Фильм «Море волнуется раз» стал победителем 32-го «Кинотавра»Илон Маск и Граймс рассталисьBad Bunny и Black Eyed Peas получили Latin Music Awards 2021Умер режиссер «Ноттинг Хилла» Роджер МишеллФестиваль «Чернозем» отменен за сутки до стартаМайкл Стайп похоронил надежду на возрождение R.E.M.Андрею Звягинцеву стало лучшеУмер Уилли ГарсонУмер создатель Cabaret Voltaire Ричард Х. КиркДмитрий Певцов и Денис Майданов победили на выборах в ГосдумуНаташа Королева рассказала о внебрачной дочери«Корона» собрала все награды на «Эмми»Кая Скоделарио ждет второго ребенка«Искушение» Пола Верховена не покажут в РоссииЭнрике Иглесиас выпустил свой последний альбом (Видео, Слушать)Наталья Ветлицкая отменила московский концерт из-за отказа вакцинироватьсяНона Гаприндашвили подала в суд на Netflix за клевету и сексизм«Звезда Театрала-2021» объявила номинантовМоргенштерн включен в «черный список» УкраиныИван Ургант стал кавалером ордена Звезды Италии

Рецензия на фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе»: Лучше не будет, лучшее — уже сейчас

постер к фильму

Оценка: 5 из 10

Фильм по роману Алексея Сальникова «Петровы в гриппе» показали на Каннском кинофестивале в рамках основного конкурса. Режиссёр: Кирилл Серебренников. В ролях: Семён Серзин, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Юрий Колокольников, Юра Борисов, Иван Дорн и другие.

Фильм Кирилла Семёновича Серебренникова — настоящая хонтология, но не столько намеренно эстетически, сколько случайно теоретически. По его фильму шагают призраки Маркса и «совка», призраки Гоголя и Булгакова, призраки Ельцина и Горбачева, призрак светлой России будущего. Своя рубашка, хоть и ближе к телу, но иногда жмёт так, что не продохнуть. Горбачёв продал, Ельцин пропил, а мы по-прежнему не знаем, кто мы, откуда, и что нам делать. Хотя фильм вызывает экзистенциальный ужас даже не от того, что происходит в современной России, а скорее от того, что в ней не происходит — а именно кинематографии. В «Петровых в гриппе» есть театр (в основном, Станиславского), претенциозная литературщина, комикс, но очень мало, собственно, самого кино.

Земную жизнь пройдя до половины, Петров очутился в гриппе. Правда сойти ему предстоит не в Ад, а в Аид — на ближайшей автобусной остановке, а там — (не видать конца и края) Россия, а значит поющие бабушки в лифте в хрущевке, вьюга, пережеванный и выплюнутый Мандельштам. Поэт в России больше, чем поэт, поэтому имеется история непризнанного гения (Иван Дорн) и его трагической кончины: пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет.

Национализм, мизогиния и гомофобия вплетаются в гомоэротизм парадоксальной и загадочной русской души, впрочем, и не только у героев Серебренникова. Вся сомнамбулическая фантасмагория позаимствована из книги, но немного (с целью оригинальности) перетасована и обязательно разоблачается.

Что касается актерского состава и многочисленных камео, даже прочтение этих имён рядом вызывает тревогу: Сергей Дрейден (которому не привыкать рассуждать о судьбах России), рэпер Хаски (aka маленькая трагедия), два Юрия — Колокольников и Борисов, упомянутый Иван Дорн, Любовь Аркус в роли советской уборщицы из детства Петрова, Анна Наринская, импровизирующая Мандельштамом, в роли Петровых Чулпан Хаматова и Семен Серзин, а также поэты и многочисленные актёры Гоголь-центра. Просто апокрифический фильм «Дау» по количеству светил в кадре.

Петрова работает в библиотеке, а на досуге вычисляет маньяков по выбранным опусам (весь де Сад, сочинения о Холокосте, учебники по гинекологии), Петров же — художник комиксов и автослесарь, но прежде всего — алкоголик на полной ставке. Он кочует по квартирам, в основном, как на допросе освещенным светом настольных ламп, за дверями которых сплошная метель и канитель под рок и фолк, и Хаски, и лето среди зимы — Вивальди на аккордеоне.

Лучшая часть книги о детстве Петрова, изображающая его как бы маленьким взрослым, понимающим и видящим намного больше, чем взрослые, которые его инфантилизируют. Они как будто бы подменяются очередной попыткой цитировать и переосмыслять Тарковского в образе матери Петрова (Варвара Шмыкова), который, как известно, наше все (и даже больше).

Основываясь на русских картинах этого года в Каннах, можно вывести рецепт идеального ФСБшника: Колокольников/Борисов/Паль (нужное подчеркнуть), плохая игра по Станиславскому, усики, эту игру компенсирующие, иконки, водка и гробовозка.

Выходит то ли сюрреализм, то ли метамодернизм: все друг на друга орут и ругают власть, а ещё охают, ахают, кряхтят и кричат, разумеется, благим матом. Обскурантизм, ереси и конспирология — осуждаются, социальная проблематика — поощряется, надежда на светлое будущее — прилагается. Спасибо, что грипп, а не рак, что живы не хлебом единым, а высокой поэзией Эдуарда Асадова, а от гриппа и ковида закинем аспирин 77 года.

