Исследования подтверждают: погода влияет на музыкальные чартыУмер основоположник британской блюзовой сцены Джон МэйеллShaman стал заслуженным артистом России«Культурная столица года» готовится выйти на уровень Союзного государстваЕвгений Кисин признан иноагентомЗадержан экс-глава департамента культуры Москвы Александр КибовскийMary Gu получила предложение руки и сердца в ПарижеУмерла звезда «Зачарованных» и «Беверли-Хиллз, 90210» Шеннен ДоэртиАктрису Яну Троянову* внесли в список террористов и экстремистовУмер звезда польского кино Ежи ШтурМарго Робби ждёт ребенка«Праведник» и «За нас с вами» получили «Нику»Умер экс-гитарист «Цветов» и «Скифов» Сергей ДюжиковCrocus City Hall не будет восстановленАлсу отрицает возможность примирения с мужемВ Госдуме состоялся день Культурных столицАнна Нетребко разводится с Юсифом ЭйвазовымУмерла спортивный комментатор Анна ДмитриеваУмер актер Дональд СазерлендУмер сын Вячеслава Зайцева Егор

На заседании Совета при ТПП РФ по интеллектуальной собственности обсудили рост культурных индустрий

29.10.2019 11:30 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Екатерина Чичеткина

Заседание Совета при ТПП РФ по интеллектуальной собственности состоялось в РГАИС 24 октября 2019 года. Темой обсуждения стали «Культурные индустрии и коммерциализация интеллектуальной собственности в РФ в XXI веке – вызовы и решения». Докладчики обсудили вопросы развития бизнеса в сфере авторского права, вопросы авторского права как основы для серьёзного дохода для бизнеса, развития малых и средних предприятий, связанных с культурными индустриями, и многое другое.

Открывая мероприятие, председатель Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Иван Близнец (на фото) напомнил, что это первое заседание Совета после долгого перерыва и предложил, несмотря на то, что регламент предусматривает ежеквартальные заседания Совета, найти возможность собираться чаще. Кроме того, Председатель Совета предложил пересмотреть персональный состав Совета, сократив его за счет неактивных участников, а также обсудить идею проведения молодежного конкурса творческих работ по интеллектуальной собственности.

Затем Совет перешел к повестке дня - перспективам культурных индустрий и вопросам коммерциализации интеллектуальной собственности. Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов представил предварительные итоги исследования «Культура и культурные индустрии в РФ» за 2019 год.

- Из представленных цифр мы видим, что культурные индустрии растут сравнительно быстро - по некоторым направлениям рост составил более 10%, хотя в некоторых сегментах - в частности, по физическим носителям и книгам - наблюдается сокращение. В текущем году удалось добиться предоставления данных от значительно большего количества министерств и ведомств, а также отраслевых ассоциаций, чем ранее. Отдельно стоит отметить, что заметное падение 2014 года уже в значительной степени компенсировано; возможно, в следующем году мы увидим восстановление культурных индустрий до уровня 2013 года.

При этом Евгений Сафронов обратил внимание на то, что данные за 1991-2013 годы есть лишь по ограниченному количеству направлений культурных индустрий.

- Есть данные по СМИ, культурно-досуговым учреждениям, по бытовой электронике, - продолжил докладчик. – А, например, данные по кино отсутствуют. Адекватный сбор исходных данных в этой сфере ведется лишь с 2016 года, а по многим культурным индустриям отсутствует и сейчас.

Отвечая на вопрос о развитии бизнеса в культурных индустриях, Евгений Сафронов ответил:

- Развитие культурных индустрий может стимулировать прогрессивные изменения в законодательстве, которые могут дать фундамент для организации работы во всех областях. На закон о культуре пока надежды нет, ожидать упорядочения не приходится. К примеру, обращу внимание на то, что в «Основах законодательства о культуре» последней поправкой изменено понятие «зрелищное мероприятие» - теперь к этому сегменту причислено всё музейное дело, что как минимум странно. Фактически это усложняет работу как госучреждений, так и бизнеса.

Отдельно замечу, что творческие индустрии базируются на авторском и смежном праве, и уровень организации этой сферы крайне чувствителен для большинства из них. В этой сфере мы наблюдаем заметный прогресс - разрабатываются системы, помогающие быстро и надежно управлять правами, отслеживать нарушения и помогать зарабатывать. Ближе всего к решению этой проблемы подошли разработчики системы IPChain, которую уже использует значительное количество участников бизнеса.

