Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

24.05.2019
23.05.2019
Еще 10 новостей

Рецензия: плейлист «Русский хип-хоп 90-х»

02.05.19 05:24 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия: плейлист «Русский хип-хоп 90-х»

2019, Яндекс.Музыка

Оценка: 7 из 10

Русский хип-хоп 90-х - весьма интересное явление природы, и очень хорошо, что появился плейлист, иллюстрирующий первые шаги жанра, за успех которого в России тогда никто не дал бы и ломаного цента. «Перворэперы» были шумны, наглы, амбициозны - и крайне малочисленны. Термины «шумны, наглы и амбициозны» вполне применимы и к нынешнему поколению хип-хоп-музыкантов - с той лишь разницей, что в 90-е их крики и мнения можно было игнорировать. Рэперы в этой неритмичной стране воспринимались как курьёз, а споры между представителями разных течений относительно того, кто «первый на трассе», - как бои местного значения. Геополитический гимн «Война», записанный мощной командой тогдашних звёзд, вместо активного обсуждения вызвал разве что пожимание плечами.

Представленный плейлист довольно точно воссоздает атмосферу разброда и шатаний, смешивая в одной звуковой дорожке Богдана Титомира и Дельфина, Михея и «Кирпичей», Влада Валова и «Касту». Не все из перечисленных даже считали свою музыку хип-хопом - но так уж получается, что разговор о странном, бардачном и почти обходящемся без мата русском рэпе 90-х без них обойтись не может.

Главным энтузиастом и пропагандистом русскоязычного хип-хопа тогда был Влад «Шефф» Валов, который просит называть себя основоположником жанра. На сборнике есть несколько вещей его разных проектов, позволяющие понять, почему, собственно, с теоретически подкованным Владом не соглашаются другие основоположники. Дело в том, что песенный вклад Шеффа в отечественную поп-культуру оказался не столь весомым. Всё наследие его группировки Bad Balance уступает единственной песне «Сука-любовь» одного из участников Bad Balance - Михея. «Сука-любовь», правда, совсем не рэп, но она помогла жанру, показав аудитории, что рэперы могут создавать мелодичные хиты.

Не был рэпером и Богдан Титомир - он был поп-артистом, использующим модные формы речитативные и танцевальные: «Делай как я» осталась в истории как пример и хита 90-х, и курьёза одновременно. Тогда рэперы не стеснялись быть несерьёзными и смеяться над собой. Что не было понято публикой, привыкшей к серьёзным текстам рокеров и подходу поп-артистов, сознательно стремившихся своими песнями заработать серьёзные деньги. Поэтому и «Термоядерный джем» с песней о путанице между рэперами и рапиристами не пробился в звёзды, и Мистера Малого с его «Буду пагибать малодым» ругали почём зря. А сейчас переслушиваешь - ну смешная же штуковина, весёлая.

Вряд ли относили себя к рэпу петербургские рокеры «Кирпичи», чей лидер Вася Васин придумал читать ироничный речитатив. Дельфин начитывал свои тексты, поскольку петь не умел, а музыкальное обрамление черпал из инди, электроники и альтернативы. Но тоже, получается, внёс важный вклад в формирование того жанра, который через полтора десятка лет станет чуть ли не самым популярным в стране. А вот группа «Каста» в начале нулевых заставила автора этих строк поверить в то, что русский рэп - это серьёзно и важно. Но в 90-е ростовчане только копили силы - и сборник это, как и многое другие успехи и неудачи, бесстрастно фиксирует.

Алексей Мажаев, InterMedia