Система выборов давно себя дискредитировала, как и демократия, как и современное российское кино спонсорства Романа Абрамовича. Хаос и смерть пора бы вобрать в себя и стать им, а не пытаться все восстановить, починить, восполнить, поправить. Перефразируя другой русский фильм в Каннах «Дело», лучше не будет, лучшее — уже сейчас.

Анна Стрельчук, Канны, InterMedia

Новости партнеров

Лили Томлин и Джейн Фонда станут старыми мстительницами

Shutterstock/Fotodom
Звезды сериала «Грейс и Фрэнки» Джейн Фонда и Лили Томлин вместе сыграют в полнометражном фильме «Двигаясь дальше» (Moving On).
Материал доступен только подписчикам
Ленты новостей InterMedia

Если Вы - подписчик, но все же видите этот текст, проверьте:

  • вошли ли Вы в аккаунт;
  • не истек ли срок подписки (это можно узнать в Личном кабинете).

Что-то пошло не так? Пишите, звоните: partner@intermedia.ru, +7 (495) 638-55-43

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Удивительный мир кино: как Педро Альмодовар стал главным испанским режиссером

кадры из фильмов

25 сентября празднует день рождения Педро Альмодовар. Имя испанского режиссера давно и прочно ассоциируется с красочным и уникальным авторским видением в кино. Вместе с онлайн-кинотеатром Kion собрали пятерку лучших его картин.

Боль и слава (2019)

Большой режиссер, переживший за свою долгую карьеру как оглушительные взлеты, так и катастрофические падения, оглядывается назад и погружается в пучину ярких воспоминаний. Перед глазами проходят перипетии отношений с матерью, отношения с любимой женщиной, поиск вдохновения. В главных ролях Антонио Бандерас и Пенелопа Крус.

Джульетта (2016)

В жанре сентиментальной драмы Альмодовару, пожалуй, нет равных в европейском авторском кино. Лента «Джульетта» рассказывает о погружении в прошлого целой семьи. Главная героиня, Джульетта, пропадает довольно таинственным образом. Ее мать отправляется в Мадрид, где девушку, кажется, видели последний раз. Там ее одолевают бурные воспоминания про беды юности и ужасную трагедию, после которой дочь и отдалилась от матери.

Кожа, в которой я живу (2011)

Главный герой, хирург Роберт Ледгард, возможно, открыл секрет идеальной искусственной человеческой кожи. Коллегам он рассказывает, что проводил эксперименты на животных. Однако на самом деле в своем подвале он держит взаперти молодую девушку, которая и является объектом его бесчеловечных экспериментов. Необычный эстетический хоррор в фильмографии Альмодовора с Антонио Бандерасом в главной роли.

Поговори с ней (2002)

Испанская драма режиссера из начала 2000-х. История знакомства журналиста Марко и известной женщины-тореро Лидии. Их роман бурно разгорается, однако судьба подкидывает влюбленным испытание — Лидия оказывается в коме после удара бешеного быка. Марко проводит с ней в больнице долгое время. Там же он знакомится с медбратом Бениньо, который находится в схожей ситуации.

Женщины на грани нервного срыва (1988)

Кармен Маура и любимый актер Альмодовара Антонио Бандерас в одном из главных хитов режиссера. Пепа Маркос переживает из-за того, что ее бросил любовник Иван. Она пытается разобраться в причинах такого поступка (и понять мотив исчезновения Ивана). Девушке придется столкнуться с его бывшей женой Люсией, а также сыном Карлосом. Поиском мужчины занимается и полиция, и его новая любовника Кандела. Пути героев пересекаются, разобраться кто есть кто будет гораздо труднее, чем кажется.

Фото: кадры из фильмов
Теги: подборка, Педро Альмодовар, Джульетта, Боль и слава, Kion

Фильм «Море волнуется раз» стал победителем 32-го «Кинотавра»

предоставлено пресс-службой фестиваля

Церемония закрытия XXXII открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» состоялась 25 сентября 2021 года в Зимнем театре Сочи. Лучшим фильмом стал «Море волнуется раз» режиссера Николая Хомерики, награду также получила актриса-дебютантка Ольга Бодрова. За лучшую мужскую роль отмечен Павел Деревянко («Подельники»). Призы за лучший сценарий и зрительских симпатий получила картина Алексея Чупова и Наташи Меркуловой «Капитан Волконогов бежал».

Победители 32-го «Кинотавра»

Главный приз

«Море волнуется раз» (режиссер Николай Хомерики)

Приз за лучшую режиссуру

Владимир Мункуев («Нуучча»)

Приз за лучшую женскую роль

Ольга Бодрова («Море волнуется раз»)

Приз имени Олега Янковского за лучшую мужскую роль

Павел Деревянко («Подельники»)

Приз имени Григория Горина за лучший сценарий

Алексей Чупов, Наташа Меркулова и Март Таниэль («Капитан Волконогов бежал»)

Приз за лучшую операторскую работу

Николай Желудович («Молоко птицы»)

Приз имени Микаэла Таривердиева автору оригинальной музыки к фильму

Алексей Ретинский («Медея»)

Диплом жюри «За вдохновение и нежность безумия»

«Герда» (режиссер Наталья Кудряшова)

Приз имени Даниила Дондурея за лучший дебют

«Общага» (режиссер Роман Васьянов)

Приз зрительских симпатий

«Капитан Волконогов бежал»

Приз за лучший короткометражный фильм

«Хорошая девочка Лида» (режиссер Антон Елисеев)

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля
Теги: Кинотавр, победители, церемония закрытия, Море волнуется раз

Новости партнеров

β 16+