Затронул Евгений Сафронов и проблему объединения работников культурных индустрии.

- Культурные индустрии в нашей стране практически никто не замечает - ни органы государственного управления, ни Росстат, не говоря уже об ассоциациях. Лишь в нескольких сегментах действительно работают отраслевые ассоциации. При этом несколько ассоциаций и профсоюзов существуют только на бумаге.

Комментируя выступление Евгения Сафронова, Иван Близнец заметил, что для эффективной работы культурных индустрий и получения ими достойной прибыли необходимо точечное законодательство и объединение всех усилий участников процесса:

- Объединившись с нашими обществами по коллективному управлению, мы должны подумать и направить наши усилия на подготовку рекомендаций, как можно эффективнее монетизировать культурные индустрии.

Концертный продюсер и преподаватель РАМ им.Гнесиных Иван Шрамков предложил взглянуть на культурные индустрии с точки зрения организатора концертов, музыканта и культуролога.

- Для развития исполнительских искусств очень важным моментом является живой, непосредственный контакт зрителей с искусством. Особенно значимо это для детской аудитории - ведь невозможно любить что-либо, если ты этого не знаешь, а лучший способ узнать - увидеть, услышать воочию. Поэтому сегодня так нужна активизация концертно-гастрольной деятельности, особенно в сфере академической музыки.

Помимо вопросов организации работы основного сегмента исполнительских искусств - государственного сектора (выражающихся в настройке государственного задания в контексте задач развития культуры), важную роль играют и современные технологические решения. Сегодня реализуется нацпроект "Культура", в числе основных показателей которого два параметра: увеличение на 15% посещаемости учреждений культуры и рост в 5 раз посещаемости интернет-ресурсов организаций культуры - эти задачи требуют также более активного использования современных цифровых технологий организации культурных событий и распространения художественного продукта.Так нам государство говорит: становитесь более открытыми обществу. Филармония 2.0 (филармония будущего) требует активного внедрения цифровых технологий. Нам нужен "Uber для артистов".

Сегодня в России есть ряд сервисов на уровне передовых европейских и американских разработок (и даже в чем-то опережающих их). В частности, компания Ticketscloud использует блокчейн-технологии в своем продукте Crypto.tickets (цифровые билеты), что позволяет помимо эффективной модели реализации билетов том числе осуществлять легальную перепродажу (с сохранением дохода для организатора события от каждой транзакции). Эта же компания сегодня тестирует работу сервиса Ticketsell - это промоутерская платформа, которая с помощью алгоритмов искусственного интеллекта вырабатывает рекомендации для максимизации прибыли организатором культурных событий.

Затем Иван Шрамков остановился на конкретных проектах, запрос на которые сейчас существует в индустрии:

- Есть два важных момента, для решения которых особенно нужно использование современных технологий в сочетании с юридическими инструментами, регулирующими оборот интеллектуальной собственности в сфере исполнительских искусств. Это регулирование использования интеллектуальной собственности во время публичных зрелищных мероприятий (условное "КриптоРАО" со смарт-контрактами и эффективной и прозрачной системой отчетов, начислений, распределений), а также защита прав аранжировщиков в России (без этого невозможно развивать это нужное для исполнительских искусств направление - аранжировку и инструментовку).

Еще одно место, где технологии просто необходимы - на стыке сферы кино и исполнительских искусств. Сегодня много говорится о возрождении отечественного кинематографа, о развитии киноиндустрии. С точки зрения музыки для России, на мой взгляд, важным было бы обеспечение возможности звучания оркестра русских народных инструментов в кино. В XXI веке в большинстве фильмов для этого используются цифровые библиотеки. Сегодня в мире есть несколько отличных библиотек симфонического оркестра, благодаря которым почти все фильмы "звучат" у нас "по-голливудски" (практически одинаково). Для дополнительных возможностей нужно создание условного "Russian Hollywood Orchestra" - библиотеки сэмплов оркестра русских народных инструментов. Но здесь проблема не столько в финансировании (требуется около 150 млн. руб.), сколько в защите механизма распространения уникального цифрового контента - нужно или договариваться с ведущими мировыми игроками в этой сфере, что непросто, либо создать свое программное решение на уровне лучших мировых практик, что потребует большой работы программистов, юристов. Но зато у нас будет возможность услышать в фильмах не только симфонический оркестр, но и богатейшую палитру русских народных инструментов (и я даже пошел бы дальше - всех национальных оркестров России). Вот тогда наша киноиндустрия заиграет более яркими красками, обретет свое уникальное звучание. Студенты профессиональных вузов получат возможность использовать звучание народных оркестров в своих работах - вначале учебных, а в дальнейшем в профессиональных, распространяя российскую культуру по всему миру.

