Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

17.02.2019
16.02.2019
15.02.2019

Рецензия на фильм «Затерянные во льдах» *****

09.02.19 17:36 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия на фильм «Затерянные во льдах» *****

Режиссер: Джо Пенья. В ролях: Мадс Миккельсен, Мария Тельма Смарадоттир. В широкий прокат фильм выходит в России 21 февраля 2019 года.

Пилот Овергард потерпел крушение в арктической пустоши. Он отчаянно борется за жизнь – научился справляться с холодом и охотиться, чтобы прокормить себя. Единственные живые существа вокруг – рыбы и белый медведь. Овергард живет по часам, чей писк постоянно сообщает ему, что пора проверить удочки, вытоптанные буквы SOS (не замело ли их снегом) или вновь начать посылать сигнал по рации. Однажды рация оживает, но это не приносит спасения. Прилетевший вертолет из-за погодных условий тоже терпит крушение: из двух пилотов в живых остается только девушка, да и та сильно ранена и находится без сознания. Овергард решает перенести ее вместе с припасами к себе. Среди вещей он находит карту местности – оказывается, в двух днях ходьбы есть станция. Но стоит ли пытаться до нее добраться, если у тебя на руках раненая девушка, а у самого – почти отмороженные конечности?

Говорят, что показ фильма «Затерянные во льдах» на Каннском кинофестивале вызвал длительные зрительские овации. Это прекрасный бенефис Мадса Миккельсена, которого широкая публика отлично знает по злодейским ролям в «Казино «Рояль», «Докторе Стрэндже» и, конечно же, «Ганнибале», а узкая – по фильмам «Михаэль Кольхаас» и «Охота», принесшим актеру по-настоящему серьезные награды.

Совершенно не такого ждешь от режиссера-новичка (и сценариста по совместительству) – в карьере Джо Пеньи ранее были только короткометражные фильмы да клипы. Однако некоторая клиповость съемок ничуть не портит картину, а наоборот, лучше раскрывает историю, в которой жизнь персонажа расписана по часам, а неожиданности очень редки и не всегда приятны. К этому надо добавить идеально правильный, четко выстроенный сценарий, устроенный по принципу «проблема – решение – столкновение с новой проблемой».

Фильмы одного актера про выживание перестают быть чем-то уникальным. В «Не угаснет надежда» персонаж Редфорда погружался во флэшбеки, в «127 часов» Дэнни Бойла воспоминания помогали главному герою держаться. Но «Затерянные во льдах» – кино максимально суровое. Все происходит только здесь и сейчас, прошлое и бэкграунд просто перестают существовать, поскольку никак не могут помочь процессу выживания в Арктике. Напарник Овергарда погиб, но мы даже не узнаем, что именно с ним случится – главному герою не до того, чтобы рассказывать истории, да и слушать их здесь тоже некому.

Окружающая жизнь сурова, но подчинена. Однако, когда в жизни главного героя появляется еще один человек, о котором надо заботиться, привычная стабильность рушится. Мадс неожиданно показывает огромный спектр эмоций, который вначале от такой картины просто не ждешь – страх, сочувствие, сомнение, тоска. Огромная доля чувств выражается только позами, жестами и глазами – большая часть лица у героя закрыта шапкой и шарфом.

Пока герой стремится всеми силами выжить и спасти девушку, режиссер берет на вооружение приевшееся высказывание «Живем вместе – умираем поодиночке». Обычно, когда оно произносится, акцент делается на последней части. Но Джо Пенья не просто переносит акцент на первую половину – он словно выворачивает эту мысль наизнанку, показывая совсем другую реальность – ту, где необходимо не только жить вместе, но также вместе можно жертвовать, страдать, бояться и умирать.

Павел Соломатин, InterMedia