Рецензия на фильм «Мертвые не умирают»: О зомби для зомби
Оценка: 7 из 10
Фильмом открытия Каннского кинофестиваля в 2019 году стала картина Джима Джармуша «Мертвые не умирают». В главных ролях: Билл Мюррей, Адам Драйвер, Тильда Суинтон, Хлоя Севиньи, Стив Бушеми, Селена Гомес и др.
Новый фильм Джима Джармуша «Мертвые не умирают» – это неудачное жанровое кино. И как зомби-апокалипсис, и как комедия, и как их сочетание. Но была ли картина «Выживут только любовники» новым «Дракулой» Тода Броунинга, а «Пёс-призрак» или «Вне закона» – каноничными криминальными боевиками вроде «Большого куша» Гая Ричи? Очевидно, что нет. Но скажем больше – фильм Джармуша неудачен даже как авторское кино в классическом его понимании. В нем есть и топорные метафоры про общество потребления, и прямолинейные киноцитаты и референсы в большом количестве (к примеру, на законодателя жанра «зомби-хоррор» Джорджа Э. Ромеро), и самый что ни на есть классический для зомби-фильма сюжет. Ничего не разрушается и не создаётся, ничего не деконструируется. Зато есть преувеличенная, почти раздражающая цикличность и типичный для Джармуша повсеместный принцип рефрена, повторы и круги (некоторые кадры и диалоги воспроизводятся совершенно без изменений), ну и бесконечная присказка «Это все плохо закончится». Автор прямо-таки пророчески предсказывает последующее неодобрение своей картины.
Вызвавший восторг многих зрителей и критиков каст – в лице Тильды Суинтон, Билла Мюррея, Адама Драйвера и остальных – абсолютно не удивляет: никто ни на толику не выпадает из своего обычного амплуа. Тильда Суинтон такая же холодная, загадочная и инопланетная, какой она была в «Любовниках». Здесь, правда, она уже буквально «инопланетная» (а ещё она ловко размахивает катаной, живет с двумя трупами, увлекается экстравагантным мейкапом и программированием), но это детали. Она, как и в реальности, шотландка (актриса происходит из древнего шотландского рода), и даже имя ее персонажа – Зельда Уинстон рифмуется с Тильдой Суинтон. Адам Драйвер – все тот же недотепа с самобытным взглядом на мир, нелепым поведением и ошарашенным выражением лица, каким он был, например, в «Патерсоне». Джармуш и здесь иронизирует, оставляя ему фамилию от предыдущей роли (молодого полицейского зовут Ронни Петерсон). Стив Бушеми снова в роли типичного американца-пролетария из глубинки: таким он был у Коэнов в «Фарго», в «Большом Лебовски», да и у самого Джармуша. Его радикально консервативные взгляды хулигански подчеркиваются кепкой с надписью «Сделаем Америку снова белой», что, к слову, не смущает его собеседника – чернокожего лавочника Хэнка (Дэнни Гловер) – в одной из сцен. Ну а Билл Мюррей, кажется, просто Билл Мюррей, с типично невозмутимым лицом. Даже на церемонии открытия Каннского фестиваля он вёл себя точно так же (допустимо, конечно, что он не вышел из роли, но спорно).
Сближение персонажей и реальных актеров подчеркивается не слишком оригинальным сломом четвёртой стены, что в совокупности с рассыпающимися в пыль головами зомби вообще напоминает кинокомикс в духе «Мстителей» или «Дэдпула». Жаль, конечно, что все это куда более скучно, заунывно и предсказуемо.
Возможно, Джармуш просто сошёл с ума на почве собственного успеха, и все, что ему остаётся – это заниматься самолюбованием и китчем? Или все-таки есть надежда на реанимацию репутации его последнего творения?
Пожалуй, что так. Ведь просто как кинопроизведение, не жанровое и не авторское, оно весьма экстраординарно (хочется даже добавить: «в своей ординарности»). Картина словно говорит: «Вы ждали фильм про зомби от Джима Джармуша со звёздным кастом? Получите!»
