Ольгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФ

Рецензия на фильм Фернанду Мейреллиша «Два Папы»: Есть ли жизнь (церкви) после смерти (Бога)?

постер к фильму

Оценка: 7 из 10

Биографический фильм «Два Папы» вышел на Netflix 20 декабря 2019 года. Режиссёр: Фернанду Мейреллиш. В ролях: Энтони Хопкинс, Джонатан Прайс, Хуан Минухин, Сидни Коул и другие.

Белое на белом застилает глаза. На проводе Ватикан – сегодня не тот, что раньше. Папа Франциск тщетно пытается забронировать авиабилеты в эконом-классе. С другой стороны трубки слышится смех: сотрудница авиакомпании полагает, что это розыгрыш. Сюжет картины "Два Папы" Фернанду Мейреллиша во многом соответствует реальным событиям, происходившим несколько лет назад в Ватикане, когда папа Франциск (Хорхе Бергольо) сменил на этом посту сложившего с себя обязанности Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера). Сценарий к картине написал Энтони МакКартен по мотивам пьесы «Папа», вышедшей в 2017 году.

В апреле 2005 года кардинал Хорхе Марио Бергольо (Джонатан Прайс), архиепископ Буэнос-Айреса, был вызван в Ватикан после смерти Папы Иоанна Павла II для проведения конклава. Либеральная фигура Бергольо рассматривалась многими кардиналами как радикальная альтернатива Йозефу Ратцингеру (Энтони Хопкинс) – консерватору и реакционеру, среди ярых своих противников снискавшего прозвище «нацист». В конечном счёте, именно ему суждено было стать новым Папой Бенедиктом XVI. Семь лет спустя статус Папы пошатнулся из-за скандала с утечками в Ватикане, а кардинал Бергольо принял непростое решение об оставлении своих обязанностей архиепископа.

Бергольо, так и не добившись ответа папы Бенедикта на запрос об отставке, был вынужден отправиться в Ватикан. Бергольо и Бенедикт встретились в летней резиденции понтифика – во дворце Кастель-Гандольфо. Их теологическая беседа занимает 3/4 хронометража фильма и состоит из по-эстетски выхолощенных мизансцен, в которых фигурируют самые «чистые» цвета: белый, красный, чёрный, иногда золотой, чтобы добавить акценты.

В ходе диалога двух почтенных старцев (коими для мира кинематографа являются в первую очередь Хопкинс с Прайсом – их личности здесь просачиваются сквозь кардинальские облачения) мы узнаём, что любимое телешоу Бенедикта – это «Комиссар Рекс», а ещё он почти битломан, но на фортепиано исполняет все-таки Дебюсси; в библиотеке Бергольо же Грамши соседствует с Брехтом и Марксом, а книги по психоанализу – с произведениями античных скептиков.

Нетрудно догадаться, что Бергольо и Бенедикт в фильме Мейреллиша – две противоположности. Они располагаются по разные стороны церкви. Один – за ее неприступными стенами, другой – на переполненной кающимися паперти. Бог Бенедикта – Бог блага и истины. Он – первоначало, всесовершенство и причина всего. Ему обычно противопоставляют тяжелый опыт, о котором здесь повествует Бергольо. Диктатура и насилие всегда совершались под именем этого самого божественного Идеала.

На исповеди Бергольо Бенедикт признаётся, что больше не слышит голос Бога, по крайне мере в том виде, в каком тот отзывался в его сердце когда-то. Это падение иллюзии, явленное всему миру в 20 веке, переживается понтификом в личном измерении только сейчас. Речь Бога, которая ложно указывала на присутствие говорящего, теперь сменяется письмом (писанием) – его следом в мире. Этот след существует в лице другого, но Бога в нем нет и никогда не было, а иначе – где был Христос во времена Освенцима? Отсюда вывод, что Бог всегда предстаёт лишь как отсутствующий, ускользающий, а, следовательно, и бесконечно трансформирующийся.

Сократический идеал покоя сменяется божественным становлением. Это сама жизнь, которая существует и разворачивается во множественности. Большая часть диалога Бергольо и Бенедикта происходит в Сикстинской Капелле. В ней находится чуть ли не главное произведение, свидетельствующее о «подвижности» Бога в мире: бунтарь Микеланджело на фреске Страшного суда вместо Христа изобразил античного героя – богочеловека Геракла. (Торс Иисуса на изображении Буанаротти повторяет торс античной скульптуры, найденной при жизни художника.) «Когда-то даже ангелов фактически не существовало в теологии, а теперь развелось больше, чем голубей».

Новый постмодернистский бог требует и нового наместника св. Петра. Тот смотрит футбол, насвистывая песни ABBA, и посещает по пятницам классы танго. Папские красные туфли, а вместе с ними и весь придворный маскарад, он легко заменяет комфортным и аскетичным одеянием. В очках нового папы крест соседствует с флагом ЛГБТ, а на его выступлениях одинаково громко кричат футбольные фанаты и религиозные фанатики.

Сама работа Мейреллиша для Netflix в хорошем смысле этого слова эклектична. Документальные кадры сменяются здесь стилизацией под пленочную съёмку, а медитативные пейзажи из фильмов Терренса Малика – барочными интерьерами и образами популярной культуры. В мизансцене, которая могла бы быть картиной Уорхолла или инсталляцией Каттелана, Йозеф Ратцингер и Хорхе Бергольо пьют ярко-оранжевую фанту из стеклянных бутылок и закусывают ее дымящимся куском итальянской пиццы. Мертвенно-бледный саван гробницы Христа, под который мимикрировало все предшествующее повествование ленты, вдруг озаряется лучами яркого солнца.

