Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2020
03.12.2020
02.12.2020

Рецензия на фильм Михаила Сегала «Глубже!»: Проникновенно о российском кино

21.10.20 12:58 Раздел: Кино и сериалы Рубрика: Рецензии и обзоры16+
Рецензия на фильм Михаила Сегала «Глубже!»: Проникновенно о российском кино

Оценка: 7,5 из 10

Российская комедия «Глубже!» выходит в прокат 22 октября 2020 года. Режиссёр: Михаил Сегал. В ролях: Александр Паль, Любовь Аксенова, Олег Гаас, Игорь Угольников, Игорь Верник, Семён Трескунов, Сергей Бурунов, Антон Лапенко и другие.

Как глубоко порой приходится зрителю опускаться в дебри российского кино, чтобы найти настоящую жемчужину, чьими постерами не расклеены все вагоны метро и не украшены все дорожные баннеры. Но сейчас всё, что нужно от вас – так это прийти в ближайший зал кинотеатра на новый фильм Михаила Сегала «Глубже!», разговоры о котором не утихают с премьеры картины на «Кинотавре», где она получила специальный приз жюри.

Сегал прошёл путь от режиссёра военного кино про начальный этап Второй мировой в небольшой белорусской деревушке до автора громкого звёздного мета-фильма, в котором от сатирической оплеухи не застраховано ничто и никто – журналистика, кинематограф, театр, современный образ жизни и даже президент.

«Глубже!» рассказывает о театральном режиссёре по имени Роман (Александр Паль), у которого аллергия на фальшь и притворство. Он хочет от своих актёров достоверности, а сам себя видит вторым Чеховым. Однако его пьесы, драматические, умные, глубокие, не пользуются успехом у сегодняшней публики, которой подавай что попроще, повеселее и поскромней. В итоге Романа галантно просят уйти, заменив его на более коммерческого постановщика Хачатряна (Антон Лапенко). Куда же теперь податься интеллектуалу и автору с большой буквы в этом мире потребительского отношения к культуре? Как вариант – в порно!

Романа просят снять небольшой порно-ролик с ненавязчивым сюжетом: накачанный сантехник (Олег Гаас) приходит в квартиру к одинокой и сексуальной студентке (Любовь Аксенова), у которой «всё течёт». Ну а дальше – нетрудно догадаться. Но у Романа своё ведение: ему интересны мотивы героев, их предыстория, какие эмоции они испытывают при первом знакомстве, в общем, он подходит к вопросу глубже требуемого. Работы Романа выводят некогда низменный жанр в массы, превращая его в настоящее искусство, и тут всё закручивается как в водовороте.

«Глубже!» становится логичным продолжением главного хита Сегала – его комедийного триптиха «Рассказы» (даже один из персонажей перекочевал оттуда). Очередное доказательство, что по крайней мере как сценарист Михаил Сегал – один из тончайших драматургов нашего кинематографа, который прекрасно понимает, как функционирует ироничная комедия и что нужно, чтобы за каждым зрительским смешком последовала мысль, требующая осмысления. То, как «Глубже!» высмеивает те или иные общественные механизмы, предрассудки и атавизмы, достойно пера главных русских писателей – в первую очередь, конечно, Чехова, с которым сравнивается главный герой фильма и, совершенно очевидно, которым вдохновляется в своих работах и сам режиссёр.

От «Кино про Алексеева» здесь унаследована непредсказуемая сценарная структура – трудно предугадать, что с героем Паля буквально в следующей сцене. По общему признанию, Александр Збруев сыграл свою лучшую роль в образе Алексеева, то же можно сказать и про Александра Паля, у которого к этому времени набралось приличное количество достойнейших актёрских работ, однако его игру в «Глубже!» можно смело назвать бенефисной.

А вот общий тон плавно вытекает из предыдущей работы Сегала – лиричной мелодрамы «Слоны могут играть в футбол». Та картина с грацией и выдержкой балансировала на грани между возвышенностью и пошлостью, до последнего титра ни скатившись во второе. Так и тут, при всей деликатности темы фильма «Глубже!» на протяжении всего хронометража остаётся до невообразимости невинной комедией, которую смотреть можно, не краснея, даже в семейном кругу. Конечно, есть пара шуток на грани, но по большому счёту кино мастерски балансирует между массовой, доступной всем комедией и тонко ироничной драмой о доли автора в современном мире и упадке культуры, а также подводящей к неутешительному диагнозу нашего социального сознания.

Вадим Богданов, InterMedia

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ TELEGRAM-КАНАЛ!

Фото: постер к фильму