Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

По кому ударит закон о регулировании просветительской деятельности? - отвечают юристы

Depositphotos.com/Fotodom

1 июня 2021 года вступит в силу новая редакция закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой в стране вводится регулирование просветительской деятельности. Для подписчиков информационного агентства InterMedia новые нормы комментирует юридическая компания «Event-Юристы»:

Федеральным законом устанавливается, что «просветительской деятельностью» является «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». В ст. 12 Федерального закона определено, что «просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Таким образом, Федеральный закон позволяет максимально широко толковать сферы деятельности, подпадающие под действие специального регулирования, а субъектный состав участников просветительской деятельности практически безграничен.

Ряд представителей общественности выступил с заявлением, что новые законодательные нормы создают предпосылки к цензуре. Деятели культуры, обеспокоенные последствиями введения Федерального закона, даже написали открытое письмо президенту, где высказали опасения, что в подзаконных актах будет установлено требование о предварительном согласовании с властями просветительских материалов, что повлечет за собой ограничение свободы мнений и усложнит ведение деятельности для законопослушных просветителей, но никак не повлияет на деятельность и так запрещенных экстремистских организаций.

При этом авторы законопроекта утверждают, что Федеральный закон нацелен исключительно на защиту сферы просвещения от негативного влияния извне, а также на распространения вредных и псевдонаучных знаний. В пояснительной записке к проекту авторы отмечают, что действующее законодательство «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий».

Согласно Заключению Аппарата Совета Федерации:

  • Федеральный закон направлен на регламентацию осуществления просветительской деятельности;
  • к числу новелл Аппарат Совета Федерации относит:
     - дополнение понятийного аппарата Федерального закона об образовании понятием «просветительская деятельность»;
     - установление общих требований к осуществлению просветительской деятельности;
     - указание на субъекты осуществления просветительской деятельности;
     - предоставление полномочий Правительству Российской Федерации устанавливать порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней.

Таким образом, с даты вступления в силу Федерального закона «просветительской» будет признана деятельность, имеющая следующие квалифицирующие признаки:

  1. Направленность на распространение умений, знаний, навыков, опыта, ценностных установок, компетенции.
  2. Целевой характер:
     - для развития человека (интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического, профессионального); 
     - для удовлетворения образовательных потребностей и интересов человека.
  3. Проведение вне рамок образовательных программ.

Просветительство и образовательная деятельность имеют сходную природу – обе распространяют знания, умения, навыки, опыт и компетенции для удовлетворения образовательных потребностей и интересов человека. Однако с даты вступления в силу Федерального закона образовательная деятельность от просветительской будет отличаться наличием образовательной программы. Деятельность, не имеющая образовательной программы, будет рассматриваться как просветительская, подлежащая согласно рассматриваемому Федеральному закону, специальному регулированию.

Термин «образовательная программа» дан в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»: «9) образовательная программакомплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

С основными образовательными программами в целом вопросов нет ввиду строгой формализации процесса их создания и реализации. А вот с дополнительным образованием и его программами вопросы есть, и очень серьёзные. Например, можно ли рассматривать как дополнительное образование онлайн-курс лекций? Как рассматривать курс театрального мастерства – как образовательную деятельность или как просветительскую? Если по итогам курса будет проводиться экзамен и выдаваться диплом о присвоении квалификации, то, скорее всего, контрольные органы данную деятельность отнесут к образовательной, а не к просветительской. Если же по итогам курса не предусмотрен экзамен и не проводится аттестация, даже если выдается сертификат произвольного образца, то в данном случае образовательная программа отсутствует, деятельность может рассматриваться как просветительская, и, соответственно, подлежит специальному регулированию.

Ограничение международного сотрудничества образовательных организаций

Согласно положениям части 4 статьи 105 Федерального закона, подписание образовательными организациями договоров, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, осуществляется при наличии заключения от одного из федеральных органов исполнительной власти:

  • осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования,
  • осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Порядок получения указанного заключения устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642, прямо говорится о необходимости продвижения и повышения конкурентоспособности российской науки, в т.ч. за счет:

  • развития международных проектов,
  • создания и использования уникальных научных установок класса Megascience,
  • формирования модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития,
  • повышения эффективности российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.

Введение Федеральным законом и Постановлением Правительства ограничений, позволяющих по формальным признакам отказывать в заключении данных договоров, может привести к ограничению конкурентоспособности российской науки и образования, а также ухудшению позиций Российской Федерации и образовательных организаций Российской Федерации на мировой арене.

Роль Закона в противодействии экстремистской деятельности

Излишними в обсуждаемом Федеральном законе представляются нормы о введении «запрета на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».

Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» уже установлен общий запрет на осуществление экстремистской и террористической деятельности во всех сферах, включая, разумеется, и «просветительскую».

«Просветительская деятельность»в общественной жизни России

К «просветительской деятельности» могут быть отнесены вебинары, лекции, подкасты, тренинги, мастер-классы, выставки, тематические конференции – формально все они имеют признаки, обозначенные в обсуждаемом Федеральном законе, даже если они имеют коммерческую основу и/или развлекательный характер. На всю перечисленную деятельность не будет распространяться законодательное регулирование просветительской деятельности только при наличии образовательной программы, внедрение чего на практике маловероятно.