Ведущий юрисконсульт Отдела правового сопровождения IP и технологий ПАО «Сбербанк» Анна Сарбукова выступила с докладом по теме «Служебные произведения и правовое регулирование».

- Мне нередко приходилось сталкиваться с тем, что компании, производящие высокотехнологичную продукцию (работавшие, например, под эгидой«Сколково»), не уделяли должного внимания патентованию своих изобретений. Соответственно, компании нередко не могут распоряжаться своей высокотехнологичной продукцией и заключать лицензионные сделки. В такой ситуации я как юрист советую четко указывать в договорах наименование вида, предусматривать положение о том, что автор передал на основе отчуждения компании право на использование изобретения.

Алексей Катков рассказал о способе значительно повысить доходы в области интеллектуальной собственности.

- Многие сайты используют интеллектуальную собственность без разрешения правообладателей. В то же время ежегодно на 20% растут продажи музыки и кино в интернете. Сайты с нелегальным контентом постоянно переезжают с места на место, поэтому бороться с ними сложно, их можно создать тысячу за неделю, а вот для ликвидации этих сайтов при нынешней системе необходимо никак не меньше тысячи юристов. Проблему может решить только автоматизированная система отслеживания сайтов с нелегальным контентом. Мы блокируем 95% сайтов на досудебной стадии - благодаря такой системе экономически можно создать условия, не позволяющие пиратам спекулировать на бренде. Технология сразу дает взрывной рост продаж объектов интеллектуальной собственности.

Подытожил заседание Иван Близнец:

- InterMedia постоянно доносит до нас нужные и интересные цифры. Вопрос теперь в том, как эти цифры донести до руководства страны, и какие механизмы будут полезны для оптимизации работы культурных индустрий.

Денис Ступников, InterMedia

Филип Гласс обвиняет Севастопольский театр в пиратстве

Pixabay

Композитор Филип Гласс заявил, что Севастопольский театр оперы и балета незаконно использовал его музыку и имя в спектакле «Грозовой перевал». Соответствующее обращение он опубликовал в соцсетях.

- Я не давал никакого разрешения на использование своей музыки в балете или использование моего имени в рекламе и промо балета, - написал он. - Использование моей музыки и моего имени без моего согласия является нарушением Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, которую подписала Российская Федерация. Это акт пиратства.

Как сообщается на официальном сайте театра, балет «Грозовой перевал» поставлен хореографом Джоном Полом Куком по мотивам одноименного произведения Эмилии Бронте. Композитором-аранжировщиком является Татьяна Шатковская, помимо ее музыки и композиций Гласса, в постановке используется музыка композитора Хильдур Гуднадоуттир (автора музыки к фильмам «Джокер» и «Тар» и сериалу «Чернобыль»). В записи музыки принял участие Московский молодёжный камерный оркестр под руководством музыкального руководителя постановки - дирижёра Артёма Абашева. Главные роли в спектакле исполняют приглашенные звезды Сергей Полунин, Ксения Рыжкова, Александр Волчков, Екатерина Одаренко и Валерия Муханова. Премьера должна состояться 29 и 30 июля на открытии VIII Фестиваля оперы и балета.

В пресс-службе театра «Газете.Ru» заявили, что авторские права не нарушают.

