Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

21.08.2019
20.08.2019

Рецензия: «Гонка века». Смерть под парусом ***

21.03.18 12:17 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия: «Гонка века». Смерть под парусом ***

Режиссер: Джеймс Марш. В ролях: Колин Фёрт, Рэйчел Вайс, Дэвид Тьюлис, Марк Гейтисс, Кен Стотт и другие. В российский прокат фильм выходит 22 марта 2018 года.

Дональд Кроухерст – изобретатель, не очень удачливый бизнесмен и отец большого семейства из небольшого британского городка – решает совершить кругосветное одиночное плавание за приз газеты Sunday Times. Он может разом осуществить свою мечту, поправить материальное положение и решить еще массу проблем. Да вот беда: у него нет средств и слишком мало времени, чтобы построить добротный тримаран, оснастить его в соответствии со своими гениальными техническими задумками и стартовать вовремя, попав в число участников. Дон находит спонсоров и пресс-агента, закладывает всё, что у него есть, пытается закрыть глаза на недоделки и, несмотря ни на что, выходит в открытое море навстречу своей судьбе.

Кроухерст – реальный человек, и чтобы узнать, чем кончилось его одиночное плавание в 1968-69 году, достаточно набрать его имя в интернете. Впрочем, даже если вы ничего не знаете об этой истории, об обреченности задумки можно догадаться уже в начале фильма. Так что дальнейшее не будет спойлером. Тем более что о Дональде уже было снято несколько фильмов: один даже в СССР, причем под таким же названием, как и новая картина Джеймса Марша – «Гонка века». В прокате на родине английское кино называется совсем иначе - «Mercy». Слово «Благословение» было последней записью в бортовом журнале незадачливого путешественника, чье тело, в отличие от лодки, так никогда и не нашли.

Конечно, снимать девятый, кажется, фильм о Дональде Кроухерсте имело смысл только потому, что есть такой актер – Колин Фёрт. Изобразить внутренние сомнения, конфликт разума и долга, страдания от вынужденной лжи и невозможности сказать миру правду, поиск выхода, которого нет, и финальное безумие и шаг в пучину (то есть весьма сложную гамму чувств) - всё это к нему. Актер уже неоднократно демонстрировал это, например, в фильме «Одинокий мужчина» или «Король говорит». Ему и партнеров не надо, чтобы донести до зрителя то, что надо донести. Тем более что никто доподлинно не знает, что же случилось c Доном в финале его плавания: остались только бортовые журналы и два дневника, которые он вел. Судя по одному из этих документов, от одиночества и проблем британский мореплаватель сошел с ума, но безумие, показанное Фёртом – это и не совсем безумие. Хотя его герою чудятся лошади на палубе, голос (вероятно, бога или еще какого-то высшего существа) из радиоприемника и разговоры с женой по оторванной трубке телефона, в целом видно, что действовал он вполне разумно и просто не видел для себя иного выхода.

Дело тут было даже не в честолюбии или упущенном призе, с которым Кроухерст потерял дом и фирму. Режиссер Джеймс Марш решил затронуть в фильме другую важную проблему, которой уже лет 50, если не больше. Вокруг плавания поднялась невероятная шумиха в прессе, а когда газетчики вдруг узнали, что неизвестный никому аутсайдер лидирует в гонке (они не догадывались, что Дон посылал ложные координаты, потому что техническое состояние судна не позволяло ему следовать маршруту) – то просто с цепи сорвались. Масла в огонь подлил и пресс-агент Дона (его сыграл Дэвид Тьюлис), который с самого начала додумывал и приукрашивал его скупые и честные радиограммы, а уж когда тот оказался «лидером гонки», то и вовсе отбросил всякие рамки. В своем одиноком суденышке на краю света Кроухерст узнает по радио о своих несуществующих подвигах и осознает, что превозносящие его СМИ с точно с таким же рвением разорвут его в клочья, когда узнают правду. Эту мысль в фильме прямо озвучивает Рэйчел Вайс, играющая жену Дона. Вдова бросает толпе журналистов у порога своего дома обвинение: «Если он и шагнул за борт, то в спину его толкали все вы. Вчера вы продавали его славу, сегодня – позор, а завтра – что-нибудь еще. Это правда. Она вам не нравится? Правда мало кому нравится».

Ну и нельзя не сказать о еще одном герое этого фильма - океане. В отличие от какой-нибудь «Голубой планеты» или даже «Жизни Пи», где океан – это волшебная стихия, в «Гонке века» он показан весьма враждебной и опасной силой. Пара минут с веселыми дельфинами приходится на полтора часа существования героя в реальной качке, с льющейся отовсюду водой, жизнью в состоянии постоянной борьбы с происками «врага»: от протекающих трюмов до страшного шторма. Качающаяся вместе с волнами камера, кажется, старается отвратить от любых круизов, так что зрителям, страдающим морской болезнью, на сеансах ведерко для попкорна может пригодиться в совершенно иных целях.

Екатерина Алексеева, InterMedia

Loading...