На выставке NAMM Musikmesse научили зарабатывать на музыке
Лекция «Современная музыкальная индустрия и монетизация записей» состоялась в рамках программы MuzzLab 2.0 музыкальной выставки NAMM Musikmesse в Сокольниках 13 сентября 2019 года. В качестве спикера выступил главный эксперт информационного агентства InterMedia Александр Тихонов.
Прежде всего, спикер отметил, что любую музыку можно подразделить на три категории: хорошая, плохая и коммерческая. Затем докладчик напомнил, что основной формой существования музыкального искусства является фонограмма – от момента появления первой грампластинки в конце XIX века и до наших дней. Углубившись в историю, Александр Тихонов рассказал, что в России граммофонные записи появились в 1898 году, а первый договор между лейблом и исполнителем был подписан несколько лет спустя: популярный в то время певец Николай Большаков отдал фирме грамзаписи права на все свои песни за 100 рублей.
Затем автор лекции заметил, что примерно в то же время возникла и главная проблема музыкального рынка – пиратские записи, и продемонстрировал контрафактную пластинку 1902 года. По мнению эксперта, на данный момент контрафакт составляет около 99% современного музыкального рынка, из-за пиратов зарабатывать на музыке очень сложно. Александр Тихонов привел любопытную статистику: 5 из 10 артистов, подписавших контракт с лейблом, оказываются убыточными, трое едва окупают расходы, один имеет небольшую прибыль и еще один зарабатывает столько, что покрывает убытки от остальных коллег.
В России до последнего времени основной формой существования музыки был компакт-диск: в декабре 2019 года индустрия компакт-дисков отметит свой 30-летний юбилей. Спикер продемонстрировал, как оформление CD используется в рекламных целях: на голографической обложке альбома группы «Ю-Питер» «Биографика» лидер группы Вячеслав Бутусов подмигивает поклонникам.
Затем лектор перешел к сравнительно новой форме существования музыки – рингтонам и рингбэктонам.
- У Эндрю Ллойда Уэббера есть свой остров в Средиземном море, потому что он очень талантливый композитор и у него очень хороший менеджмент. В России до островов пока не дошло, но не так давно одно известное российское музыкальное издательство реализовало 3 175 562 рингтонов, за что потребители заплатили 2 982 646 долларов 72 цента. Гонорар, выплаченный композитору – автору рингтонов, составил 130 008 долларов 81 цента, это сумма за год. Другой композитор, из Оренбурга, получилза создание рингтонов29 128 долларов 34 цента. Максимальная сумма, выплаченная соавтору композитора, составила 1 454 доллара 60 центов. Вот такие суммы получают некоторые музыканты, - заметил г-н Тихонов.
Эксперт подчеркнул, что для понимания перспектив заработков на современном рынке надо понимать одну важную вещь: век новой музыки крайне быстротечен, жизнь песен стала намного короче. По словам эксперта, неплохой доход авторам могут принести стриминговые платформы – некоторые авторы получают от них по 2-5 тыс. долларов. В целом заработок артиста сейчас складывается из стриминга, живых концертов, коллективного управления правами. В последнем случае артисту и автору очень помогают РАО, ВОИС и РСП.
Далее спикер перешел к анализу других способов заработка в музыкальной индустрии. Он подробно остановился на рынке рингбэктонов (мелодиях, которые играют на мобильных телефонах вместо гудка) – единственной сфере музыки, которая, как подчеркнул аналитик, недоступна для пиратов. Ее годовой оборот в России составляет 6 млрд рублей, средства распределяются между автором, исполнителем и продюсером фонограммы.
Среди других инструментов доходности и продвижения г-н Тихонов отмечает краудфандинг – народное финансирование, позволяющее собрать деньги на запись альбома и получить объективную оценку своего творчества.
В заключение лектор отметил, что монетизация творчества возможна только в том случае, если у исполнителя есть хит – в противном случае система не будет работать. Эксперт вдохновил слушателей примером Консуэло Веласкес – человека, не причастного к музыкальной индустрии, но написавшего «Besame mucho» и получившего всемирную известность.
