ABBA выпустила «смехотворно счастливую» песню из прошлого (Слушать)Режиссер «Ералаша» Илья Белостоцкий обвиняется в педофилииПолиция Украины возбудила уголовное дело на Сергея МихалкаАлек Болдуин убил кинооператора и тяжело ранил режиссера своего нового фильмаАндрей Бурковский ушел из МХТ им. Чехова«Вечные», «Последняя дуэль» и «Французский вестник» выйдут в России позже из-за локдаунаОльга Бузова перенесла московский концерт на неопределенный срокВ Москве запретят проводить концерты до 8 ноябряДжастин Бибер, Doja Cat и Lil Nas X лидируют в номинациях MTV EMA 2021Суд приговорил Юрия Дудя к штрафуСкончался исполнитель роли профессора Мориарти Виктор ЕвграфовКанье Уэст официально поменял имяКортни Кардашьян выйдет замуж за Трэвиса БаркераКиногруппа «Вызова» вернулась из космоса на ЗемлюШон Пенн разводится с молодой женойСанкт-Петербургский международный культурный форум в 2021 году отмененАлександр Масляков стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством»Шер требует вернуть ей права и гонорары за песни дуэта «Сонни и Шер»Роджер Уотерс женился в пятый разИрина Медведева беременна

Рецензия на фильм Романа Полански «Офицер и шпион». Кого и зачем осуждал Эмиль Золя

постер к фильму

Оценка: 9 из 10

В широкий прокат фильм выходит в России 6 февраля 2020 года. Режиссер: Роман Полански. В ролях: Жан Дюжарден, Луи Гаррель, Эмманюэль Сенье, Матьё Амальрик, Венсан Перес и другие.

Французский офицер Альфред Дрейфус (Луи Гаррель), еврей по происхождению, объявлен особо опасным преступником и отправлен в ссылку на остров Дьявола. Официальное обвинение – шпионаж в пользу Германии. Бывший наставник Дрейфуса и начальник департамента разведки Жорж Пикар (Жан Дюжарден) ведет собственное расследование этого противоречивого дела, откровенно окрашенного в националистические тона. Главный обвинительный материал против Дрейфуса – таинственная «секретная папка», якобы содержащая все необходимые доказательства. Однако вместе с ним папку ищут и представители военного сословия, крайне незаинтересованные в раздувании очередного скандала с участием армии.

Роман Полански снял, пожалуй, свой самый прямолинейный и простой фильм, хотя от этого ничуть не менее интересный и захватывающий. За основу он взял реальную историю, которую для него первоначально уложил в компактные рамки романа писатель Роберт Харрис, давний друг режиссера и автор «Призрака» – еще одного романа, экранизацию которого сделал Полански.

Компактные рамки романа, на который опирается режиссер, позволили этой истории уместиться в лаконичный, но довольно емкий формат двухчасового фильма. В этом есть свои плюсы и свои недостатки.

«Офицер и шпион» – это очень камерная, почти театральная история, действие которой постоянно происходит в замкнутых пространствах. Франция эпохи дела Дрейфуса выглядит зажатой в оковы предубеждений – даже открытые пространства вроде улиц и площадей благодаря тонкой операторской работе смотрятся так, что не покидает ощущение давления стен. Фильм начинается, как типичный шпионский детектив. Полковник Пикар, антисемит (и это специально подчеркивается), только-только получает назначение и возглавляет разведку. К нему попадает информация о неизвестном шпионе, действующем во французской армии. Но ко второй половине фильм из детектива превратится в смесь драмы об общественных нравах и процедурной, юридической драмы, а антисемит будет вынужден защищать еврея, будучи уверенным в его несправедливом наказании.

Хотя фильм прямолинеен, а содержание истории сможет отследить любой зритель, даже незнакомый с делом Дрейфуса, если воспользуется банальной Википедией, «Офицер и шпион» – это самый что ни на есть типичный Полански. Да, в фильме почти нет неопределенности и возможности для интерпретаций, зато в наличии все остальные приемы режиссера, в первую очередь – ощущение изоляции, угроза физического и психологического насилия. Расизм и антисемитизм у Полански оказываются таким же иррациональным злом, что и сатанинские силы из «Ребенка Розмари» и «Девятых врат». В этом смысле «Офицер и шпион» удивительно роднится одновременно и с ними, и с «Пианистом», повествующим о проблемах польских евреев во время захвата страны нацистами.