Например: мастер-класс по росписи игрушек носит развлекательный характер, но при этом распространяются умения, опыт, а также развиваются творческие способности человека, так что все формальные признаки«просветительства»в наличии.

Более того, формально под определение подпадает деятельность всех театров, кинотеатров, концертных залов, киностудий, книжных и музыкальных издательств, традиционных и электронных СМИ, включая новые медиа (соцсети, блоги и др), – все они нацелены на «распространение знаний, умений, опыта, компетенций для профессионального, интеллектуального развития человека».

Закон гласит: «Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации». На текущий момент специальное регулирование просветительской деятельности отсутствует, а требования к просветительской деятельности должны быть разработаны Правительством Российской Федерации. О содержании данного Постановления в настоящий момент остается только догадываться, так как ни его приблизительного содержания, ни даже условных «векторов правового развития» в самом законопроекте не дается, а в пояснительной записке не расшифровывается.

С учетом рамочного характера норм Федерального закона, Правительству Российской Федерации даются максимально широкие полномочия по регулированию порядка осуществления просветительской деятельности в РФ, вплоть до предъявления специальных требований по предварительному согласованию деятельности и «просветительских материалов» с уполномоченными органами власти, которые могут существенным образом ограничить возможности лиц, осуществляющих просветительскую деятельность. В некоторых областях это однозначно будет расценено как введение цензуры, что не соответствует ст. 44 Конституции Российской Федерации.

Следует отметить, что если готовящиеся подзаконные акты будут соответствовать букве закона, то их применение может сопровождаться не только громким резонансом, но и масштабными и непредсказуемыми изменениями в общественной жизни страны.

Вышел трейлер документального фильм Рона Ховарда про Джима Хенсона

постер к фильму

Трейлер документального фильма «Человек идей» (Idea Man) представил 24 апреля 2024 года видеосервис Disney+. Лента, снятая режиссером Роном Ховардом, расскажет о Джиме Хенсоне – кукольнике, режиссере и сценаристе, создателе телепрограмм «Улица Сезам» и «Маппет-шоу», сериала «Темный кристалл: Эпоха сопротивления» и «Гора Фрэгглов», фильмов «Лабиринт» и «Ведьмы» и многих других теле- и кинопроектов.

Режиссер обещает перенести зрителей «в сознание этого уникального творческого провидца, начиная с его ранних лет кукольного искусства на местном телевидении и заканчивая всемирным успехом» благодаря беспрецедентному доступу в личный архив Хенсона, скончавшегося в 1990 году в возрасте 53 лет от пневмонии. Семья Хенсона (вдова Джейн и пятеро их детей) благословила документальный фильм.

- Будет интересно увидеть историю, возникшую на основе этих материалов, в руках такого по-настоящему великого режиссера, как Рон Ховард, у которого есть идеальный дух и личность, чтобы ее рассказать, - говорится их заявлении.

В трейлере можно увидеть много архивных кадров, фрагменты интервью Джима Хенсона и его друзей и коллег.

Премьера фильма состоится на Disney+ 31 мая.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Каллум Тернер станет «Нейромантом»

Каллум Тернер («Парни в лодке», «Властелины воздуха») исполнит главную роль в сериале «Нейромант» (Neuromancer) для Apple TV+. Как сообщает Deadline, 10-серийная драма основана на одноименном научно-фантастическом романе Уильяма Гибсона. Книга получила премию «Небьюла», премию Филипа К. Дика и премию «Хьюго» и стала первой частью трилогии «Разрастание»: за «Нейромантом» последовали «Граф Ноль» и «Мона Лиза Овердрайв».

В романе рассказывается о травмированном высокопоставленном суперхакере по имени Кейс (Тернер), который оказывается втянут в паутину цифрового шпионажа и преступлений с высокими ставками. Его напарница Молли, девушка-убийца с зеркальными глазами, намеревается ограбить корпоративную династию с нераскрытыми секретами.

Сценарий написали Грэм Роланд («22 мили», «Джек Райан») и Джастин Диллард («Чужак», «Двойная петля»), производством занимаются Skydance Television, Anonymous Content и Apple Studios.

Скончался Зураб Базоркин из Самарского театра оперы и балета

соцсети

Актер и педагог Зураб Базоркин скончался на 78-м году жизни 24 апреля 2024 года. Соболезнования по поводу его кончины выразил коллектив Самарского театра оперы и балета, в котором он служил с 1976 года. Прощание с Зурабом Базоркиным состоится в Колонном зале театра в 25 апреля.

Среди ролей актера - Амонсро ("Аида"), Ренато ("Бал-маскарад"), Онегин ("Евгений Онегин"), Мизгирь ("Снегурочка") и многие другие. Зураб Базоркин был народным артистом Ингушской АССР.

Как мы сообщали ранее, Филипп Лоденбаш умер на 89-м году 22 апреля 2024 года.

Фото: соцсети
Теги: смерть
β 16+