Теодор Курентзис вывел паству в райский сад
Пермский театр оперы и балета имени П.И.Чайковского завершил гастроли в Москве спектаклем «Cantos» 11 февраля 2018 года во Дворце на Яузе. Постановка представлена в рамках фестиваля «Золотая маска» и претендует на звание лучшего спектакля в опере. Кроме того, на премию номинируются автор музыки Алексей Сюмак («лучшая работа композитора»), дирижер-постановщик Теодор Курентзис («лучшая работа дирижера в опере»), режиссер-постановщик Семен Александровский («лучшая работа режиссера в опере» и «лучшая работа художника по свету в музыкальном театре»), Ксения Перетрухина («лучшая работа художника в музыкальном театре») и Леша Лобанов («лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре»).
Авторское жанровое определение произведения беспрецедентно: «одноактная опера для скрипки соло, камерного хора и ударных». Главные исполнители – скрипачка Ксения Гамарис и хор MusicAeterna, ведомый Теодором Курентзисом. Либретто, написанное Алексеем Сюмаком с тремя коллегами, основано на биографии и произведениях «безумного и святого» американского поэта-модерниста Эзры Паунда, прежде всего на его монументальном труде «Cantos», который он создавал несколько десятилетий.
Ключ к спектаклю дает режиссер-постановщик Семен Александровский:
- «Cantos» – это попытка создать новый эпос, который объединит Восток и Запад, возродит великих поэтов и мыслителей прошлого и склеит расколотый мир. «Cantos» – это новая Одиссея, плавание за знанием, как называл его сам поэт. Это путешествие в мир теней, в загробный мир, чтобы вернуться оттуда обновленным, найти свою утраченную любовь, свой свет и явить его миру.
Сценическое воплощение оперы «Cantos» воспринимается как мистерия или полуритуальное действо, в которое вовлечены не только артисты, но и публика. Поскольку последнее крайне важно, постановщики были вынуждены существенно ограничить число зрителей (в итоге на каждый из двух спектаклей в Москве попало немногим более 150 человек). Перед началом действия каждый зритель должен в одиночестве и кромешной темноте пройти по узкому коридору, словно младенец через родовые пути, чтобы прийти в мир «голым» – открытым ко всему новому, никогда не бывшему. А в перспективе – вкусить плода с древа познания (основным элементом сценографии становится яблоневый сад, и пусть на каждом деревце висит всего одно яблоко, зато оно – настоящее). Первым же звуком закономерно оказывается крик (хористы начинают попеременно выкрикивать, декламировать, нашептывать и т.д. различные стихотворения Паунда). Однако, подчеркнем, спектакль начинается с тишины, одиночества и темноты, и к ним же, как всякая человеческая жизнь, приходит в конце. В частности, Эзра Паунд последние годы жизни провел в добровольном молчании, отказавшись от общения и от всего своего наследия.
Представив хористов народонаселением «global village» (первым жителем которой назвал Паунда философ Маршалл Маклюэн), постановщики облачили их в монохромные песочные одежды, среди которых каждый костюм – индивидуален и подразумевает какую-либо функцию (к примеру, форма летчика) или национальную принадлежность. Смешение народностей подсказано стихами Паунда, где используются всевозможные языки, а количество цитат и аллюзий настолько велико, что буквально каждая мелочь требует комментария и недюжинного кругозора. Создатели «Cantos» идут за многомерностью Паунда, создавая многомерность собственную – на драматургическом, сценическом, музыкальном и даже хореографическом уровне. (Пожалуй, только ленивый не пошутил, что Теодор Курентзис, известный своей экспрессивной пластикой на дирижерском подиуме, здесь достиг новых высот и посему мог бы претендовать на «Маску» за лучшую роль в балете.) В финале действа хор «переводит» ноты в движения и в своеобразном танце удаляется за кулисы, не издав ни одного звука, имеющего определенную высоту. Перед скрипкой (со звукоусилением и иногда сэмплами) ставятся по большей части традиционные выразительные задачи, которые Ксения Гамарис решает очень творчески. Ничего противоречащего природе инструмента композитор не написал.