- Официально заявляем, театр действует в рамках российского законодательства. Незаконного использования авторских прав не допускаем, — ответили в театре на просьбу прокомментировать позицию композитора.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Александр Лазарев начал увольнять актеров Театра армии

Илья Золкин

Актеры Театра Российской армии жалуются на незаконное увольнение. Как сообщает телеграмм-канал Shot, порядка 15-20 артистов труппы на днях пригласили в отдел кадров, чтобы подписать «уведомление об увольнении». В числе уволенных оказались Денис Демин (служит в театре с 2006 года, известен зрителям по сериалам и фильмам «Склифосовский», «Самара» и др), Ольга Герасимова (в театре с 2006 года в качестве ведущей актрисы, снималась в сериале «Пятницкий»), Кирилл Кириличев, Анна Чижова, Виктория Сычева, Никита Мареев, а также Ксения Таран, которая прослужила в театре 21 год, сыграла более 30 ролей и была уже заявлена, по ее словам, в постановках нового сезона. По словам уволенных, новый художественный руководитель Александр Лазарев (он был назначен на должность в декабре 2023 года) сообщил им, что «не видит их в театре».

- Никаких разговоров, никаких обоснований, просто вот бумага: зайдите в отдел кадров и подпишите, - описал ситуацию Денис Дёмин.

Директор театра Милена Авимская подтвердила в беседе с Shot, что решение обновить состав актеров в театре принял новый главный режиссер.

- Увольнение артистов и смена состава абсолютно нормальная вещь при смене режиссера, — прокомментировала она.

Сам Александр Лазарев в разговоре с «Газетой.ру» заявил, что не нужно называть прощание с артистами увольнением.

- Артисты, которые были на контракте, заключили его на один год. И каждый год должны его продлевать. Просто с некоторыми актерами контракт не продлили, вот и все. Никаких увольнений, репрессий — ничего этого нету. Они могут считать это несправедливым, но по закону все сделано правильно, — сказал он.

Вступая в должность в прошлом году, новый худрук в интервью телеканалу «Москва 24» говорил совсем иное:

- Я не хочу быть той метлой, которая по-новому метет. Я не начну свою деятельность в театре с ремонта кабинета и увольнений неинтересных мне артистов, ни в коем случае. Наоборот, я буду стараться максимально использовать возможности и таланты здешней труппы. Мне кажется, что труппа очень богата талантами, характерами, и не надо ее менять.

Уволенные актёры уже обращались и в профсоюз, и в Министерство культуры, но ответа так и не получили. Теперь они планируют подать иск в суд с требованием восстановить их на работе.

«ИнтерМедиа» напоминает, что первой постановкой Александра Лазарева в Театре армии как режиссера станет «Мастер и Маргарита». О работе над спектаклем было объявлено в начале июня.

Умерла звезда пермского Театра-Театра и сериала «Реальные пацаны» Лидия Аникеева

предоставлено пресс-службой театра

Актриса Лидия Аникеева скончалась 23 июля 2024 года в возрасте 74 лет. О ее смерти сообщает сайт Пермского академического Театра-Театра, ведущей актрисой которого она была более 50 лет.

- Творчество Лидии Александровны – неотъемлемая часть истории Театра-Театра: за полувековой путь на сцене она сыграла более 100 ярких ролей в спектаклях драматического и музыкального жанра, демонстрируя прекрасные сценические данные, заразительную эмоциональность, богатую пластическую и интонационную палитру, - сообщается в некрологе. - Ее профессионализм и мастерство опирались на традиции русской театральной школы и при этом обогащались современным опытом. Светлая память народной артистке России, безгранично талантливому и прекрасному человеку. Искренние соболезнования родным, близким, коллегам.

Лидия Аникеева родилась 4 июля 1950 года в Донецкой области, в 1973-м окончила Театральное училище имени Щукина и была принята на работу в Пермский академический театра драмы (так он назывался тогда). С 1989 года преподавала актерское мастерство в местном институте искусства и культуры.

Фильмография актрисы была небольшой. В 1991 году она снялась в фильме «Любофф» Юрия Торохова, в 2010-м сыграла Анну Николаевну, классную руководительницу Коляна, в дебютном сезоне сериала «Реальные пацаны», и в том же году исполнила главную роль Веры Комиссаржевской в фильме-спектакле «Чехов в Ялте».

Прощание с Лидией Аникеевой состоится 26 июля с 10.00 до 12.00 на большой сцене театра, а отпевание начнется в 13.00 в Соборе Петра и Павла.

Фото: предоставлено пресс-службой театра
Теги: смерть
β 16+