Рецензия на фильм «Отец»: Абсурд, хаос, смерть
Оценка: 7 из 10
Фильм «Отец», номинированный на премию «Оскар-2021», выходит в российский прокат 15 апреля 2021 года. Режиссёр, сценарист: Флориан Зеллер. В ролях: Энтони Хопкинс, Оливия Колман, Марк Гэтисс, Оливия Уильямс, Имоджен Путс и другие.
Это могло бы быть страшным сном, если бы не было реальностью. Хоть жанр фильма и обозначается (условно) как «драматический», от драмы здесь только форма, а остальное походит на слоубернер хоррор: в основе ленты лежит пьеса, и адаптированный для кино сценарий содержит в себе следы театральности. Без труда представимо, как то же самое, камерное — в кадре не более трёх человек— действие разыгрывалось бы на сцене. Место и время происходящего точно неизвестно: они постоянно мутируют в сознании персонажа. Однако главному герою, Энтони (Энтони Хопкинс), хочется верить, что это его лондонская квартира, где он живет со своей дочерью Анной (Оливия Колман).
У Анны в жизни происходят резкие перемены, из-за которых она вынуждена переехать в Париж. Энтони шутит — зачем, ведь они даже не говорят по-английски. В том нескончаемом бэдтрипе, где он оказывается, примечательно, что именно такие маленькие детали, как шутка о французах, картина над камином, курица, приготовленная к ужину — то, за что можно ухватиться, жалкие осколки логичной и упорядоченной прежде вселенной. Они бесконечно смешиваются, открывая перед героем калейдоскопический горизонт, устремлённый к полному абсурду, хаосу, смерти.
Это ультимативная и обременяющая бессмысленность существования особенно хорошо очевидна в заключительной сцене «Отца», где у героя происходит регрессия — механизм психологической защиты с целью приспособления в ситуации перманентной тревоги и стресса, в которой находится Энтони. Этот маленький психологический нюанс оказывается очень большим экзистенциальным элементом картины: то личностное ядро, которое мы собой представляем (если оно вообще есть), очищенное от воспоминаний и идентичностей в процессе распада — это ребёнок в поисках другого и ближайшего человеческого существа — матери, которая, впрочем, тоже — лишь иллюзия защиты и безопасности.
Отдельный вопрос, который ставит перед зрителем фильм — стоит ли винить в жестокости дочь? Обычно Оливия Колман прекрасно воплощает на экране отрицательных персонажей на грани добра и зла, но здесь, кажется, все-таки не тот случай. Консьюмеристский мир с нуклеарными семьями, сломанной концепцией заботы и культом индивидуализма словно бы не оставляет ей выбора. В Анне нет ожесточения и сполна жалости и сочувствия, она просто не понимает, как поступить иначе. Отчаянные времена требуют отчаянных мер.
Все события фильма мы видим, в основном, от первого лица, а не от лица близких людей, из-за чего эмпатическое (со)переживание ощущается ещё интенсивнее. Кроме того, именно из-за этого «Отец» является не только кинематографом репрезентации, но и кинематографом опыта. Таких примеров, говорящих языком опыта о подобного рода заболеваниях не так много. Одна из сильнейших работ в этой области — короткометражная анимация 2019 года «Незабываемое» французского художника Бруно Колле, где зритель погружается в удивительный по своей эстетике и трагизму мир пожилого художника Луи. Его реальность тоже разрушается, расщепляется, торжественно уходя в небытие. То, что подвластно в большей степени анимации, чем кино— это изобразительность. В «Отце» же переживания героя имеют чуть более рефлексивную, но не менее суггестивную форму.
Когда-то было принято показывать женщин слабыми и безмолвными, а квирперсон больными и несчастными. В современном, особенно кассовом кинопроизводстве по-прежнему немного достойных изображений старости, во всей ее сложности и полноте, без редукции к тем или иным проблемам или заболеваниям. Фильм «Отец», как бы не хотелось обратного, не пытается эту парадигму деконструировать, но, работая в предыдущей, позволяет заново воспринять, осмыслить, прожить проблему ментальных заболеваний даже тем, кто от этого, казалось бы, бесконечно далек.
