На Петербургском культурном форуме обсудили блокчейн-технологии для управления правами интеллектуальной собственности
Панельная дискуссия «Создание в России мировой практики применения блокчейн-технологии для управления правами интеллектуальной собственности: от патентов и изобретений до книг, картин, фотографий, музыки и фильмов» прошла на Деловой площадке VI Санкт-Петербургского международного культурного форума в Российском Этнографическом Музее.
Модератором выступил завкафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Иван Засурский. После просмотра ролика, продемонстрировавшего возможности и принципы работы IPChain, выступил директор департамента науки и технологии Минобразования РФ Сергей Матвеев. Он обратил внимание на то, что в последнее время изменилось в понятии стоимости:
- В любом смартфоне интеллектуальная стоимость превышает 80 процентов. Это означает, что прежний ресурс обесценивается. Все, что ранее продавали в наше стране, столько не стоит. То есть мы не можем являться потребителями, чтобы покупать то качество жизни, к которому привыкли, если не перейдем на другой уровень - интеллектуальный.
Г-н Матвеев ознакомил собравшихся со следующими цифрами:
- У нас 30 тысяч объектов патентного права. Но с ними совершается всего 3 тысячи сделок. Можем ли мы с помощью этого инструмента перейти на другой уровень развития? Очевидно, нет. Но любой вызов и проблема — это еще и дополнительные возможности. У России нет проблемы трансформировать старое - мы можем создать новое. Это касается в первую очередь института интеллектуальной собственности - нам нужен скачок. И сделать его можно только если вся система децентрализована. В действующей системе, когда государство является единственным игроком, рынок интеллектуальных прав изменить невозможно, но можно изменить технологию работы с объектами. Регулятор должен создать возможности, которые позволят нам перейти на другой ресурс развития.
Президент Ассоциации «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности» (IPChain) Андрей Кричевский продолжил тему:
Советник Председателя Правления фонда Сколково по вопросам интеллектуальной собственности Максим Прокш рассказал:
- У нас работал центр интеллектуальной собственности, который занимался патентованием. И мы поняли, что очень мало всего происходит в стране. Блокчейн-технологии имеют гораздо больший спектр распространения, чем тот, который мы привыкли рассматривать, эта технология формирует институт доверия. Мы можем поднять отрасль интеллектуальных активов, которая в развитых странах составляет до 70 процентов капитализации. Поезд технологической революции не останавливается, вопрос в том, будем ли мы в вагоне первого класса или будем догонять его на самоходном устройстве.
Г-н Прокш также рассказал о важности инвестирования в эту сферу, отметив, что инвесторы будут вкладывать, когда поймут правила игры. При блокчейне - когда можно отследить весь путь объекта - в объект можно инвестировать и понять логику бизнеса. Мы убеждены, что это единственный возможный вариант.
Гендиректор SOCANA (Канадское общество авторов, композиторов и музыкальных издателей) Эрик Батист изложил свой взгляд на блокчейн в творческих индустриях:
- У нас 150.000 авторов. Почему мы заинтересованы в технологиях? Потому что считаем, что они помогут нам решить проблемы, которые также создают новые технологии. Каждая радиостанция проигрывает несколько сотен произведений в день. Потом - скачивания, стриминг, You Tube... Таким организациям, как моя, приходится заниматься сотнями миллиардов исполнений музыкальных произведений. Они должны делать отчисления ежегодно. Но только на You Tube каждую минуту загружается 400 часов видео, и в каждом есть музыка - нужны сотни людей, чтобы это отслеживать в «ручном режиме». Можно отследить это только с технологиями. У нас их две: искусственный интеллект и блокчейн. Мы в это верим, проводим эксперименты и считаем, что технология работает. В следующем году мы начнем работать в этом направлении с университетом Торонто.
Блокчейн помогает нам добиться большего доверия к цифровым активам. Мы сейчас переживаем настоящее цунами данных, и должны быть все время на гребне этой волны. Всё идёт к тому, что появится новая система управления организациями. Для членов SOCANA интересны любые способы монетизации, в первую очередь новые технологии, и мы много в них инвестируем.
