Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

06.03.2021
05.03.2021
04.03.2021

Рецензия на фильм «Тайлер Рейк. Операция по спасению»: Бог грома карает наркобаронов

27.04.20 16:20 Раздел: Кино и сериалы Рубрика: Рецензии и обзоры16+
Рецензия на фильм «Тайлер Рейк. Операция по спасению»: Бог грома карает наркобаронов

Оценка: 6 из 10

Боевик «Тайлер Рейк: Операция по спасению» (или просто «Эвакуация») вышел на стриминговом сервисе Netflix 24 апреля 2020 года. Режиссёр: Сэм Харгрейв. В ролях: Крис Хемсворт, Голшифте Фарахани, Дэвид Харбор и другие.

Экшен, экшен и ещё раз экшен. Разнообразный, отлично поставленный, с безумной хореографией, с использованием почти незаметной компьютерной графики, множеством спецтехники, автомобилей и оружия, с рукопашными драками и поединками на ножах, с погонями и перестрелками. Экшен на любой вкус – вот что может предложить адреналиновый боевик «Тайлер Рейк: Операция по спасению» зрителю, у которого в списке любимых такие фильмы, как «Джон Уик» и последняя «Миссия Невыполнима». Что он не сможет предложить (вообще любому зрителю), так это интересную историю, сильный сценарий и персонажей, на которых тебе не наплевать даже по завершении фильма… Но всё это вещи второго плана, когда у тебя есть один крутой и вооруженный до зубов Крис Хемсворт, прошедший, видимо, все мировые конфликты за последние десятилетия, и целый город-песочница, в котором найдётся применение всем его навыкам и оружию.

Сюжет, как подобает картинам подобной категории, схематичен донельзя. Есть некая страна третьего мира, в которой одна преступная банда точит зуб на другую и решает похитить сына босса вражеского клана. Есть бравый американец-наёмник, которого в единственном числе почему-то забрасывают во враждебную среду, чтобы тот покарал неприятелей и спас бедного парнишку. И вот заливающий неприятные воспоминания литрами спиртного Тайлер Рейк (Крис Хемсворт) выливает последнюю бутылку виски в раковину и по заданию роковой красавицы Ник (Голшифте Фарахани), видимо, бывшей жены Рейка, направляется в Бангладеш. Что будет дальше – вы знаете, даже не смотрев само кино. Поэтому мы остановимся на том, как всё это будет реализовано.

Режиссёром картины выступает Сэм Харгрейв, это его режиссёрский дебют, до этого он занимался исключительно постановкой трюков в различных крупных блокбастерах («Пираты Карибского моря», например). Именно таким же путём пришли в режиссуру Дэвид Литч и Чад Стахелски, начинавшие как каскадёры в «Матрице», а теперь снимающие «Дэдпула» и «Джона Уика» самостоятельно. Там получилась такая схема: сначала они помогали Киану Ривзу, а много лет спустя Киану Ривз помог им. Харгрейв фактически также не обошёлся без знакомств, чтобы реализовать свой первый режиссёрский проект. В продюсерах – братья Руссо, у которых он работал над «Мстителями: Финал» (сценарий написал Джо Руссо), а в главной роли – звезда Marvel Крис Хемсворт, для которого Харгрейв ставил трюки в «Рагнарёке».

У Сэма Харгрева очевидно есть отчётливое видение, как должен выглядеть тот или иной трюк на экране. Судя по «Тайлеру Рейку», вообще постановка экшена его заботить куда больше, чем любой другой элемент кинематографического производства вроде драматургии или проработки ритма. Но кто его за это будет винить? Особенно когда каждый второй крупнобюджетный голливудский фильм относится к постановке экшена как к чему-то вторичному, что потом уже дорисуют на компьютере. Нет, здесь тоже есть компьютерная графика и в достаточно больших количествах для простого боевика без фантастической подоплёки. Однако всё это с лихвой затмевается одной-единственной сценой.

В «Операции по спасению» есть где-то ближе к середине фильма совершенно безбашенный отрезок, напичканный экшеном настолько, что хватило бы залатать им ту огромную дыру, образовавшуюся в 2020-м году от массового переноса блокбастеров. Продолжительностью более 15-ти минут и снятая в стиле одного непрерывного плана (привет, «1917») сцена начинается с автомобильной погони по узким, переполненным людьми бангладешским улицам, затем перемещается в камерное пространство отеля, где начинается местный «Джон Уик» (один человек против сотни), завершается этот праздник для глаз дракой на ножах посреди улицы и продолжающейся погоней со взрывами.

Камера при этом постоянно летает то рядом с машиной, то влетает уже в салон, мелькает под пулями и уворачивается от правого бокового Хемсворта словно Мохаммед Али от Джо Фрейзера. Буквально ещё пять минут назад ты на полном серьёзе обдумывал выключить фильм, душащий тебя унылыми переговорами индусов о выкупе и совершенно вторичным сюжетом с набором дженерик-диалогов, как вдруг ты смотришь за происходящим и забываешь переводить дыхание. К сожалению, дальше по фильму подобное не повторится, но для дебюта одной лишь этой сценой Сэм Хардгрейв резюме своё заметно приукрасил.

Проблем у «Тайлера Рейка» на самом деле очень много, чтобы даже просто насладиться безмозглым боевиком, особо не включаясь в повествование. Во-первых, выбранная желтая цветовая гамма очень быстро надоедает и уже ко второй половине попросту раздражает. Во-вторых, множество сцен сняты словно бы исподлобья, зачем-то разбивая кадр на соотношение 70% пола и 30% всего, что выше. Причём речь-то не просто про статичные планы, а даже экшен порой упирается в землю. Нам и так душно смотреть ещё один предсказуемый боевик про похищение избалованного парнишки с целью выкупа, а тут вдобавок и камера показывает бангладешские пыльные дороги, хотя всё, что нам (и фильму) нужно – глоток свежего воздуха, который в данном случае олицетворялся бы банальным поднятием камеры вверх, на небо.

Центральной же проблемой «Операции по спасению» является ничем не обоснованная уверенность создателей в том, что у них замечательный сценарий и увлекательная история. Иначе невозможно объяснить, почему в этом фильме его лучшая составляющая – грамотно поставленный экшен – подаётся настолько порционно? Думаете, нам есть хоть какое-то дело до этой истории и людей, в неё вовлечённых? Нет, конечно, Хемсворт в своей роли харизматичен как бог и брутальности ему не занимать, но разве таков рецепт хорошо прописанного протагониста? Господин Руссо почему-то считает, что томно брошенной в темноту фразы «я потерял сына, пока был в Кандагаре» достаточно для того, чтобы у зрителя вызвать симпатию. Всё ­это, конечно же, не так.

Подводя итог, стоит признать, что при множестве слабых сторон «Тайлер Рейк» прекрасно справляется с тем, для чего он был рождён. Перед нами образец глупого, но крутого боевика, зрелищность и не всегда обоснованная жестокость которого скрасят вам пятничный вечерок на ура. Многого от него требовать не стоит, однако это не помешает насладиться прекрасно поставленным экшеном и заряженным до предела Крисом Хемсвортом.

Вадим Богданов, InterMedia

Фото: постер к фильму