Действие происходит в маленьком американском городке, по своему антуражу похожем на «Твин Пикс», с одной закусочной и одним полицейским участком. О культовом сериале Линча напоминает здесь и отшельник Боб – лесное существо как будто бы прямиком из Чёрного Вигвама (Том Уэйтс).
Посреди всей этой линчеанско-джармушевской эстетики полицейские Клифф Робертсон, Ронни Петерсон и Минди Моррисон (Билл Мюррей, Адам Драйвер и Хлоя Севиньи) начинают наблюдать странные знаки и явления. Электронные девайсы выходят из строя, связь барахлит, куда-то исчезла ночь, домашние животные буквально озверели, а новости полны противоречивых объявлений о том, что Земля сошла со своей оси, но этому верить нельзя – выглядит как очевидный политический ход.
В конце концов, мир окончательно сходит с ума, и мертвые начинают подниматься из могил. О том, что это произойдёт, нам намекает не только трейлер и название фильма, но и одноименная фильму песня «The Dead Don‘t Die» Стерджила Симпсона в автомобильном приемнике, специально заказанная артисту Джармушем. Атмосферы добавляет как всегда замечательное музыкальное сопровождение самого режиссера и его группы SQÜRL.
Итак, зомби нападают. Их поведение, конечно, не отличается от стандартного для жанра поведения зомби. Нелепые полузастывшие позы, медленное перемещение по ночному городу в поисках свежей плоти и так далее. Опять же, из-за своей гипертрофированной трафаретности мертвецы совершенно не пугают, а даже вызывают смех. Акцент делается на том, что они тянутся к вещам, которые любили при жизни.
Ну и естественно, «это все плохо закончится», что мы узнаем ещё до развязки благодаря диалогу между то ли Адамом и Биллом, то ли Ронни и Клиффом – уже не ясно, ведь границы между реальностью и фильмом стерты (как бы это курьёзно ни звучало для зомби-апокалипсиса).
Джим Джармуш уже не в первый раз играет с мидлкультурой, объединяя авангардное кино и продукты массового потребления в своих произведениях. Здесь, правда, разница в том, что массовое как бы стоит за всем этим, хаотично проступая на поверхность. Возможно, именно поэтому фильм воспринимается немного рвано.
Все повествование – сплошь автоматизированные практики и бессознательно укоренённые убеждения самого зрителя, которые показываются и озвучиваются героями. И все это действительно выглядит примерно так же нелепо, как заявление, что Зельда Фицджеральд – жена Гэтсби. Но ведь, если задуматься, это кино о нас самих. Причём не простая критика современного общества потребления, а хирургическое вскрытие и художественное воплощение на экране нашей пустой архетипичной изнанки.
Так, на самом деле, «Мертвые не умирают» – это фильм о зомби для зомби.
Габитус (то есть привычка, поведение) – внешний и внутренний – вот что является своеобразной точкой отсчёта для Джармуша. Зомби, тяготеющие к тому, что они любили при жизни, будь то кофе, ксанакс или шардоне – это очищенная от всего бессознательная привычка потреблять. И так как для габитуса характерна ярко выраженная связь с телом, он же и «вшит» в тело фильма. Отсюда эта неповоротливость и гиперболичность картины, которая, как кажется, на самом деле содержательнаи говорит нам о нас самих - о том, что нам нравится и что мы предпочитаем неразумно и безостановочно поглощать. В том числе и в кино.
Анна Стрельчук, InterMedia
Аарон Тейлор-Джонсон может стать новым Джеймсом Бондом
Британский актер Аарон Тейлор-Джонсон получил предложение взять на себя роль Джеймса Бонда в новых фильмах популярной франшизы. Как сообщает Sun со ссылкой на осведомленные источники, подписание контракта и официальное объявление может состояться уже до конца марта 2024 года.