Генеральный директор Национального реестра интеллектуальной собственности Олег Некрасов рассказал:
- Реестр является одновременно оператором сети IPСhain и базовым репозиторием для всего существующего спектра форм интеллектуальной собственности. НРИС депонирует цифровые и нецифровые формы объектов ИС, а также те результаты интеллектуальной деятельности, которым еще не предоставлена защита (концепт или идея) или же правовая защита требует сохранения конфиденциальности. На данный момент НРИС принимает активное участие в инициированном Министерством образования и науки РФ проекте по созданию системы хранения и сравнения трехмерных моделей, что крайне важно для радикального уменьшения сроков оформления патентов.
Первый заместитель генерального директора компании «Фонмикс» Валерия Панкратова представила презентацию своего проекта:
- Мы смогли создать платформу, которая с одной стороны обеспечивает доступ и контроль: правообладатель загружает контент в личный кабинет, сам определяет стоимость. С другой стороны, пользователи также получают удобство, уже могут заключать умные контракты. Все это - на основе блокчейн, и сейчас у нас уже 8 миллионов фонограмм.
Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей и сферы интеллектуальной собственности при президенте РФ Анатолий Семенов и управляющий партнер компании «Катков и партнеры» Павел Катков подробно остановились на юридических аспектах применения технологии блокчейн в творческих индустриях. Г-н Катков перечислил семь видов депонирования прав, разъяснив преимущества и недостатки каждого из них и обратив внимание на особые преимущества блокчейна в качестве средства депонирования. Коснувшись темы «умных контрактов» с точки зрения юристов, он указал, что «Технология блокчейн не заменит юриста, но станет эффективным инструментом в его руках. Используя умный контракт для контроля исполнения контракта или требований регулятора, мы снижаем влияние человеческого фактора на качество процесса. Человек может забыть, заболеть, уволиться - смарт-контракт этих слабостей лишён, и в этом смысле более эффективен. В свою очередь, юристам нового поколения целесообразно иметь ИТ-навыки для программирования смарт-контракта». Техническая готовность участников процесса, квалификация юриста, и законодательная база — вот что нужно для развития смарт контрактов, по словам Павла Каткова. Главное - к изменениям должна быть готова сама среда.
Музыкант и диджей Джаэл Джон Беваква рассказал, как работает ресурс Musicoin, построенный на основе блокчейна. В этом проекте, запущенном в феврале, вначале за прослушивание платили слушатели цифровой валютой, после чего система была изменена, и стали платить не слушатели, а майнеры.
Гендиректор платформы «ЛитРес» Сергей Анурьев отметил, что данная дискуссия стала одной из самых полезных панельных дискуссий, в которых он принимал участие за последние лет пять. «Я удивлен тем, что тут не представили график роста биткоина», - пошутил он, признался, что сам не до конца разбирается в технологии блокчейн и попросил поднять руки тех, кто понимает тонкости этой технологии. Таковых в полном зале нашлось лишь несколько человек.
Перейдя к делу, г-н Анурьев сообщил, что электронных книг сейчас продается больше, чем бумажных, и выразил надежду на то, что с помощью технологии блокчейн удастся фиксировать каждую транзакцию в цепочке «автор - издательство - площадка - конечный пользователь» и создать другой уровень прозрачности среди игроков рынка.
Из зала юрист по интеллектуальным правам Елена Авакян рассказала какой будет практика суда в этой области при наличии технологии блокчейн:«с точки зрения суда блокчейн - всего лишь технология. И нужно определиться с терминами», - подчеркнула она.
Завершилось мероприятие подписанием контрактов Ассоциации «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности» (IPChain) с оператором и владельцем сервиса BankPrav.ru – ООО «АйПиБи», а также с крупнейшим сервисом электронных и аудиокниг в России и странах СНГ «ЛитРес».
Сусанна Альперина, "Российская газета", специально для InterMedia. Фото автора
Иван Засурский
Павел Катков
Солист Twenty One Pilots оставил коллегу по группе без булочек
Группа Twenty One Pilots выпустила 25 апреля 2024 года новый сингл и клип «Backslide». В ролике солист коллектива Тайлер Джозеф приезжает на велосипеде в магазин и покупает пакет булочек. После этого он отправляется на велике в путь, по дороге частично съедает одну булочку, вторую меняет на стакан лимонада у мальчика, затем попадает под проливной дождь и наконец добирается до цели: дома своего товарища по группе, барабанщика Джоша Дана, который на гриле жарит бургеры. Вытряхнув из пакета последнюю размокшую булку, Тайлер возвращается обратно в магазин, и история начинается с начала. Режиссером видео стал Джош Дан.
