Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

19.04.2019
18.04.2019

Рецензия: «Т-34». Для тех, кто в танке ***

24.12.18 16:04 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия: «Т-34». Для тех, кто в танке ***

Военная драма «Т-34» выйдет в российский прокат 1 января 2019 года. Режиссер: Алексей Сидоров. В ролях: Александр Петров, Виктор Добронравов, Антон Богданов, Ирина Старшенбаум и другие.

Когда осенью 1941-го враг вплотную подступал к Москве, младший лейтенант Николай Ивушкин (Александр Петров) сумел без потерь доставить полевую кухню на передовую под шквальным огнем. Отчаянного бойца немедленно назначили командиром изрядно поредевшего танкового взвода. Ивушкин оправдал доверие в первом же бою, начисто разгромив в неравной схватке танковую дивизию голубоглазого арийца Клауса Ягера (Винценц Кифер).

К сожалению, это кровопролитное сражение не обошлось без потерь и для нашей стороны. Вместе с механиком-водителем Василенком (Виктор Добронравов) попал в плен и Ивушкин. Он протомился в концлагерях аж до лета 1944 года, но тяжелые испытания не сломили бойца: даже оборванный, заросший и исхудавший он умудрялся наводить на фашистов неподдельный ужас. И те в итоге нашли ему применение. В какой-то момент Ягеру понадобилось срочно сформировать элитное танковое подразделение для нового броска на Москву, и он не придумал ничего лучше, чем обратиться к непокорному Ивушкину и использовать его то ли как расходный материал, то ли как таран в предстоящей операции. А уж тот не стал упускать свой шанс.

Если вы хотите найти подоплеку происходящих в «Т-34» событий в анналах истории, бросьте это бессмысленное занятие. Соблюдая какое-никакое правдоподобие в завязке фильма (хотя наивная попытка Ивушкина срубить на подступах к осажденной Москве деревянный указатель на… Берлин не может не показаться развесистой клюквой), создатели фильма в итоге дают волю своей неукротимой фантазии. Больше всего по душе фильм должен прийтись «тем, кто в танке» - то бишь фанатам компьютерных «танчиков». Кто, если не они, останутся в восторге от летающих в замедленной съемке снарядов и напряженного Александра Петрова, полфильма смотрящего в прицел и отдающего отрывистые команды?

В то же время, в фильме легко заметить некие отправные точки, от которых отталкивался режиссер и сценарист Алексей Сидоров. Полигон Ордурф, который Ягер надеется превратить в центр подготовки матерых танковых подразделений, действительно находился по соседству с концлагерем. К тому же именно там, по легенде, проводились секретные эксперименты, связанные, правда, с ядерными испытаниями. Крайне достоверно в фильме воссоздано советское подмосковное сельцо Нефедово – и даже сиротливо торчащая колокольня православного храма, разрушенного явно не фашистами, является очень точной приметой той противоречивой эпохи.

Кстати, именно религиозные аллюзии фильма наводят на мысли о том, что при съемках Сидоров мог руководствоваться известной книгой «Чудеса на дорогах войны». Прямо скажем, не самый плохой источник для вдохновения, тем более картине «Т-34» присущ ярко выраженный примирительный пафос. Едва ли не впервые за последние лет пять в российском кино немецкие оккупанты (а точнее – действительно самые достойные из них) показаны не безликой «силой темною» и не рефлексирующими хлюпиками, а достойными противниками, волею судеб оказавшимися по другую сторону баррикад. Да и смешно изъясняющийся на мове механик Василенок наглядно доказывает, что и с другими нашими антагонистами делить нам, по большому счету, нечего.

Денис Ступников, InterMedia