Рецензия: «ЯNA» - «Грустные песни про любовь»
2019, «ЯNA»
Оценка: 8 из 10.
Название проекта «ЯNA» приводит интернет-поисковики в состояние, близкое к замешательству. В ответ на соответствующие запросы поиск выдаёт что угодно, только не музыкальную группу (певицу Яну с песней «Одинокий голубь» тоже не выдаёт). Из этого факта можно было бы сделать вывод, что поп-коллектив (или поп-певица) выбрали очень неудачное название - неяркое и плохо «гуглящееся». Но ведь в век интернета музыканты должны это учитывать, если они собираются укоротить своим песням путь к слушателю. И если они этого не делают - возможно, просто не хотят его укорачивать. Не хотят участвовать в «Голубых огоньках» и «Золотых граммофонах», не хотят гастролировать за пределами Казани, не хотят превращать хобби в работу, хотят оставаться «проектом для своих», на который «чужие» могут натолкнуться лишь случайно.
Примерно так, совершенно случайно, мы и обнаружили этот мини-альбом, который удивил сразу по нескольким пунктам. Во-первых, на пластинке под названием «Грустные песни про любовь» действительно содержится пять грустных песен про любовь, что по нынешним временам выглядит неожиданным и мощным художественным высказыванием. Во-вторых, песни исполняются от лица юной девушки, переживающей всякие личные мини-трагедии: образу вполне соответствует и голосок, и лексикон, а подвох заключается в отсутствии каких-то свойственных молодости шероховатостей - наивность кажется хорошо просчитанной, тексты литературными (один из треков называется «Остывание» - как вам такое?), а выбор музыкального жанра свидетельствует об отличной «наслушанности» проекта. Чтобы сделать милый поп-альбом о душевных ранах, музыканты объединили в своём саунде «Мираж», «Кино», Nirvana и Pet Shop Boys, слепили из этой смеси огромный ком, от которого отрезали всё лишнее. Несмотря на тематику и название диска, он оставляет какое-то счастливое послевкусие - будто поющая девочка уже выросла и с улыбкой вспоминает свои былые переживания.
Короче говоря, «ЯNA» - это действительно скорее арт-проект, чем поп-группа. Как сообщает интернет-журнал о жизни в Казани и городах республики Татарстан «Инде», во главе проекта стоит писательница Светлана Лукьянова, которая писала прозу, а потом вдруг сочинила несколько песен. В записи дебютника приняли участие её муж Айдар Хуснутдинов, а также известные в Казани музыканты Игорь Шемякин и Тимур Митронин. Ни для кого из них «ЯNA» не является основным проектом, поэтому с альбомом не слишком торопились и активной гастрольной деятельности не планировали.
- Для меня, тридцатилетней женщины, в этом нет никакой апроприации, - объясняет Светлана в интервью «Инде». - Мои лирические героини могут рассказывать истории, которые я не переживаю сейчас или не переживала никогда, но эмоция в песнях всегда честная. Я не знаю, это новая искренность или старая, постирония или метаирония. Для меня это способ откровенно говорить о важном в удивительно приятной форме поп-песни.
Добавлю, что форма поп-песен оказалась не только приятной, но и очень доходчивой; не удивлюсь, если композиции с альбома (особенно «Инстаграм» и «Ранишь») станут мегахитами и в конечном счёте заставят участников проекта сделать «ЯNA» основным местом работы.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Грот» оказался с Юрием Шевчуком «После последней войны»
Премьера совместной композиции группы «Грот» и Юрия Шевчука «После последней войны» состоялась 19 апреля 2024 года. Цифровой релиз осуществил лейбл Navigator Records. Трек сочинялся участниками «Грота» три года. Они долго не могли найти подходящую эмоцию и музыкальное воплощение «После последней войны».
- Первый куплет в своём финальном виде пролежал в заметках около года, пока не нашелся заветный семпл - гитарная мелодия, последовательность из нескольких нот, которая дала необходимую для замыкания искру, - сообщили в сосцсетях участники «Грота». - Проект вынырнул из долгого ящика, на горизонте стала вырисовываться новая песня. Аранжировку развивал автор практически всех гитарных рифов в наших треках, участник «Грот.Акустика» Евгений Мантулин.
