Егор Крид получил травму в ДубаеУмер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от рака

Рецензия на книгу «Друзья. 25 лет вместе. Как снимали главный сериал эпохи»: Эта тема никогда не будет закрыта

обложка книги

Оценка: 8 из 10.

«22 сентября 1994 года в кофейню на Манхэттене забежала девушка в свадебном платье, открывающем плечи. Девушка, которая в день собственной свадьбы поняла, что переживает за соусник больше, чем за своего жениха. Девушка, которой хватило духу вырваться из золотой клетки и отправиться на поиски своей судьбы. Так началась история, которую знает без преувеличения каждый».

Это — русскоязычная аннотация к книге Сола Аустерлица «Друзья. 25 лет вместе. Как снимали главный сериал эпохи». На английском она звучит несколько иначе:

«В сентябре 1994 года шестеро друзей уселись в своей любимой кофейне и начали обмениваться шутками на тему секса, отношений, работы и всего остального. Четверть века спустя зрители продолжают отыскивать собственные пути к жизням Рейчел, Росса, Джоуи, Чендлера, Моники и Фиби — а благодаря невероятно талантливым создателям шоу, его полному пониманию молодой аудитории и правлению в финальные моменты доминирования телевидения «Друзья» стали самым влиятельным и любимым сериалом своей эпохи. У «Друзей» никогда не было перерыва, и это — история о том, как всё случилось».

Эти две совершенно, казалось бы, разные подводки — одна ностальгически-эмоциональная, другая — эпохально-возвеличивающая — обе удивительным образом отвечают тону самого издания. В книге нашлось место и рассудительному рассказу о том, как снимали «величайший сериал эпохи», и слезовыжимательным воспоминаниям об отдельных сериях телешоу и случаях со съёмочной площадки.

Вообще вся книга представляет собой не просто документальное изложение фактов, но настоящий художественный эпос: следуя по хронологии от зарождения самой идеи «Друзей» до съёмок их знаменитой финальной сцены, Аустерлиц знакомит нас со многими участниками проекта, и героями книги становятся как авторы шоу и исполнители главных ролей, так и рядовые ассистенты сценаристов. Это увлекательное путешествие по знакомой территории: даже заведомо зная о том, что у шоу выйдет целых десять сезонов, всё равно не можешь не переживать по ходу чтения, продлят ли его на четвёртый сезон? Поднимут ли актёрам зарплаты? Не выгонят ли из сериала Мэттью Перри из-за зависимости? Рассказывать всем известную историю — дело неблагодарное, но автор с ним отлично справляется, держа читателей в напряжении и заинтересованности практически все триста с лишним страниц.

Помимо рассказов о создании сериала, интересных фактов и историй со съёмочной площадки в книге присутствуют пересказы отдельных сцен и целых серий. Поначалу кажется, что это какой-то ненужный элемент, будто бы призванный «добрать» нужное количество страниц — но очень быстро оказывается, что смысл немного в другом. При помощи умело подобранных для рекапа слов Аустерлицу удаётся передать определённые нюансы сцены и эмоций персонажей, создавая особенное настроение и ловко анализируя происходящее на экране. Особое место в книге занимает проходящая сквозь все сезоны линия Росса и Рейчел, причём автор явно недолюбливает персонажа Дэвида Швиммера, отпуская на его счёт колкости и откровенно критикуя. Что касается Рейчел (и Дженнифер Энистон), ей он открыто сочувствует — это заметно в разделе, посвящённом «жизни после "Друзей"», где Аустерлиц грустит на тему того, как пресса не оставляет актрису в покое, регулярно приписывая ей воображаемых детей. По мнению автора, всё дело в том, что «мы знали Энистон как Рейчел Грин и никогда не могли полностью разделить их», и потому жаждали для актрисы в реальной жизни такого же счастливого конца, как для её героини на экране. Эхом транслирует примерно ту же мысль Мэтт Леблан: «Образно говоря, мы никогда не сможем уйти со сцены. Мы всё ещё на сцене. И она будет преследовать нас вечно».

Издание, в общем-то, прекрасно всем — оно и даёт представление об общественно-культурном контексте, в котором существовали «Друзья» на телевидении девяностых-двухтысячных (популярные нынче обвинения в гомофобии и отсутствии в сериале темнокожих актёров тоже рассматриваются), и подкидывает ностальгии и желания срочно пересмотреть сериал. Обидно, что в книге совсем нет фотографий, зато есть дурацкие выноски, дублирующие основной текст — на их месте можно было сделать какие-нибудь небольшие забавные факты. С информационно-эмоциональной же задачей книга справляется на «отлично», в очередной раз напоминая, что «Друзья» — действительно сериал на все времена и что «эта тема никогда не будет закрыта».

Татьяна Трейстер, InterMedia

Фото: обложка книги
Теги: рецензии, Татьяна Трейстер, книги, Друзья
β 16+