Рецензия на сериал «Чикатило»: Корабль дураков и маньяков
Оценка: 7 из 10
Премьера восьмисерийного криминального сериала «Чикатило» состоялась на онлайн-платформе Okko 18 марта 2021 года. Режиссер: Сарик Андреасян. В ролях: Дмитрий Нагиев, Николай Козак, Дмитрий Власкин и другие.
1984 год. На провинциальном вокзале два милиционера пристально наблюдают за подозрительным гражданином в шляпе, которому проститутка пытается оказать услуги чуть ли на их глазах. При задержании странного командировочного при нем обнаруживается множество говорящих против него улик: нож, веревка, вазелин и проч. У стражей уже буквально чешутся кулаки, однако из-за несовершенства доказательной базы им приходится отпустить свою добычу.
Годом раньше Андрей Чикатило изрядно наследил в Ростове-на-Дону. Встревоженное городское руководство запрашивает помощь из Москвы. Но столичные опера — угрюмый полковник Кесаев (Константин Лавроненко) и нескладный капитан Витвицкий (Дмитрий Власкин) — на новой почве не приживаются. Мало того, они фатально не могут поладить даже друг с другом. Между тем, изуродованные трупы появляются не только в самом Ростове, но и в окрестностях.
Начиная просмотр нового сериала на будоражащей всех документальной основе, необходимо ответить для себя на два вопроса: мог ли Сарик Андреасян, сделавший себе имя на «тех еще» комедиях, глубоко проникнуть в столь специфическую тему, и способен ли Дмитрий Нагиев раскрыть мотивацию хладнокровного убийцы. Но для тех, кто внимательно, без гнева и пристрастия следил за работами режиссера последних лет, таких вопросов не встает вовсе. Достаточно посмотреть «Непрощенного», где тот же Нагиев в очередной раз прыгнул выше своей головы. Конечно, тех, кто видит в нем «прапорщика Задова», ни в чем не убедишь. Однако те, кто ценит первую роль Нагиева в невзоровском «Чистилище», которое по степени кровавости и натурализма не догнать никакому сериалу «Чикатило», прекрасно знают, на что способен этот действительно большой артист.
В первых отзывах на сериал красной нитью проходит мысль об отсутствии портретного сходства между реальным и экранным душегубом. Но вряд ли режиссер звал на столь сложную роль раскрученного Нагиева ради того, чтобы игра «найди 10 отличий» потеряла всякий смысл. Так уж повелось, что феноменальная востребованность актера привела его к тому, что он не просто феноменально узнаваем, а буквально «вхож» в каждый дом.
В точности таким же свойством обладает и Чикатило в фильме. Узнавая об очередном зверстве, земляки маньяка на экране всячески хорохорятся и высказываются в духе «попался бы мне этот гад — задушил бы своими руками». Парадокс лишь заключается в том, что они это зачастую говорят в лицо злодею. А тот лишь косноязычно поддакивает, без труда обводя их вокруг пальца за счет виртуозного владения элементарными азами психологии. Ведь говорит он ровно то, что они хотят от него услышать в той или иной ситуации.
При этом Нагиев виртуозно сыграл полное отсутствие эмоциональной вовлеченности Чикатило в происходящее — чего существующие на автомате собеседники, конечно же, не замечают. Абсурдность ситуации усугубляется тем, что обвести вокруг пальца следователей в какой-то момент удается даже клиническим олигофренам («Делу дураков» особенно пристальное внимание уделено в первых двух сериях).
Наблюдать за этими бесхитростными манипуляциями гораздо интереснее, чем проникать в детские травмы маньяка. Ведь если бы Андреасян делал ставку на истоки комплексов Чикатило, то возник бы риск вызвать у зрителя непроизвольное сочувствие. Но режиссер, напротив, пошел по пути нагнетания физиологических подробностей (засаленный носовой платок, некрасиво кривящийся рот), что только усиливает у зрителя отталкивающее впечатление от увиденного.
Стоит ли удивляться, что наиболее близок к разгадке оказывается «юродивый» психолог Витвицкий, который и сам чем-то смахивает на маньяка. А вот региональная милиция изображена в сериале менее убедительно, так что тут критика экспертов в адрес создателей фильма, увы, оказывается справедливой. Глядя на то, как ростовские опера раз за разом проигрывают столичным коллегам, невольно обращаешь внимание на титры, где красным по черному написано, что фильм снят при поддержке Правительства Москвы.
Денис Ступников,InterMedia
«Эмилия Перес», «Конклав» и Юра Борисов номинированы на премию BAFTA
Номинанты на премию Британской академии кино- и телевизионных искусств (BAFTA) были объявлены 15 января 2025 года. Лидерами по числу номинаций стали фильмы «Эмилия Перес» (претендует на 12 призов) и «Конклав» (претендует на 11 наград). Помимо них за звание лучшего фильма будут бороться «Анора», «Бруталист» и «Никому не известный». Вместе с «Конклавом» в номинации «лучший британский фильм» представлены «Птица», «Блиц», «Гладиатор 2», «Суровая правда», «Kneecap», «Великая», «Любовь истекает кровью», «Выгон» и «Уоллес и Громит: Самая дикая месть».
