"Государство, отдающее культуру и искусство на откуп корпорациям, не имеет будущего" - круглый стол на "Славянском базаре в Витебске"
Круглый стол на тему «Культура и искусство как источник развития духовно-нравственных ценностей. Роль СМИ в формировании общего культурного пространства славянских народов» состоялся в рамках фестиваля искусств в Витебске 13 июля.
Спикерами мероприятия стали первый заместитель Министра информации Республики Беларусь Павел Лёгкий (на фото), директор Представительства МТРК «Мир» в Республике Беларусь Владимир Перцов, художественный руководитель ансамбля «Сябры» Анатолий Ярмоленко, главный редактор газеты «Культура» Илья Свирин, артист эстрады Иван Вабищевич, председатель Витебского областного отделения Союза писателей Беларуси Тамара Краснова-Гусаченко, главный редактор InterMedia Евгений Сафронов, продюсер Лина Арифулина, президент Международного фестиваля вокала и музыки для молодёжи Riga Symphony Елена Швилпе, исполнительный Вице-президент Всемирной Ассоциации Фестивалей (WAF) Марьян Катароски, руководитель творческой делегации Болгарии Николай Текелиев. Модератором встречи стал главный редактор издательского дома «Звязда» Павел Сухоруков.
Павел Лёгкий поблагодарил участников Круглого стола за то, что согласились поговорить на столь животрепещущую тему.
- . А нам есть чем гордиться, что укреплять и о чём говорить громко, - подчеркнул он.
Анатолий Ярмоленко заметил:
- Мы всегда стараемся, чтобы на фестивале звучали произведения о славянской дружбе. Многие произведения на эту тему мы представляем здесь впервые. Самое главное – сохранить дружественную атмосферу, характерную для этого фестиваля. Творческие люди здесь ведут себя абсолютно без понтов. К Министерству информации у меня претензий нет, всё освещается бесперебойно.
Владимир Перцов порадовался, что в условиях, когда многие «разбегаются по своим квартирам», «Славянский базар» остаётся примером настоящей дружбы народов:
- Здесь много сделано не только для единства славянской культуры, но и для объединения самых разных стран и континентов. Второго такого мультикультурного фестиваля мы назвать не можем. Труд наш непростой, нам ещё предстоит много сделать.
Лина Арифулина призналась, что приехала на «Славянский базар» впервые.
- Сижу и жалею, - сказала она. – «Славянский базар» - это тренд, и оказаться в центре этой вселенной – настоящее счастье. Ещё не Белорусском вокзале я почувствовала неповторимый дух фестиваля. Всё организовано чётко и без суеты. Как Алиса, выпученными глазами я смотрю на всё это. Обязательно ждите меня на следующий год.
Елена Швилпе приехала на фестиваль в третий раз.
- Мне «Славянский базар» проник настолько глубоко в душу, что подобный фестиваль Riga Symphony я решила сделать и у себя в Прибалтике, - призналась она. – С талантливой молодёжью я работаю с 14 лет. Много езжу по странам, видела много фестивалей. Перед которыми могу снять шляпу. Но здесь всё совершенно по-другому. В других странах я могла наблюдать лишь отдельные аналоги того, что мы в комплексе можем лицезреть на «Славянском базаре». Вашему народу и фестивалю я желаю процветать и расцветать».
Марьян Катароски проанализировал роль «Славянского базара» на общем фоне других фестивалей:
- Раньше было много фестивалей, которые поддерживали ту или иную страну, но кризиса они не пережили. К сожалению, сейчас слово «фестиваль» стало затасканным. Наша задача – вернуть ему исконный смысл, а это непросто. Я благодарен вам, что такой фестиваль существует. Не стесняйте громко озвучивать идею славянского единства, а мы вас всегда поддержим.
Николай Текелиев напомнил, что Болгария подключилась к «Славянскому базару» одной из первых, и он приезжает сюда, начиная со второго фестиваля. В то же время, он напомнил, что славянских народов в общей сложности тринадцать, и работы для их объединения предстоит очень много.
- Напомню, что славяне бывают не только восточными, - заметил он. – К сожалению, в Болгарии, если и знают белорусских артистов, то преимущественно старых. Но это не мешает нам как журналистам всё равно поддерживать наши контакты. Мы можем что-то сделать для объединения, но нас надо поддерживать. Причем речь идёт не о финансовой поддержке. Коллеги-журналисты почти не говорят о других славянских странах – не проявляют интерес. Большинство стран уже подписало эту дурацкую Стамбульскую конвенцию. Болгарский парламент её пока, слава Богу, отклонил.
Тамара Краснова-Гусаченко начала своё выступление с детского стишка, где были строчки: «Вот моё стихотворенье – дом и Родина моя».