Подводя итог, Александр Тихонов напомнил собравшимся, что рынок, в том числе и музыкальный, развивается и меняется очень быстро, и очень важно отслеживать эти изменения и правильно их интерпретировать.
Денис Ступников, InterMedia
Творчество Shaman, «Любэ» и Олега Газманова собираются включить в школьную программу
Министерство просвещения РФ поддержало инициативу о включении в учебную программу школьных уроков музыки изучения творчества патриотических коллективов и исполнителей, выдвинутую депутатом Госдумы Сергеем Колуновым. Он предложил включить в школьную программу творчество группы «Любэ», Олега Газманова и Ярослава Дронова, известного как Shaman.
- Мою инициативу с предложением включить в учебную программу школьных уроков музыки изучение современных патриотических композиций Минпросвещения поддержал, - приводит слова Колунова РИА «Новости.
По словам депутата, теперь совместно с экспертным и родительским сообществами будет прорабатываться список таких исполнителей и композиций. В этом списке точно будут «Любэ», Газманов и Shaman.
Ранее Shaman был признан самым востребованным артистом в России. Рейтинг составил сайт «КП» на основе анализа гастрольных графиков музыкантов и заполняемости залов. По итогам 2024 года безоговорочным лидером оказался певец Shaman, давший 90 концертов и неизменно собирающий аншлаги в самых больших залах России.
Сергей Соседов поздравил Валерия Леонтьева с завершением карьеры
Музыкальный критик и ведущий Сергей Соседов поддержал решение Валерия Леонтьева уйти со сцены. В интервью News.ru, он выразил уверенность, что певец найдет, чем ему заняться.
- Решение Валерия Леонтьева завершить карьеру я считаю правильным, это нужно было сделать. Он выступал более чем достаточно. Сегодня у него день рождения. Я поздравляю Валерия Леонтьева с юбилеем, — сказал Соседов.
Журналист отметил, что для эстрадного исполнителя важен возраст. К тому же в отличие от актеров, которые могут исполнять различные роли, для певца непозволительно выходить на сцену в плохом состоянии и при упадке сил. Сергей Соседов добавил, что видел «ужасные примеры» этого в российском шоу-бизнесе в последнее десятилетие.
Ранее продюсер Иосиф Пригожин одобрил решение Валерия Леонтьева уйти со сцены. Он рассказал, что уважает решение Леонтьева покинуть сцену и считает его правильным. Пригожин отметил, что многие певцы хорошо понимают, когда необходимо завершить музыкальную карьеру.
Иосиф Пригожин одобрил уход Валерия Леонтьева со сцены
Продюсер Иосиф Пригожин одобрил решение Валерия Леонтьева уйти со сцены. В интервью News.ru продюссер рассказал, что уважает решение Леонтьева покинуть сцену и считает его правильным. Пригожин отметил, что многие певцы хорошо понимают, когда необходимо завершить музыкальную карьеру.
- Вспоминая уход Муслима Магомаева, который завершил карьеру в хорошей форме, мы понимаем, что человек сам чувствует, когда приходит пора уходить, - сказал Иосиф Пригожин. - Для Иосифа Кобзона, например, пение было смыслом жизни. И когда он не смог больше выходить на сцену, для него все потеряло смысл.
По словам продюсера, сцена – это храм для артиста.
- И я могу сказать, что Валерий Леонтьев достойно отслужил сцене и зрителям, - добавил Иосиф Пригожин. - Сейчас он решил, что пора уходить. Это связано со многими вещами. Я уважаю его решение и считаю его правильным.
Пригожин отметил, что для певца здоровье так же важно, как и для спортсмена, особенно его вокальная форма, которую не всегда удается поддерживать.
- Конечно, Валерий Яковлевич для своего возраста выглядит очень круто. Он поистине заслуживает звания народного артиста, — заключил продюсер.
Ранее клавишник группы Yes Рик Уэйкман объявил о скором прекращении гастрольной деятельности. Сейчас музыкант готовится к прощальному туру. На концертах он планирует сыграть ретроспективу лучших вещей, показать несколько сюрпризов.