Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

22.10.2020
21.10.2020

Рецензия на книгу: Виталий Аширов - «Скорбящий киборг. Диаманда Галас за пределами ультрамодернизма»

13.01.20 05:37 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры18+
Рецензия на книгу: Виталий Аширов - «Скорбящий киборг. Диаманда Галас за пределами ультрамодернизма»

2019, «Кабинетный учёный»

Оценка: 7 из 10.

В доинтернетные времена знание имени Диаманды Галас автоматически делало тебя очень продвинутым и интересным в глазах собеседников человеком. Её музыку тогда мало кто слышал, зато подробности биографии мало чем отличались от историй про инопланетян, так что обладающий такой информацией индивидуум мог на некоторое время стать душой компании, особенно если аудитория его состояла из восторженных девушек. Но даже у тех, кто проникался байками о необычной певице, очень редко доходило до записи её альбомов для личной фонотеки: кассеты были недёшевы, их обычно использовали для более необходимых в хозяйстве пластинок.

Удивительно, но с появлением интернета отношение к Диаманде не слишком изменилось. Несмотря на доступность информации, Галас не становится менее загадочной и андеграундной, а мейнстримовая пресса не очень внимательно следит за её творческими телодвижениями. Собственно, и эта книга родилась после того, как Виталий Аширов вознамерился почитать что-нибудь про альбом 2017 года «All The Way», но не нашёл примерно ничего. «Нет нужной книги - напиши её сам», - решил автор и углубился в творчество Диаманды Галас со всей тщательностью.

В отличие от доинтернетной эпохи, музыка Диаманды сейчас доступна в пару кликов, поэтому имеет смысл послушать что-нибудь до или непосредственно во время знакомства с книгой. Вполне может быть, что вы решите вообще не читать 160 страниц про эту «орущую ведьму». Но скорее всего, любопытство возьмёт верх: интересно же узнать, что всё это значит, что на неё повлияло и как Галас вообще дошла до жизни такой.

Аширов начинает с подробной биографической справки, действительно впечатляющей насыщенностью и драматичностью. Попутно автор доказывает, что между жизнью и творчеством Диаманды Галас можно ставить знак равенства. У неё довольно радикальные взгляды, и её экстравагантные шоу являются не постановочным, а реальным отображением воззрений.

Затем в книге анализируется дискография Галас, а потом следует «Дайджест западного галасоведения» - обзор научных работ, посвящённых творчеству певицы. Виталий Аширов погружается в труды исследователей, обильно цитируя фразы вроде «ненормативный вокал рассматривается в контексте устной ритуальной традиции, в частности, греческих ламентаций и новозеландских каранга» (и это ещё не самый замороченный пример). Это самая скучная часть книги: автор роет гораздо глубже, чем способны вынести читатели (ну кроме тех, кто хочет попытаться использовать псевдонаучные определения для охмурения трепетных дев). Можно перелистнуть страницы, но не стоит закрывать весь томик: далее автор вступает в полемику с западными исследователями, которые не совсем правильно понимают месседж Диаманды, и довольно лихо расправляется с ними. Последним козырем в этом одностороннем споре становится парадоксальное заявление о том, что «литературной копией» Диаманды Галас является... Владимир Сорокин. Как мы помним, нашумевшее утверждение Сергея Курёхина о том, что Ленин был грибом, подкреплялось солидной доказательной базой. Аширов посвящает 14 страниц раскрытию родственности произведений Галас и Сорокина, приводя примеры из текстов и меняя местами их имена в отзывах критиков. Правда, есть и разница: Сорокин разделяет творческую и частную жизнь, а Галас нет.

Захватывающий полёт мысли автора, к разочарованию настроившегося на новые парадоксы читателя, упирается в главу «Незвучащий звук vs реляционная онтология: Диаманда Галас в контексте спекулятивного реализма» (содержание соответствует названию). В финале Виталий Аширов приводит имена артистов, которых причисляют к последователям Диаманды, разнося в пух и прах каждого фигуранта этого списка, включая Бьорк, после чего «Скорбящий киборг» внезапно заканчивается. Неровно, странно, местами дико - ну а какой ещё могла быть книга о неоднозначной артистке и её экстремальном творчестве?

Алексей Мажаев, InterMedia

Фото: обложка книги