После завершения работы над структурой песни участники «Грота» начали искать подходящего кандидата для дуэта.
- Одному коллективу мы даже написали с предложением принять участие в новом треке, - признались они. - Но буквально через несколько дней удалили свои сообщения, потому что вдруг осознали, что именно Юрий Шевчук подходит на роль гостя в этой песне, как никто другой. От этого осознания до сегодняшнего дня пройдет 8 месяцев. Но это уже совсем другая история.
Как мы сообщали ранее, премьера песни «М.З.И.В.» группы "NADИ" состоялась 4 февраля 2024 года. В записи сингла, название которого расшифровывается как «Между западом и востоком», принял участие Юрий Шевчук.
Рецензия на сингл Мари Краймбрери «Гагарин, я вас любила!»: Неироничный кавер ироничной песни
2024, VK Records.
Оценка: 6 из 10.
Песня «Гагарин, я вас любила!» вышла в 2001 году и стала первым (некоторые скажут – и единственным, но сейчас не об этом) хитом группы «Ундервуд». У коллектива получился не только мощный старт, но и наглядная презентация их творческого метода: лихая работа со словом, ирония и самоирония, постмодернистские приёмы. Никто даже не спросил, почему в этой композиции Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко поют от женского лица – как-то это выглядело естественно. В то же время Гагарин в тексте не был плакатным героем, а был нормальным человеком с обаятельной улыбкой, попавшим в чрезвычайные обстоятельства. Песня стала хитом, но не породила большого количества перепевок. «Ундервуд» перепевать – вообще дело неблагодарное: для этого нужно быть на той же волне, что и Ткаченко-Кучеренко, либо предложить свою волну, желательно столь же замысловатую. К тому же нужно иметь чувство юмора, самоиронии и какой-то оригинальный угол зрения. Ведь что хотела сказать группа «Ундервуд» этой песней? Боюсь, что и сами авторы на этот вопрос отвечать не захотят. А перепевщикам-то каково? Они же тоже должны вложить в кавер какой-то свой смысл, потому что пытаться в точности «снять» оригинальную версию довольно бессмысленно: в лучшем случае получится юмористический номер.
Мари Краймбрери, которую в её продюсерском центре зовут Мелкая, отважно проигнорировала всё вышесказанное и прямо в День Космонавтики выпустила свою версию «Гагарин, я вас любила!». Обращение к первому космонавту от женского лица наконец-то прозвучало в женском исполнении, но в остальном смысл затеи с кавером остался неясен. Куплеты Мари исполняет в немного ленивой R'n'B-манере, а в припевах не успевает переключиться в режим душевных признаний: «Ундервуд» вкладывал в крик «Гагарин, я вас любила!» больше страсти, пусть и пополам с иронией. В новой версии чувства скрыты под толстым слоем автотюна: артистка будто бы по-свойски подмигивает слушателю, но тот не понимает, чего от него хотят и как на это реагировать. В принципе, припев песни после прослушивания всё равно к вам привяжется, но мычать вы будете версию «Ундервуда», а не Мари Краймбрери.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Новая «Глюкоза» пригрозила дать ремня Европе
Дебютный сингл «Мыши» перезапущенного проекта Максима Фадеева «Глюкоза» вышел 19 апреля 2024 года. Цифровой релиз песни осуществил лейбл продюсера Malfa. Новая вокалистка проекта, имя которой пока не называется, с укоризной обращается к современной Европе, напоминая о том, как мы раньше дружно жили, и грозится дать ей ремня.
- Голубушка Европа, ты гадить прекрати, - подытоживает певица в финале композиции.
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее Максим Фадеев заявил о прекращении сотрудничества с Натальей Ионовой, на протяжении многих лет бывшей лицом проекта «Глюкоза», и представил фрагмент «Мышей».