Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

28.02.2021
27.02.2021
26.02.2021
25.02.2021

Рецензия на фильм Джеймса Грея «К звездам»: «Живи, будь упорным, люби» и другие трюизмы

28.09.19 05:00 Раздел: Кино и сериалы Рубрика: Рецензии и обзоры16+
Рецензия на фильм Джеймса Грея «К звездам»: «Живи, будь упорным, люби» и другие трюизмы

Оценка: 3 из 10

Режиссер Джеймс Грей. В главной роли Брэд Питт. В широкий прокат фильм выходит в России 26 сентября 2019 года.

За окном XXI век. Мы пережили Кубрика и Тарковского, «Интерстеллар», «Гравитацию» и даже «Первого человека» Дэмьена Шазелла. Однако на горизонте уже мелькает новый звездолёт. На нем надломленный мужичок средних лет Рой Макбрайд (Брэд Питт) пробирается через тернии к звёздам, или (более скромно) - из потёмков собственного бессознательного к простой человеческой радости - сублимации разросшегося супер-эго с вытесненной в него (конкретной и метафорической) фигурой отца.

Дело в том, что 30 лет назад отец Роя (Томми Ли Джонс), оставив жену, ребёнка и прочие земные пожитки, метнулся на край Солнечной системы искать разумную жизнь. Сын, однако, времени зря не терял и успел за это время состояться как белый цисгендерный индивид - нажил семью и устроился на работу в NASA. Одно только «но» - ему все еще недостает внутренней гармонии, и, чтобы закрыть гештальт, он намерен отыскать отца.

Поводом для отправления грустного космонавта Роя в душные родительские объятия становится неполадка на станции в районе Нептуна. С точки зрения NASA, к проблеме имеет отношение давняя секретная операция «Лима» и ее командующий - пропавший без вести Макбрайд-старший. Путешествие изрядно постаревшего и измученного Телемаха-Роя продлится действительно долго,а псевдофилософские размышления о боге, мире и бытии дополнительно растянут этот идиосинкратический guilty pleasure.

Самое время поиграть в игру «Какое космическое киноклише не используется в фильме?». Спойлер, к сожалению, заключается в том, что у Джеймса Грея представлено все многообразие - от банальных размышлений вслух закадровым голосом в стиле «Куда мы идём?» и «Что я наделал?» и музыки из массажного кабинета - до более изощрённых, вроде объектно-ориентированной съёмки и старого доброго антропного принципа. Всё - чтобы донести до зрителя уникальную в своём роде мысль, что жить и любить – это главное. В аттракционе трюизмов Грея можно встретить также: общение с женой через видеосообщения, фотографии детей, скупую мужскую слезу (и не одну).

Общее отсутствие действия и выхолощенные длинные планы в исполнении Хойте ван Хойтема напоминают о снятом им же «Интерстелларе» и (снова) «Космической Одиссее». Если у Тарковского были листики, воспроизводящие шум деревьев, парящий Брейгель и всепоглощающая инаковость в образе «океана», то Грей нам предлагает целые комнаты, имитирующие земную природу, черно-белые кинофильмы и изображения иных миров, выглядящих слишком знакомо, чтобы казаться принципиально необычными.

Зрителя беспощадно шпигуют нотациями на любой вкус: архаичными (о том, что семья важнее карьеры, что потратить жизнь на что-то более амбициозное, нежели детские памперсы, недостойно) и вполне себе остросоциальными (о том, что токсичная маскулинность больше не возбуждает).
Финальным аккордом вступает пространная аллегория об упорстве - очередная б/у-субстанция, которую пытаются скормить зрителю, предварительно окутав в космическую обёртку. Видимо, чтобы оправдать претенциозное название ленты и, конечно же, философский размах.

В общем, на фильме дышать оказывается не легче, чем в открытом космосе: в безвоздушном пространстве вселенной Джеймса Грея слишком высока концентрация токсичного пафоса. Впрочем, будем исходить из презумпции невиновности автора и скажем, что человек, дебютировавший в своё время фильмом «Маленькая Одесса», вряд ли был так уж серьезен к своей новой работе.

Анна Стрельчук,InterMedia

Фото: постер к фильму