В категории «лучший неанглоязычный фильм» конкуренцию «Эмилии Перес» составили «Всё, что нам кажется светом», «Я всё ещё здесь», «Kneecap» и «Семя священного инжира». Лучшим анимационным могут стать «Поток», «Головоломка 2», «Уоллес и Громит: Самая дикая месть» или «Дикий робот».
Российский актер Юра Борисов номинирован как лучший актер второго плана за роль в «Аноре». «ИнтерМедиа» напоминает, что в лонг-листе премии фигурировал также Марк Эйдельштейн, но в шорт-лист он не попал в отличие от Кирана Калкина («Настоящая боль»), Кларенса Маклина («Синг-Синг»), Эдварда Нортона («Никому не известный»), Гая Пирса («Бруталист») и Джереми Стронга («Ученик. Восхождение Трампа»).
Церемония вручения наград BAFTA состоится 16 февраля в лондонском Королевском фестивальном зале, вести ее будет актер Дэвид Теннант.
К 80-летию Победы запущен телеканал «Патриот»
Медиахолдинг «Цифровое телевидение» к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне запустил телеканал «Патриот». Старт вещания приурочен к объявленному президентом России Владимиром Путиным Году защитника Отечества. «Патриот» — телеканал для тех, кто любит Россию, чтит историю страны, традиции, культуру и гордится подвигами и достижениями Родины.
Слоган нового телеканала — «Кино любимой страны» — отвечает задачам редакции по созданию программной сетки, в основе которой художественные фильмы и сериалы, рассказывающие о победах, семейных ценностях, культуре и традициях российского народа. Библиотека телеканала насчитывает более 1000 часов контента киноконцерна «Мосфильм», архива Гостелерадиофонда, ВГТРК, а также российских и советских киностудий.
В эфире будут транслироваться легендарные советские кинокартины: «Пришёл солдат с фронта» Николая Губенко, «Баллада о солдате» и «Сорок первый» Григория Чухрая, «Бабье царство» Алексея Салтыкова, киноэпопея «Освобождение» Юрия Озерова, «Иваново детство» Андрея Тарковского, а также «Война и мир» и «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна, «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина, «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой. Также зрители увидят довольно редкие ленты: «Время, вперёд!» Михаила Швейцера и Софьи Милькиной, «Комиссар» Александра Аскольдова, «Крылья» Ларисы Шепитько, «Так жить нельзя» Станислава Говорухина, «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова, «Тимур и его команда» Александра Бланка и Сергея Линкова. Кроме того, в сетке — современные сериалы и фильмы.
Созданием «Патриота» занимается творческая команда телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция». Распространением — компания «Сигнал Медиа», входящая в ГК «Цифровое телевидение».
Два клипа из сериала «Мажор» вышли к юбилею проекта
Два музыкальных клипа к десятилетию франшизы «Мажор» представил 15 января 2025 года онлайн-кинотеатр «Кинопоиск». Это «Cheat Code» группы Sollar и «Roar» композитора Сергея Каширина в живом исполнении с кадрами из проекта.
Песня «Cheat Code» впервые прозвучала на заставке сериала «Мажор». Для композитора Артёма Федотова этот трек стал дебютом в сольной карьере под псевдонимом Sollar. Сейчас он выступает под этим именем вместе с музыкантом Антонио Реоли. Также Артём Федотов работал над музыкой к проектам «Хороший мальчик», «Вечная жизнь Александра Христофорова», «Выше неба», «Райцентр» и другими.
Композитор Сергей Каширин, автор трека «Roar», работал над музыкой для таких проектов, как «Духless 2», «Хрустальный», «Пищеблок», «Трасса» и многих других.
Сериал про мажора Игоря Соколовского, ставшего полицейским, созданный продюсерами компании «Среда» Александром Цекало и Иваном Самохваловым, в декабре 2024 года отметил десятилетие: премьера первого сезона проекта состоялась на Первом канале в декабре 2014-го. На данный момент вышло четыре сезона и два полнометражных фильма.
Команда сериала вновь собралась на площадке для съёмок юбилейного спецэпизода «Мажор 10 лет», который вышел на «Кинопоиске» 21 декабря 2024 года. В документальном фильме также прозвучали треки «Cheat Code» и «Roar».
- Для меня лично «Мажор» стал важной отправной точкой и возможностью написать что-то, что останется на годы, - говорит Артем Федотов. - Песню «Cheat Code» до сих пор стабильно слушают, ищут и любят. Это невероятное чувство. Я благодарен создателям вселенной проекта за такую привилегию.
- Писать песни для «Мажора» всегда очень интересно, но не всегда просто, поскольку нужно выжимать чуть больше максимума эмоций, - признается Сергей Каширин. - Будь то экшн-сцена, любовная или комедийная сцена, песня должна всегда на 101 процент попадать в цель и в сердце зрителя. Судя по тому, что люди до сих благодарят за песни к «Мажору», смею надеяться, что мне это действительно удалось.