Анна Стрельчук, InterMedia
Юра Борисов и «Анора» получили приз кинокритиков и BIFA
50-я церемония вручения наград Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса (Los Angeles Film Critics Association) состоялась 8 декабря 2024 года. Лучшим фильмом стала «Анора», а российский актер Юра Борисов получил приз за лучшую роль второго плана. Награду он разделил с Кираном Калкиным («Настоящая боль»). Исполнительница главной роли в «Аноре» Майки Мэдисон свой приз разделила с Марианн Жан-Батист («Суровая правда»).
Два приза – за операторскую работу и монтаж – достались фильму «Мальчишки из «Никеля», лучшим режиссером стал Мохаммад Расулоф («Семя священного инжира»), приз за сценарий получил Джесси Айзенберг («Настоящая боль»), за саундтрей – Трент Резнор и Аттикус Росс («Претенденты»), лучшим анимационным фильмом стало «Течение», зарубежным – «Всё, что нам кажется светом».
В тот же день «Анора» удостоилась еще нескольких наград. Так, общество кинокритиков Бостона присудило ему награды за лучший фильм, сценарий и режиссуру Шона Бэйкера и актерскую работу Майки Мэдисон.
А на состоявшейся в Лондоне церемонии вручения премий независимого британского кино (BIFA) «Анора» была названа лучшим иностранным фильмом года.
«Марию» с Анджелиной Джоли покажут в российских онлайн-кинотеатрах
Онлайн-премьера фильма «Мария» с Анджелиной Джоли в главной роли состоится 13 декабря 2024 года в Okko и Kion. «ИнтерМедиа» напоминает, что байопик оперной дивы снял режиссер Пабло Ларраин по сценарию Стивен Найта.
Это яркая и трагическая история судьбы певицы, захватывающая события ее последних лет жизни, проведенных в Париже в 1970-х. Мария Каллас, всемирно известная оперная дива на ранней пенсии, живет в роскошной парижской квартире с двумя пуделями, кухаркой и дворецким. Работа первой, помимо готовки, заключается в том, чтобы говорить Марии комплименты. Второй с утра до ночи передвигает для нее по дому огромный рояль, считает её таблетки, забирает её из ресторанов и пытается убедить побеседовать наконец не с галлюцинациями, а со специалистом. В этих беседах Мария вспоминает различные моменты своей жизни.
В фильме также снялись Пьерфранческо Фавино, Альба Рорвахер, Валерия Голино, Коди Смит-Макфи, Халук Билгинер и др.
Премьера «Марии» состоялась на Венецианском кинофестивале, в российский прокат картина вышла 28 ноября.
Константин Хабенский играет отца Анастасии Талызиной в комедии «Знакомство родителей»
Трейлер фильма «Знакомство родителей» представила 9 декабря 2024 года кинокомпания «НМГ Кинопрокат». Главные роли в комедии режиссера Ивана Капитонова («Голова-жестянка») исполнили Тарас Шевченко, Анастасия Талызина, Константин Хабенский, Виктория Толстоганова, Елена Николаева, Александр Ильин-младший, Роман Васильев и другие.
По сюжету, бывший воспитанник детского дома, а теперь успешный молодой предприниматель Федор (Шевченко) влюбляется в девушку Полину (Талызина). Лишь после помолвки он узнает, что ее родители очень богаты и оказываются при первом знакомстве не в восторге от избранника своей дочери. Они ставят перед женихом заранее невыполнимое условие — свадьба состоится только в том случае, если на ней будут присутствовать настоящие родители Феди. И тогда на роль последних молодой человек приглашает парочку мошенников, которые приезжают на великосветский прием по случаю годовщины свадьбы Полининых родителей в спортивных костюмах и шокируют своим видом и поведением собравшуюся публику.
В российский прокат «Знакомство родителей» выйдет 6 февраля 2025 года.