Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2018
09.12.2018
08.12.2018
07.12.2018

Андрей Бусаргин (Group-IB): «Если мы оставим на долгосрочную перспективу борьбу с пиратством, то сейчас не останется качественного контента и кинобизнеса вообще»

06.12.18 12:58 Раздел: Кино Рубрика: Дайджест
Андрей Бусаргин (Group-IB): «Если мы оставим на долгосрочную перспективу борьбу с пиратством, то сейчас не останется качественного контента и кинобизнеса вообще»

ОБ ИНТЕРНЕТ-ПИРАТСТВЕ В РОССИИ

— Квотирование, на мой взгляд, повредит отрасли потому, что у «пиратов» никакого квотирования не будет, это их конкурентное преимущество. Участники дискуссии много говорили о выделении денег на съемки, я же, в свою очередь, считаю, что первостепенная задача поддержки киноиндустрии (в том числе и российской) — борьба с пиратством. Это единственный драйвер роста для кино, т.к. сейчас идет борьба за время пользователя. Люди могут выбирать, чем им заниматься в свободное время: смотреть Instagram, Youtube, ivi, пойти в офлайн-кино или к «пиратам». Генеральный директор онлайн-кинотеатра Megogo Виктор Чеканов меня поправил, что онлайн-кинотеатры, в том числе и пиратские, конкурируют еще и с такой категорией как «сон». Емкость рынка почти вся освоена. Объем рынка интернет-пиратства в России за 2017 год вырос на 21% по сравнению с 2016 годом и достиг 85 млн долл. В 2018 году рост, по скорректированным прогнозам, будет не таким большим, потому что все, кто хотел, уже давно купили гаджеты с безлимитным интернетом, а свободного времени у людей не становится больше. Сейчас развернется борьба за зрителя — кто, где и какой контент будет потреблять.

О МЕТОДАХ РАБОТЫ «ПИРАТОВ»

— Я рассказывал про такой B2B-сервис, как пиратские CDN —они предоставляют «пиратам» готовую инфраструктуру по доставке контента, базу контента и монетизацию. Если раньше пиратам приходилось тратить значительные ресурсы на составление базы видео и фильмов для размещения их на портале, то появление CDN-сервисов дает возможность быстро и просто заполнять страницы сайта разноплановым видеоконтентом хорошего качества. Подобный сервис позволяет любому желающему быстро войти на этот рынок и стать полноценным «пиратом». Такие B2B-сервисы сотрудничают с группировками CAMRip, которые записывают контент в кинотеатрах, именно для того, чтобы первыми получить копию и разместить там (вшить) рекламу казино: бегущей строкой, закадровым голосом и т.д. Потому что, где бы этот контент потом не распространялся, он будет с уже «вшитой» рекламой. Т.к. казино в этом заинтересованы, они спонсируют группировки CAMRip.

О СПОСОБАХ БОРЬБЫ С ПИРАТСТВОМ

— Судебные блокировки пиратских сайтов не очень эффективны. Можно же попробовать с «пиратами» договариваться. Если кто-то предложит больше денег, чем онлайн-казино (как, например, START.ru), то этот легальный сервис может оказаться во всей рекламе у «пиратов». Можно точечно бить по «экономике»: трафику, монетизации. Но все эти меры не очень сильно будут влиять на нелегальный рынок, на приток желающих заниматься пиратством потому, что эта деятельность не несет серьезных рисков, это неопасно. А вот если «пиратам» за их незаконную деятельность будут «светить» уголовные меры и появятся реальные кейсы с вынесением приговоров и посадками в тюрьму, то, даже несмотря на большой заработок, люди переключатся на что-то другое, более безопасное для себя.

О ПРОСВЕЩЕНИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

— Пару лет назад мы проводили исследование, согласно которому лишь 20% пользователей легально потребляют контент, 20% никогда не будет легально потреблять, а 60% не определились. Сейчас ситуация, возможно, изменилась, но больше половины пользователей не понимают, что они потребляют контент нелегально, что есть легальная альтернатива. Они не готовы много платить и, если им будет трудно найти контент, они вообще перестанут его смотреть, и будут ждать, пока покажут по телевидению, или когда он появится по низкой цене, по подписке или бесплатно. Своей работой и исследованиями мы все-таки косвенно влияем на аудиторию, хотя это не наша прямая задача. Если люди не задумываются или не понимают, что они делают, мы сделаем так, чтобы им трудно было найти «пиратку» и все работающие ссылки вели только на легальный сервис или на продажу билетов в кино. Тогда мы сможем говорить о том, что со временем, вероятно, эти зрители привыкнут потреблять легальный контент. Изменения произойдут на уровне культуры.

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПИРАТСТВА

— Если мы оставим на долгосрочную перспективу борьбу с пиратством, то сейчас не останется качественного контента и кинобизнеса вообще. Здесь можно поднять тему, которая обсуждалась на секции, — финансирование российских фильмов. Если мы все будем потреблять «пиратку», то у продюсеров не будет возможности снимать хорошее кино, а через какое-то время исчезнет возможность снимать кино вообще. Если же мы будем потреблять легальный контент, у продюсеров будет больше денег, которые они смогут вкладывать в графику, актеров, сценарий и выпускать действительно качественный контент. Это единственная возможность не потерять российский кинематограф, повысить его качество. Поэтому, если оставить все как есть, не воспитывать у зрителя «культуру легального потребления», то через несколько десятков лет в России уже не останется кинематографа.

ОБ ИНИЦИАТИВЕ ПО СОЗДАНИЮ АНТИПИРАТСКОГО РЕЕСТРА

— Антипиратский реестр создан в рамках меморандума именно для того, чтобы потом был принят закон. Он будет принят небыстро, а правообладатели не хотели тянуть, «Яндекс» в том числе. Роскомнадзор собрал всех на своей площадке и предложил подписать меморандум. Т.е. это некое соглашение, которое позволит не ждать закон, а уже начать по нему работать. Плюс правообладатели хотели обкатать исключение ссылок из выдачи именно на меморандуме, а не на законе. Потому что, если что-то пойдет не так: какие-то тайминги удалений не устроят, или злоумышленники будут недобросовестно отправлять ссылки, а может все вообще не будет работать — потом не придется менять законодательство, а принять уже работающий закон по обкатанной схеме взаимодействия. Поэтому сейчас создается реестр, тестируется, мы наблюдаем, как «Яндекс» исключает ссылки, как реагируют «пираты».

В итоге в ходе такого индустриального «тестирования» могут быть отработаны приемы и методы, которые лягут в основу обновлённого законодательства по регулированию поисковой выдачи. Возможно, слабые стороны меморандума будут настолько серьезные, что закон придется в корне переделывать. Помимо меморандума, есть еще проблемы создания «зеркал» в огромном количестве и наследования популярности в поисковиках. «Зеркало» наследует популярность старого сайта и, сколько не блокируй, оно всегда будет на первых местах. Есть проблемы с рекламой казино — а мы хотим ударить по доходам «пиратов». Есть идея борьбы с анонимными сайтами, это старая инициатива. Идей много, пока что в меморандуме обкатывается механизм взаимодействие с поисковиками — это один из блоков обсуждаемых законопроектов.

(Никита Никитин, Cinemaplex.ru, 05.12.2018)