По данным инсайдеров, еще в марте 2023-го Аарон прошел кинопробы в Pinewood Studios с боссом «бондианы» Барбарой Брокколи и произвел на нее самое благоприятное впечатление. Она дала понять, что хочет, чтобы именно он был новым агентом 007 в ближайшие 15 лет.
33-летний актер известен по ролям в фильмах «Стать Джоном Ленноном», «Пипец», «Анна Каренина», «Под покровом ночи», «Быстрее пули» и др. В 2024 году должны выйти еще три картины с его участием – «Каскадёры» Дэвида Литча, «Носферату» Роберта Эггерса и «Крэйвен-охотник». В случае, если информация подтвердится, Тейлор-Джонсон станет седьмым исполнителем роли британского шпиона в истории.
- Я нахожу очаровательным и чудесным, что люди видят меня в этой роли. Я воспринимаю это как большой комплимент, - прокомментировал слухи сам Аарон.
Недавний опрос, проведенный в Британии, показал, что зрительским фаворитом на должность Бонда по-прежнему остается Идрис Эльба (который отказался даже участвовать в кастинге и по возрасту не подходит для роли). Среди других возможных претендентов называли Тома Харди, Майкла Фассбендера, Реге-Жана Пейджа, Генри Кавилла, Джеймса Нортона, Тео Джеймса и недавно получившего премию «Оскар» за главную роль в фильме «Оппенгеймер» Киллиана Мёрфи (чью кандидатуру поддержал и один из бывших Бондов – Пирс Броснан). Примечательно, что недавно появились и слухи о том, что создатель «Оппенгеймера» Кристофер Нолан заинтересован в режиссерском кресле франшизы.
Продюсер «бондианы» Барбара Брокколи ранее призналась, что выбор замены последнем исполнителю роли агента 007 Дэниэлу Крейгу займет много времени:
- Это важное решение. Это не просто подбор роли. Речь идет о полном переосмыслении того, куда мы движемся дальше.
Драма «Туман» с Ольгой Красько и Евгением Харитоновым выйдет в российский прокат в апреле
Трейлер психологической драмы «Туман» представила 19 марта 2024 года кинокомпания Base Development. Это первая полнометражная игровая картина режиссера-документалиста Наталии Гугуевой. Главные роли исполнили Ольга Красько, Евгений Харитонов, Валерия Репина, Денис Бондаренко, Олег Кассин, Кирилл Крошман-Климов, Олег Бойко, Екатерина Ефимова.
По сюжету, кинооператор Настя отправляется на труднодоступную метеостанцию вместе с метеорологом Андреем, чтобы самостоятельно расследовать исчезновение со станции семейной пары метеорологов. В результате она понимает, что Андрей причастен к этой трагедии. Но и Андрей вдруг обнаруживает связь Насти с исчезнувшими людьми…
Действие картины происходит на труднодоступной северной метеостанции. Фильм действительно снимался на Кольском полуострове на действующей метеостанции, которой уже более 130 лет.
— Наш фильм «Туман» — это история любви, ненависти, вины и прощения между самыми близкими людьми, - говорит режиссера Наталия Гугуева. - Природа в нашем сценарии является одним из персонажей фильма. Мы старались создать в кадре ощущение документальности происходящего. Для меня было важно погрузить всю съемочную группу в условия жесткой арктической среды. Создать образ острова, находящегося вдали от цивилизации. Именно на острове, вдали от всех коммуникаций герои фильма глубоко погружаются в свой внутренний мир, пытаясь понять и разрешить свои самые важные и мучительные проблемы жизни.
Оператором-постановщиком фильма стал Шандор Беркеши («14+», «Зулейха открывает глаза», «Дети Арбата»), музыку написал Антон Силаев («Земля Эльзы», «Снегирь»), художественным руководителем проекта выступил Сергей Урсуляк.
Фильм принял участие в нескольких российских («Сталкер», «Золотой ворон» и др.) и зарубежных фестивалях, получил спецдиплом Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России, приз «За лучшую режиссуру» на Asti Film Festival (Италия, Асти), спецприз жюри на ArianoInternational Film Festival (Италия, Ариано-Ирпино), пять призов жюри на Imagineindia International Film Festival (Испания, Мадрид).