Мистериальность, ритуальность – пожалуй, основополагающая характеристика спектакля. Не случайно руководитель хора MusicAeterna Виталий Полонский назвал все, что делают хористы, «практиками» (наряду с собственно пением им пришлось осваивать разнообразную декламацию и другие формы звукоизвлечения), и признался, что этот проект каждого призывает к постижению самого себя. На пути к этому познанию роль пастыря, как видится, взял на себя Теодор Курентзис, который закономерно вел за собой всех участников и создателей спектакля – и в ходе работы над ним, и в процессе исполнения. В эпилоге представления маэстро вывел за руку каждого зрителя в райский яблоневый сад. (А свою армию поклонников успешно водит за собой от проекта к проекту.) Важное отличие «Cantos» от большинства театральных представлений – в отсутствии одномоментности («пришел – увидел – ушел»), более того, обычным послевкусием он тоже не ограничивается. Постановщики явно задают зрителю, выуженному из зоны комфорта, домашнее задание, побуждая его многое прочитать, поразмышлять, продолжить интеллектуальное общение. И, судя по настроениям впечатленной публики, задание будет выполнено.
Татьяна Давыдова, InterMedia
Бейонсе лидирует в номинациях на «Грэмми»
Номинанты на премию Американской академии звукозаписи «Грэмми» были объявлены 8 ноября 2024 года. Лидером по числу номинаций стала Бейонсе с ее последним альбомом «Cowboy Carter». Певица претендует на награды в 11 категориях, установив тем самым новый рекорд: 99 номинаций за всю карьеру.
Во всех трех главных категориях (альбом года, запись года и песня года) с ней соперничают Сабрина Карпентер, Билли Айлиш и Тейлор Свифт. У Айлиш, Кендрика Ламара, Post Malone и Чарли XCX по семь номинаций, у Тейлор Свифт, Chappell Roan и Сабрины Карпентер - по шесть.
В номинации «альбом года» представлены «Cowboy Carter» Бейонсе, «The Tortured Poets Department» Тейлор Свифт, «Short n’ Sweet» Сабрины Карпентер, «Hit Me Hard and Soft» Билли Айлиш, «Brat» Чарли XCX, «Djesse Vol4.» Джейкоба Коллиера, «New Blue Sun» André 3000 и «The Rise and Fall of a Midwest Princess» Chappell Roan.
На премию «песня года», награду авторам песен, претендуют «A Bar Song (Tipsy)» Shaboozey, «Birds of a Feather» Билли Айлиш, «Die with a Smile» Леди Гаги и Бруно Марса, «Fortnight» Тейлор Свифт и Post Malone, «Good Luck Babe» Chappell Roan, «Not Like Us» Кендрика Ламара, «Please Please Please» Сабрины Карпентера и «Texas Hold ‘Em» Бейонсе.
В категории «запись года» номинированы «Now and then» Beatles, «Texas Hold 'Em» Бейонсе, «Espresso» Сабрины Карпентер, «360» Чарли XCX, «Birds of a Feather» Билли Айлиш, «Not Like Us» Ламара, «Good Luck Babe» Chappell Roan и «Fortnight» Тейлор Свифт и Post Malone.
67-я церемония вручения премии «Грэмми» состоится 2 февраля 2025 года на Crypto.com в Лос-Анджелесе и будет транслироваться в прямом эфире на CBS и Paramount+. Ведущие вечера и артисты, который выступят на церемонии, будут названы в ближайшие месяцы.
«Мультфильмы» поставили «Шах-мат» русскому року и Duran Duran
Новый сингл группы «Мультфильмы» «Шах-мат» увидел свет 8 ноября 2024 года. Релиз цифрового сингла осуществил «Союз мьюзик». Концертная презентация песни пройдет в Lustra Bar в Москве 23 ноября 2024 года.
- «Шах-мат» — это яркий танцевальный трек, как будто бы вдохновленный Duran Duran и Cure, но с характерными отсылками к русскому року, - говорят о песне музыканты.
«ИнтерМедиа» напоминает, что 2 октября 2024 года «Мультфильмы» выпустили песню «Подари».
Andro вписал цыганские традиции в музыкальные тренды
Andro выпустил альбом «Вера» 8 ноября 2024 года. В новой пластинке он постарался объединить аутентичные мотивы цыганского народа и актуальные музыкальные тренды. Диск, который также является саундтреком к фильму «Gipsy», состоит из шести треков, четыре из которых звучат на цыганском языке.
В треке «Цыган-романтик» Andro распутывает клубок своей идентичности:
- Каждый день я балансирую между двумя мирами — музыкальным и этническим, и эта песня о том, как любовь помогает найти равновесие, — говорит артист.
Трек «Tumse Gilabav», написанный отцом и дядей Andro 12 лет назад, добавляет эмоциональной глубины, превращая альбом в настоящую семейную хронику.