Многие критики уже успели отметить тот факт, как скрупулезно подошли Харрис и Полански к исторической достоверности описываемых событий. Единственная претензия к фильму, которая может возникнуть – в недостаточной эпичности описываемых событий. Дело Дрейфуса раскрывается, как локальная проблема, возникшая во Франции, причем подается она, скорее, как личная, а не общественная проблема. В реальности этот судебный процесс обсуждался по всему миру, в том числе в России, вызывая раскол не только во французском обществе, а также приводя к изменению отношений между странами. Более того, хотя Полански настойчиво указывает на еврейское происхождение ошибочно обвиняемого Дрейфуса, он аккуратно избегает того, чтобы назвать французов-обвинителей расистами. В его версии офицерство выступает за осуждение Дрейфуса, скорее не желая признавать свою ошибку, нежели из расистских соображений. В то же время из дошедших до нас материалов можно сделать вывод, что военные намеренно выгораживали Фердинанда Эстерхази (которого считал настоящим шпионом полковник Пикар), будучи в полной уверенности, что француз из приличной семьи и с хорошей родословной просто не может заниматься таким грязным делом, как шпионаж в пользу другой страны. Из-за Второй мировой войны идеи расовой чистоты стали плотно ассоциироваться именно с немцами и их дискурсом об арийцах, тогда как для Европы на стыке 19–20 веков подобные идеи оставались нормой для многих.

Полански лишил дело Дрейфуса реального масштаба. В то же время он сумел не размыть историю, не превратил ее в унылый сериал. Хотя темы и евреев, и страданий, и ложных обвинений режиссеру лично очень близки, он сумел подойти к вопросу максимально отстраненно, рассматривая проблему так же, как это делал Пикар, и предоставив зрителям право самим делать выводы.

Павел Соломатин, InterMedia

Новости партнеров

Евгений Стычкин: «Работать артистом - это очень весело и безответственно»

Егор Старшелюк

ОБ АКТЕРСКОЙ СУДЬБЕ

— Моя актерская судьба швыряла меня туда-сюда. Чаще приходилось просто много работать. Что-то из сделанного попадало «в стол» и не появлялось на экране, а что-то, приносящее большую актерскую радость и признание поклонников, выходило. Я не очень избалован вниманием, у меня не было одномоментного взлета. Только долгий поступательный процесс.

О СВОЕМ ГЕРОЕ В СЕРИАЛЕ «ВНЕ СЕБЯ»

— Нормальность ведь понятие растяжимое, зависящее от того, что такое норма для каждого из нас. Мой герой — просто очень страстный человек, в нем борются разные начала: мужское и женское, любовь и ненависть, страх, безрассудство и так далее. Он очень хочет увидеть своего ребенка и готов поверить во что угодно. «Вне себя» размышляет об относительности реальности.

О СВОЕМ РЕЖИССЕРСКОМ ДЕБЮТЕ – СЕРИАЛЕ «КОНТАКТ»

— Это счастливая случайность. Моя подруга, продюсер Александра Ремизова, предложила взяться за это кино — и я взялся. Думаю, Саша понимала, что эта тема мне не то чтобы дико близка, но вполне понятна.

Кстати, у меня в фильме фактически нет трудных подростков. Они абсолютно нормальные, самостоятельные и полноценные люди. Просто они желают, чтобы мир был скроен в соответствии с их представлениями о прекрасном, чтобы все вокруг делали то, что они хотят. Впрочем, того же желаем и мы, взрослые. Нам кажется, что мы такие все правильные, знаем, что надо подросткам, — а вот они, видите ли, трудные. А на самом деле мы не понимаем их, потому что они могут быть интереснее, быстрее. В любом случае они другие.

О ТЕМЕ ЛЮБВИ В «КОНТАКТЕ»

— Кино — про любовь, про то, как люди любят друг друга и не умеют об этом сказать. Герой Павла Майкова на грани самоотречения любит свою дочь. И что же он делает? Обманывает, всячески ею манипулирует. То же самое касается дочери. Она хочет, чтобы ее полюбили, и в первую очередь — отец. И она его оскорбляет, показывает: «Я самостоятельная. Такая же сильная и жестокая. Ты должен меня поэтому понять и полюбить». Но в отношениях эти инструменты не работают.

О СВОИХ ШКОЛЬНЫХ ГОДАХ

— Как ни странно, неплохо помню. В моей школе всё было очень строго — разборки на уроках с учителями или одноклассниками были невозможны.