В российский прокат «Туман» выходит 11 апреля. Специальные показы картины с участием Наталии Гугуевой пройдут в Москве 9 апреля в кинотеатре «Пионер», в Санкт-Петербурге 10 апреля в кинотеатре «Родина» и 11 апреля на «Ленфильме», а также в Мурманске (3 апреля) и Красноярске (16 апреля).
Никита Панфилов станет таджикским дворником в «Лепиле»
Съёмки остросюжетного детектива телеканала НТВ «Лепила» стартовали в Москве в середине марта 2024 года. В центре истории – выдающийся хирург Сергей Рашидов. Обвинения в наркоторговле вынуждают его бежать из Таджикистана в Россию и начать жить под именем простого дворника Джуры. Главную роль в сериале исполнит Никита Панфилов, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе телеканала. В сериале также снимаются Сергей Борисов, Роман Грибков, Иван Моховиков, Анастасия Сапожникова, Стас Беляев, Самад Мансуров, Даниил Толстых, Евгения Синицкая, Джалил Асретов и др.
Сергей Рашидов – успешный молодой хирург. У него налаженная, счастливая жизнь. Но всё резко меняется, когда в его квартиру врывается спецназ Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Таджикистана. Рашидова задерживают по обвинению в наркоторговле. Его жена Марина (Евгения Синицкая) обращается за помощью к полковнику Азизу (Самад Мансуров), не подозревая, что он причастен к криминальному бизнесу. В камере Рашидов знакомится с террористом Ахатом (Джалил Асретов) и становится невольным участником его побега из-под стражи, однако вернуться домой он не может. Единственный выход – бежать в другую страну и жить под чужими документами. Так, врач Сергей Рашидов из Душанбе становится простым московским дворником Джурой.
- Мой персонаж Сергей – врач из ближнего зарубежья, который потерял всё в своей жизни и дошёл до самого дна, - рассказал Никита Панфилов. - Он слабый человек, но жизненные обстоятельства начинают его достаточно сильно менять. Подобной роли у меня не было давно, поэтому я с большим интересом погрузился в неё.
Никита Панфилов уже играл врача в другом сериале НТВ «Акушер».
- Некоторые навыки из него мне пригодились, например, я научился шить одной рукой, - говорит актер. - Но врачебная деятельность в «Лепиле», на мой взгляд, стоит на втором плане. А на первом – именно жизненные перипетии Сергея. Он, кстати, не единственный главный герой в этом проекте, за линиями других персонажей тоже будет интересно наблюдать. С режиссёром Денисом Карро это уже наш третий совместный проект. Он способен найти подход к каждому актёру, собрать коллектив и сделать хорошее, качественное кино.
Во время утренней уборки территории Джура находит раненого бандита по кличке Конрад (Сергей Борисов). Преисполненный врачебным долгом, Рашидов оказывает ему первую помощь, а после тайно лечит в своей дворницкой. Об обстоятельствах перестрелки становится известно сотруднику убойного отдела майору Алёшину (Даниил Толстых), а конкурент Конрада – лидер преступной группировки, владелец ночного клуба «Сицилиано» по прозвищу Лаки (Роман Грибков) – узнаёт, где находится сам Конрад. Опасаясь мести, Лаки решает подорвать автомобиль конкурента и найти и наказать врача, оказавшего помощь Конраду.
- Действие картины происходит в Москве, а иногда во флешбэках герой вспоминает Таджикистан, - говорит режиссер Денис Карро. - Снимаем мы в Москве и Подмосковье, так удобнее для производства. Большая часть локаций уже выбрана, сейчас идёт параллельная работа по подбору оставшихся.
Ранее сообщалось о завершении съемок драмы «Точка ноль» о врачебном долге и самоотверженности с Мариной Александровой в главной роли. 18 марта 2024 года создатели сериала показали первую тизер-сцену. В ней героиня Александровой находит собачий ошейник на свалке мясокомбината.