной музыке Евгения Загота, поэтических текстов Алексея Иващенко, удивительной сценографии Максима Обрезкова, магическому свету Александра Сиваева и проекциям видеосценографа Аси Мухиной, стильной и завораживающей хореографии Ирины Кашубы, красочным костюмам Яси Рафиковой, – подчеркнула режиссер-постановщик спектакля Анна Шевчук.
- Мы хотели создать постановку, которая будет не только развлекать, но и заставит задуматься о ценности отношений, – добавляет Дмитрий Богачёв. – «Последняя сказка» – не просто красивая картинка, это исследование человеческих чувств, где есть юмор, интрига, романтика и философия, которая близка каждому. А еще это необычный и забавный мир, в котором можно на три часа укрыться от стрессов и неприятностей, надеяться, любить и быть вместе. Так легче пережить трудности и быть счастливыми.
Корреспондент “ИнтерМедиа” взял мини-интервью у гостей премьеры:
Владислав Третьяк, президент Федерации хоккея России: “Впечатление складывается очень хорошее - костюмы, красочные декорации, всё понравилось, сказка явно удалась”.
Эдуард Ратников, промоутер, продюсер гастромюзикла “Москва cлезам не верит”: “Дорого-богато, костюмы, продакшн супер. Трюк с летающим ковром бесподобен, браво.. Но вот арки что то напоминают (улыбается)”.
Юрий Антизерский, художник-сценограф, лауреат премии в области шоу-технологий «SHOWTEX AWARDS»: “Нужно отдать постановке должное - видно, что вложено немало усилий. Отличные декорации, прекрасные костюмы - это замечательная работа, сделанная с душой“.
Фотографии гостей доступны по ссылке:https://disk.yandex.ru/d/G6KJvGQ5JuftzQ
Первые впечатления о спектакле от звезд и почетных гостей премьеры:https://disk.yandex.ru/i/1wlK4cR-Gi9U3A
Фото спектакля:https://disk.yandex.ru/d/xB1RUPJ4r3O6dQ
(фотографии предоставлены пресс-службой театральной компании “Бродвей Москва”)
Актерский состав: https://skazkamusical.ru/team/
Официальный трейлер:https://rutube.ru/video/7e322363145ecc812b181e4e940f690e/?r=wd
Пресс-папка проекта со всеми материалами:https://disk.yandex.ru/d/Y2cI19ThLk9Z3A
Сайт:https://skazkamusical.ru/
Контакты для СМИ:+7-967-193-3483, t.pavlova@broadway-moscow.com (Татьяна Павлова, PR-директор театральной компании «Бродвей Москва»)
Денис Родькин рассказал об ажиотаже вокруг «Щелкунчика» и самой страшной травме
Традиционный праздничный концерт «Christmas балет-гала» состоится 13 декабря 2024 года на сцене Государственного Кремлёвского дворца. Шоу соберёт лучших артистов балета – только примы и премьеры Большого театра, Мариинского и Театра Станиславского, от самого Дениса Родькина и Элеоноры Севенард до Семёна Чудина и Анастасии Сташкевич.
Вдохновитель и организатор мероприятия, премьер Большого театра Денис Родькин стал гостем редакции Metro, чтобы рассказать о балетном закулисье.
– Для меня это не просто концерт, это то, что у меня в душе и что хотелось бы донести до зрителя, чтобы рассказать о моём восприятии балета, – рассказал Денис Родькин. – Я долго и внимательно выбирал номера, составлял программу и думал, кто мог бы выступить. Хочется зарядить зрителей праздничным настроением.
В концерте будут представлены не только номера из классических балетов, будет здесь и современная хореография. Денис Родькин признался, что он, конечно, представитель классической школы, хотя эксперименты и новые направления ему тоже интересны:
– Классика – отличная школа, если ты можешь станцевать классический репертуар на высоком уровне, то и современный сможешь. Хотя современный танец сложнее осваивать, потому что больше свободы и нет чётких движений. С другой стороны, в классических произведениях любая ошибка более заметна зрителю, а в современной хореографии даже если на пол упал – а так и надо было! (Смеётся.)
Падения случались и у гостя Metro.
– Однажды я поскользнулся в «Спартаке». После прыжка приземлился на скотч, которым у нас соединён линолеум, и разъехался в шпагат. Вот для этого растяжка балетным артистам и нужна, чтобы не разорвать себе ничего!
Хотя, по словам Дениса Родькина, бывали случаи и более неприятные:
– В Новосибирске в 2018 году на балете «Спартак» я так сильно при приземлении после прыжка подвернул ногу, что пришлось уползать со сцены. Когда я почувствовал, как выворачивается нога у ступни, услышал хруст и увидел, как нога на глазах стала опухать в области голеностопа, другого выхода не было. Хотя, конечно, полный зрительный зал!
Для форс-мажоров, как говорит артист, всегда есть запасные танцоры.