- Именно благодаря СМИ формируется общественное мнение, - напомнила она. – Если мы будет только ждать, что нам кто-то что-то даст, мы далеко не продвинемся. «Славянский базар» - это уникальное духовно-нравственное событие. И он нашей горячности зависит общий успех его проведения. Я являюсь соавтором гимна Витебска. Кроме того, множество песен о Витебске было представлено здесь в последние годы.
Иван Вабищевич обратил внимание на то, что «Славянский базар» выжил – это большая заслуга всех:
- Сохранить фестиваль получилось. Но это всего лишь начало и не надо вешать на погоны звёзды за то, что мы это сделали. Фестиваль должен быть интересен в Америке, Азии и других регионах, которые пока не задействованы в работе «Славянского базара». Когда Министерство культуры будет помогать создавать интересный контент, тогда фестиваль не только сохранит свои традиции, но и станет моднее и фирменнее. Поэтому режиссёрам – творить, Министерству культуры – не мешать, а журналистам – открывать новые горизонты.
Илья Свирин высказал своё мнение по поводу освещения «Славянского базара» в СМИ:
- Могу поделиться мнением, что многие живые классики жалуются на недостаток внимания со стороны прессы. Причем, дело не в деньгах - они хотят получить вдумчивое внимание и глубокий анализ своего творчества. Им нужно глубокое соприкосновение с их искусством.
Евгений Сафронов в своем выступлении сделал упор на жизненной необходимости государственной поддержки культуры:
- В России такого фестиваля, как «Славянский базар», нет - и это заслуга руководства Республики Беларусь, которое лучше многих понимает, что сейчас культура, включая медиа - самое мощное оружие из всех, которые используются в борьбе за власть.
- Джордж Оруэлл когда-то перепугал цивилизованный мир тотальным государственным контролем медиасферы. СССР именно это тогда жестко ставили в вину. В этой связи обращу внимание на очень показательный факт: месяц назад Марк Цукерберг отчитывался в Европарламенте об информационной политике Facebook и сообщил, что сейчас в Европе у него работает 10 тысяч человек, но борьба с фейковыми новостями и политическими манипуляциями обязательно будет усилена, штат увеличен, что позволит отсеять неправду. Это вызвало возмущение еврочиновников, которые заявили, что не должна частная компания, даже очень большая, определять информационную политику Европы, - это задача государства (!). То есть, Европарламент публично признался в стремлении выполнить заветы Оруэлла, и очень показательно, что ни одно СМИ этого якобы не заметило.
- Но чем же ответил на это Цукерберг? Как и предполагалось - вежливым, но вполне недвусмысленным отказом. Мы - хозяева корпорации - будем определять новостную повестку, её трактовки и темники, устранять неугодную информацию. Государство не нужно. Точка.
- Управление со стороны корпораций - многогранная проблема. Захват власти - для деятелей культуры несущественный вопрос (как всегда, им кажется, что это их не касается - вплоть до момента высылки в лагеря или постановки к стенке).
- Однако волнует создателей контента лишение средств к существованию. Сейчас в мире механизм реализации творческого контента, включая все виды журналистики, полностью контролируется корпорациями, вся дистрибьюция в их руках, они определяют правила игры, бизнес-модели и цены. В отчете Всемирной ассоциации авторско-правовых обществ CISAC за 2017 год об этом заявил композитор и президент ассоциации Жан-Мишель Жарр. Ни в одной стране мира продюсерские компании, рекорд-лейблы, театры, газеты, телеканалы сейчас не имеют возможности эффективного независимого развития обычными способами - за счет розницы, подписки и рекламы. Большая часть прибыли оседает в корпорациях, которые, пользуясь практически импотентным состоянием антимонопольных органов, постепенно выкупают по дешевке разоряющиеся контент-компании и интегрируют их в свои структуры.
- Альтернатива такому захвату одна - жесткое вмешательство государства, потому высказанные в сердцах слова еврочиновника были восприняты как должное. Даже западные СМИ уже основательно забыли о краеугольных понятиях западной цивилизации последних веков. "Свобода слова", "свобода творчества", "независимость СМИ" остаются лишь для маргинальных творцов и медиа, не имеющих влияния на массы.
- Влияние с каждым месяцем все больше сосредотачивается в руках корпораций, жестко спаянных с государством, но не контролируемых государством.
- Если мы говорим о национальных культурах (и не только славянских), то давайте смотреть правде в глаза - власть корпораций неотвратимо приведет к их деградации. Сохранение и развитие национальных культур - задача государства, внимательно и умело поддерживающего культуру - с особым вниманием к медиа.