На проводе Ватикан. Сегодня он не тот, что раньше. Ему необходимо устоять на острие между переменой и компромиссом; встроиться в новый мир, не сотворив себе при этом кумира. Бог более не взывает с небес, он безмолвно смотрит на нас глазами другого. Но как узнать, что этот другой – не маленький божок, новый господин или мнимый идеал? Ответом может послужить одна из реплик Бергольо: «Жизнь, которая у нас есть (будь она от Бога или сама по себе) непрерывно меняется».

Анна Стрельчук, InterMedia

Фильм «Стыд» стал победителем Московского международного кинофестиваля

соцсети

Лауреаты 46-го Московского международного кинофестиваля были объявлены 26 апреля 2024 года. Жюри основного конкурса во главе с исландским режиссером и актером Фридриком Тором Фридрикссоном присудило «Золотого святого Георгия» фильму «Стыд» Мигеля Сальгадо. Картина также получила приз российской кинокритики и награду за лучшую мужскую роль Хуана Романо Лопеса.

Двух призов удостоен фильма «Дыхание холода» - за лучшую режиссерскую работу Нахида Азизи Седига и приз зрительских симпатий. Специальный приз жюри «Серебряный святой Георгий» получила «Нирвана» режиссера Асифа Ислама, Награду за лучшую женскую роль присудили Марике Бейкирх («Шлимазл»), в конкурсе «Русские премьеры» победил фильм «Лгунья» режиссера Юлии Трофимовой.

Список лауреатов 46-го Московского международного кинофестиваля:

«Золотой святой Георгий» за лучший фильм – «Стыд», реж. Мигель Сальгадо;

Специальный приз жюри «Серебряный святой Георгий» – «Нирвана», реж. Асиф Ислам;

Лучшая режиссерская работа – Нахид Азизи Седиг («Дыхание холода»);

Лучшая женская роль – Марике Бейкирх («Шлимазл», реж. Силке Эндерс);

Лучшая мужская роль – Хуан Рамон Лопес («Стыд», реж. Мигель Сальгадо);

Лучший фильм конкурса «Русские премьеры» – «Лгунья», реж. Юлия Трофимова;

Лучший фильм конкурса документального кино – «Ладья», реж. Сэм Калантари;

Лучший фильм конкурса короткометражного кино – «Партнеры», реж. Хосе Мария Флорес;

Приз зрительских симпатий – «Дыхание холода», реж. Нахид Азизи Седиг;

Приз жюри российской кинокритики – «Стыд», реж. Мигель Сальгадо.

Фото: соцсети
Теги: ММКФ, победители
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Алёна Коломина и Елена Валюшкина продолжат расследования в новых «Загадках»

кадр из сериала

Два новых сезона «Загадок» с Алёной Коломиной и Еленой Валюшкиной выйдут на канале «ТВ-Центр» 11 мая 2024 года. В этот день зрителям будут показаны «Загадка Эйлера» и «Загадка сангаку», сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе телеканала.

Профессор математики Ольга Барковская и следователь Светлана Карташова продолжают совместные расследования. На это раз все преступления происходят вокруг Ольги – одна за одной умирают ее бывшие одноклассницы, и, чтобы остановить череду смертей, ей предстоит разгадать новый математический ребус. Кроме того, Барковская переживает очередной кризис в личной жизни - оказалось, что у нее с любимым мужчиной разные взгляды на совместное будущее. Но перевернуть страницу и жить дальше ей мешает неожиданное обвинение любимого в убийстве. А значит, Ольге придется сначала спасти его, а уже потом бросить.

Ранее стало известно, что финал телешоу «Голос» выйдет в прямом эфире на Первом канале 27 апреля 2024 года. В решающей музыкальной дуэли примут участие Анастасия Садковская (команда Александра Беляева), Богдан Шувалов (команда Полины Гагариной), Алексей Сулима (команда Zivert) и Георгий Русских (команда Владимира Преснякова).

Фото: кадр из сериала
Теги: анонс показа, сериалы, Елена Валюшкина, ТВЦ

Post Malone и Майкл Бэй готовят комикс и фильм о борьбе с демонами

соцсети

Музыкант Post Malone, режиссер и продюсер Майкл Бэй («Трансформеры», «Армагеддон») и продюсер Брэдли Фуллер («Тихое место», «Судная ночь») объявили о совместном проекте с издательством комиксов Vault. Как сообщает Deadline, все вместе они создадут вселенную, идея которой принадлежит музыканту.

История разворачивается в средневековой Европе, где единственное, что стоит на пути орды демонов, наводнивших континент, это загадочный бронированный 18-колесный автомобиль, который словно бы спустился с небес. По идее задумка напоминает нечто среднее между фильмами «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Зловещие мертвецы». В 2025 году Vault выпустит комикс, который будет впоследствии экранизирован Бэем.

- Это тот проект, о котором вы мечтаете, — сказал генеральный директор Vault Дамиан Вассель. - Мы работаем с исключительным артистом, который находится на вершине своего мастерства, чтобы создать совершенно оригинальную историю с нуля. У нас есть культовый режиссер, который помогает руководить творческим развитием. Мы собираемся подарить миру умопомрачительный графический роман, и это только начало.

Источник: Deadline Фото: соцсети На фото: Post Malone
Теги: Майкл Бэй, комиксы, кинопроект, Post Malone
β 16+