«Backslide» стал третьим синглом с нового альбома Twenty One Pilots «Clancy», релиз которого состоится 17 мая.
Оксана Акиньшина отправится за решетку в фильме «За слова отвечаю!»
Съемки фильма «За слова отвечаю!» стартовали 24 апреля 2024 года в Москве. Главные роли в драмеди исполнят Оксана Акиньшина, Настасья Самбурская, Татьяна Орлова и Дмитрий Чеботарёв, режиссером стал Виталий Дудка («Юра дворник», «Кто там?»), сценарий написали Гаянэ Танцырева и Дмитрий Кирюшкин.
По сюжету, популярную «инфоцыганку» Свету Солнце (Акиньшина) сажают в тюрьму. Для защиты в суде ей необходимы ходатайства тех, кому помогли её тренинги. Но общая волна хейта не оставляет на это надежд. Единственные, кто теоретически могут выступить в защиту Светы — это её сокамерницы, однако они не верят ни в какие сакральные техники.
- Это история о том, что каждому человеку важна опора, этим она меня и зацепила, - говорит Виталий Дудка. - Мы все не идеальны. Часто мы зацикливаемся на своих слабостях, а это мешает нам двигаться дальше и быть счастливыми. Я бы хотел, чтобы после нашего фильма каждый смог чуть больше поверить в себя. У нас в проекте обширный и разнообразный женский каст. Такое количество главных героинь — большая редкость. В кадре одновременно будет очень много красивых и талантливых девушек!
Основная часть съёмок проходит в Екатерининском дворце, где постановщики за три недели с нуля построили колонию в заброшенном здании.
В проете также заняты Ирина Безряднова, Виктория Буцких (которая специально для проекта побрилась налысо), Ольга Ергина, Евгения Дмитриева, Алексей Золотовицкий, Дмитрий Блохин, Ефим Белосорочка, Ксения Каталымова и др.
Съёмки фильма закончатся в начале июня, а релиз запланирован в канун 8 марта 2025 года.
Книга о Пьере Паоло Пазолини выпущена в России с закрашенным текстом
Книга Роберто Карнеро «Пазолини. Умереть за идею» в переводе Мильды Соколовой вышло в издательстве АСТ весной 2024 года. Покупатели обратили внимание, что биография итальянского режиссера и поэта Пьера Паоло Пазолини подверглась цензуре: некоторые фрагменты текста оказались закрыты черными плашками. По некоторым подсчетам, из биографии "исчезла" примерно пятая часть книги, в основном, касающаяся личной жизни героя.
Выложенные с сеть фотографии отцензурированных страниц вызвали обсуждение в СМИ, в связи с чем издательство АСТ выпустило официальное объяснение. В нем сообщается, что правки были внесены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе ст. 6.21 КоАП «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола».
- Такое решение не является универсальным, - заявили в издательстве, - Как правило, зарубежные издатели нон-фикшна не соглашаются на сокращения и правки оригинального текста рукописи. Однако в данном случае правообладатель одобрил предложение издательства АСТ, текущая версия в России вышла с его разрешения. Решение редакции, выпустившей книгу, — вынужденное, чтобы издание могло увидеть свет. Закрасить фрагменты текста — более честный выбор, чем просто вырезать абзацы, будто их в книге и не было. Подобная практика — выпускать книги с заретушированными фрагментами, которые не соответствуют требованиям законодательства — уже широко применяется в российских издательствах.
По мнению АСТ, такое решение только повысит интерес к книге:
- Так, работа Роберто Карнеро стала интерактивной: читатель сам решает, воспользоваться ли ему какими-либо источниками информации, чтобы выяснить, что же скрыто от него в данной версии издания. Благодаря наличию скрытых фрагментов зарождается перекличка исходного текста с современным контекстом, в котором мы живем здесь и сейчас. Кроме того, книга становится артефактом эпохи, атрибутом перформанса, художественного высказывания. Неслучайно и название серии, в которой вышло издание — «Картина времени». Возможно, сигнальный экземпляр книги в скором времени станет экспонатом одного из музеев современного искусства.