- Эта задача крайне сложна, но решаема даже в непростых условиях, в которых сейчас находятся восточнославянские страны. Фестиваль "Славянский базар" - яркий и наглядный пример эффективного решения этой задачи.
- Приведу ещё один пример. Все последнее время мы готовим ежегодное исследование российской киноиндустрии по заказу Фонда кино. Это самое детальное и глубокое за последние 25 лет, мы изучаем отрасль в развитии, очень подробно. В 2017 г. аудитория российского кино достигла 25%. Это безумные цифры, никто не мог этого представить себе ещё пять лет назад. Но это произошло - потому что была проявлена воля государства, реализованная в продуманных действиях. Так же следует действовать и в других направлениях и секторах - пока ещё можно сохранить и развивать национальные культуры, все уважающие себя государства должны резко - в десятки и сотни раз - усилить свои роль и влияние в этой сфере. Государства, отдающие культуру и искусство на откуп корпорациям, не имеют будущего.
Денис Ступников, InterMedia
Фото: Евгений Николаев, Personastars.com
Бейонсе лидирует в номинациях на «Грэмми»
Номинанты на премию Американской академии звукозаписи «Грэмми» были объявлены 8 ноября 2024 года. Лидером по числу номинаций стала Бейонсе с ее последним альбомом «Cowboy Carter». Певица претендует на награды в 11 категориях, установив тем самым новый рекорд: 99 номинаций за всю карьеру.
Во всех трех главных категориях (альбом года, запись года и песня года) с ней соперничают Сабрина Карпентер, Билли Айлиш и Тейлор Свифт. У Айлиш, Кендрика Ламара, Post Malone и Чарли XCX по семь номинаций, у Тейлор Свифт, Chappell Roan и Сабрины Карпентер - по шесть.
В номинации «альбом года» представлены «Cowboy Carter» Бейонсе, «The Tortured Poets Department» Тейлор Свифт, «Short n’ Sweet» Сабрины Карпентер, «Hit Me Hard and Soft» Билли Айлиш, «Brat» Чарли XCX, «Djesse Vol4.» Джейкоба Коллиера, «New Blue Sun» André 3000 и «The Rise and Fall of a Midwest Princess» Chappell Roan.
На премию «песня года», награду авторам песен, претендуют «A Bar Song (Tipsy)» Shaboozey, «Birds of a Feather» Билли Айлиш, «Die with a Smile» Леди Гаги и Бруно Марса, «Fortnight» Тейлор Свифт и Post Malone, «Good Luck Babe» Chappell Roan, «Not Like Us» Кендрика Ламара, «Please Please Please» Сабрины Карпентера и «Texas Hold ‘Em» Бейонсе.
В категории «запись года» номинированы «Now and then» Beatles, «Texas Hold 'Em» Бейонсе, «Espresso» Сабрины Карпентер, «360» Чарли XCX, «Birds of a Feather» Билли Айлиш, «Not Like Us» Ламара, «Good Luck Babe» Chappell Roan и «Fortnight» Тейлор Свифт и Post Malone.
67-я церемония вручения премии «Грэмми» состоится 2 февраля 2025 года на Crypto.com в Лос-Анджелесе и будет транслироваться в прямом эфире на CBS и Paramount+. Ведущие вечера и артисты, который выступят на церемонии, будут названы в ближайшие месяцы.
«Мультфильмы» поставили «Шах-мат» русскому року и Duran Duran
Новый сингл группы «Мультфильмы» «Шах-мат» увидел свет 8 ноября 2024 года. Релиз цифрового сингла осуществил «Союз мьюзик». Концертная презентация песни пройдет в Lustra Bar в Москве 23 ноября 2024 года.
- «Шах-мат» — это яркий танцевальный трек, как будто бы вдохновленный Duran Duran и Cure, но с характерными отсылками к русскому року, - говорят о песне музыканты.
«ИнтерМедиа» напоминает, что 2 октября 2024 года «Мультфильмы» выпустили песню «Подари».
Andro вписал цыганские традиции в музыкальные тренды
Andro выпустил альбом «Вера» 8 ноября 2024 года. В новой пластинке он постарался объединить аутентичные мотивы цыганского народа и актуальные музыкальные тренды. Диск, который также является саундтреком к фильму «Gipsy», состоит из шести треков, четыре из которых звучат на цыганском языке.
В треке «Цыган-романтик» Andro распутывает клубок своей идентичности:
- Каждый день я балансирую между двумя мирами — музыкальным и этническим, и эта песня о том, как любовь помогает найти равновесие, — говорит артист.
Трек «Tumse Gilabav», написанный отцом и дядей Andro 12 лет назад, добавляет эмоциональной глубины, превращая альбом в настоящую семейную хронику.