– Кто-то всегда где-то рядом в театре, если что, он одевается и идёт на сцену. У меня был случай, когда я танцевал Воланда в Театре Станиславского, а в Большом недалеко шло «Лебединое озеро». Запасному танцору пришлось уехать, а срочно нужна была замена. И я в гриме Воланда в итоге танцевал за Принца. «Лебединое озеро» я на тот момент не танцевал уже 1,5 года, но всё прошло без ошибочки. И театру помог.
В разговоре про Большой театр мы не могли обойти стороной ежегодный ажиотаж вокруг билетов на балет "Щелкунчик", в котором Денис Родькин исполняет партию Принца-Щелкунчика.
– Новогодний блок будет спектаклей 50. Составов много, что-то и мне достанется, – говорит артист. – Недавно я прочитал новость, что билеты на «Щелкунчика» на 17 декабря были проданы за две минуты. Для меня сложный вопрос, почему люди так стремятся попасть на этот балет. Я объясняю это прекрасной музыкой Чайковского, к тому же сейчас мир стал ограничен для поездок российских граждан, и поэтому на зимние каникулы многие едут в Москву. Большой театр – это гордость нашей страны, и все пытаются попасть именно в него. К тому же «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича – лучшая из всех версий этого балета.
Что касается цен на билеты в Большой, премьер театра уверяет, что программы продажи более дешёвых билетов в театре существуют:
– Такие программы есть и всегда были, например, для студентов и не только. Помню, накануне начала моей работы в Большом театре мы с мамой ходили на «Щелкунчика» по билетам, которые ей выделили как школьному преподавателю. Так что нельзя сказать, что в Большом театре есть только строго коммерческая реализация билетов – существуют и социальные программы.
Узнать у нашего гостя про какие-то закулисные драмы и интриги, стёкла в пуантах и другие пакости от коллег-конкурентов не удалось.
– Всё это мифы, в фильмах про балет всё чересчур драматизируют, – заверил премьер Большого театра. – Мы и оливье на праздники едим, и шампанское пьём. Встретить балерину, которая ест булочку после репетиции, тоже дело обычное.
Балерины, как уверяет Денис Родькин, могут весить и больше 55 кг. Но, чтобы делать поддержки с партнёршами, важны даже не её вес или занятия в тренажёрке. Можно быть качком, но не суметь поднять девушку даже в 40 кг.
– Всё зависит от техники твоей и партнёрши, – говорит артист. – Нет, ну, бывает, конечно, сидит партнёрша в столовой, а ты на неё до-о-о-лго так смотришь. Она: «Всё, поняла, добавку не буду!»
Шутки в среде артистов балета – дело обычное.
– Самый большой розыгрыш был у меня в начале карьеры. Когда я только пришёл в Большой, меня поставили в партию горожанина в балете «Дон Кихот». Всё, что мне там нужно было, – стоять на сцене и размахивать руками. И один раз – взять гитару у Базилио. Кто-то из старших товарищей мне сказал, что он будет давать гитару, а ты не соглашайся, мол, нет, не возьму. Я так и сделал, а ему же нужно было обязательно от неё избавиться, в итоге гитара просто полетела в меня. Теперь я не верю артистам, которые старше меня!
«Снежную королеву» МАМТа покажут в российских кинотеатрах
Премьера киноверсии балета «Снежная королева» состоится 25 января 2025 года в рамках второго сезона проекта «Театр в кино». Зрители увидят балет-сказку Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в постановке хореографа Максима Севагина. В качестве музыкального материала были выбраны фрагменты из Четвертой, Пятой и Шестой симфоний П.И.Чайковского. Дирижер-постановщик – Фёдор Безносиков.
В постановке по мотивам одноименной сказки Ханса Кристиана Андерсена задействована вся балетная труппа театра. Главные партии исполняю Елена Соломянко (Герда), Иннокентий Юлдашев (Кай) Наталья Сомова (Снежная Королева), Артур Мкртчян (Благородный северный олень). Это уже вторая совместная работа МАМТ и телеканала «Россия-Культура» в рамках проекта «Театр в кино». Режиссером киноверсии стал Валерий Спирин, оператором – Евгений Тимохин.
- Я очень рад, что балет «Снежная королева» стал частью проекта «Театр в кино» и выходит на большие экраны, - говорит Максим Севагин. - Киноверсия балета позволяет глубже погрузиться в историю, увидеть те тонкости исполнения и уловить те эмоции артистов, которые нередко ускользают от зрителей, находящихся в зале театра. Для меня также ценно, что люди из самых разных уголков России, не имеющие возможности приехать к нам в театр, смогут познакомиться с этим спектаклем благодаря проекту «Театр в кино».
Плюс к этому 20 декабря 2024 года в повторный всероссийский кинопрокат выйдет балет «Щелкунчик» в исполнении воспитанников и выпускников Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 5, 6 и 7 января на экранах можно будет увидеть чудесную зимнюю сказку-оперу «Ночь перед Рождеством» Н.А.Римского-Корсакова, 5 января – фильм-оперу «Севильский цирюльник» Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.
Прокат киноверсий осуществляет дистрибьюторская компания «Кино.Арт.Про».