О СВОБОДЕ

— Когда учились мои родители, у власти был Сталин. Если мы хотим чего-то подобного, тогда, конечно, надо идти в обратную сторону. Свобода — очень сложная материя, она достигается долгими упражнениями. Поколения, к ней не привыкшие, — те, кого за волеизъявление, за мысли вслух сажали в тюрьмы и расстреливали, — болезненно воспринимают нынешнюю ситуацию. Но выросло уже множество людей, которые свободу понимают не как то, что можно дать кому-то в зубы и послать учителя подальше, а как возможность думать и видеть по-своему.

О РОДИТЕЛЬСКОМ ВОСПИТАНИИ

— Да, конечно, родители должны говорить: «Наркотики — это недопустимо. Лень, ложь, трусость — плохо. А смелость — хорошо». В этом смысле родители должны направлять. Но где это заканчивается? Как далеко я могу зайти в желании сделать из своего ребенка футболиста или шахматиста, которым не смог стать сам? Если у вас комплекс — вас бил папа, вы к этому привыкли и теперь хотите быть таким, как он, общаясь со своим ребенком, — вряд ли вы сможете это осуществить без последствий. Ребенок безжалостнее родителя, быстрее и хитрее. У целого поколения в головах, как в компьютерах, произошел апгрейд.

И даже если ребенок идет на конфликт, он всё равно выиграет — потому что готов на всё. Он каждый раз будет поднимать ставки. Лучше его отпустить. А удержать его рядом может только всеобъемлющая всепрощающая любовь. Остальное приложится.

О ПРОДОЛЖЕНИИ РЕЖИССЕРСКОЙ КАРЬЕРЫ

— Когда я доснял «Контакт», то думал, что сделаю некоторую паузу. Ведь у меня есть еще и мои актерские амбиции. Но так получилось — и это опять сделала Саша Ремизова! — что мне предложили снять большой и сложный проект «Нулевой пациент». История основывается на реальных событиях. В 1988 году, когда у нас в стране официально не могло быть СПИДа, 75 детей в республиканской больнице в Элисте были им заражены.

О ПЛАНАХ

— Долгосрочных планов не строю. Думаю, есть смысл поработать артистом, потому что это очень весело и безответственно. Идет снег — хорошо, светит солнце — прекрасно. Все опоздали, не заводится автомобиль — ну что поделаешь. Сижу в вагончике, пью чай, читаю книжку. К тому же артист в кино зарабатывает в пять раз больше режиссера. А у меня много детей, поэтому надо и подзаработать маленько.

(Зоя Игумнова, «Известия», 22.10.21)

Источник: Известия Фото: Егор Старшелюк
Теги: цитаты, Евгений Стычкин
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Мэрия Москвы вычислит нарушителей масочного режима по фото с концертов

Depositphotos.com/Fotodom

Московские власти планируют вычислять организаторов концертов и вечеринок, нарушающих запрет на проведение массовых мероприятий, по фотографиям в социальных сетях. Такую инициативу озвучил представитель столичной мэрии Алексей Немерюк заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы», опубликованном на YouTube.

- С 28 числа начнем контролировать, как выполняется указ мэра. Здесь в помощь и камеры наблюдения, и социальные сети. Очень часто люди постят прекрасные фотографии с каких-нибудь клубов, концертов, — пояснил Алексей Немерюк.

Сотрудник мэрии подчеркнул, что люди, возмущенные нарушениями запрета на проведение массовых мероприятий, нередко сами присылают властям такие фото. Он добавил, что на основе снимков вызывается организатор предприятия, с которого берут объяснительную, а дальше, по ситуации, составляется уже составляется протокол.

Фото: Depositphotos.com/Fotodom
Теги: нарушения, Мэрия Москвы, пандемия COVID-19

Майкл Гандольфини попытается выкупить Paramount в сериале о создании «Крестного отца»

Shutterstock/Fotodom
Майкл Гандольфини присоединился к актерскому составу нового сериала для Paramount+ «Предложение» о создании фильмов «Крестный отец».
Материал доступен только подписчикам
Ленты новостей InterMedia

Если Вы - подписчик, но все же видите этот текст, проверьте:

  • вошли ли Вы в аккаунт;
  • не истек ли срок подписки (это можно узнать в Личном кабинете).

Что-то пошло не так? Пишите, звоните: partner@intermedia.ru, +7 (495) 638-55-43

Источник: Collider Фото: Shutterstock/Fotodom
Теги: каст, сериалы, Майкл Гандольфини, Предложение

Новости партнеров

β 16+