Рецензия: документальный фильм «Студия звукозаписи» ****
Показ восьмисерийного документального фильма «Студия звукозаписи» (Higher Ground, Show of Force, США, 2016) завершил в ночь на 1 апреля 2017 года Первый канал.
Не припомню даже, когда на нашем телевидении в последний раз так долго и серьёзно говорили о музыке - четыре недели с пятницы на субботу по два часа. Поводом стала свежая американская документалка «Студия звукозаписи»: аннотации довольно уныло называли её лентой «о наиболее важных аспектах процесса звукозаписи», но на самом деле авторы за восемь часов умудрились рассказать всю историю современной музыки и заодно нежно признаться ей в любви.
Работа проделана колоссальная. Там, где в привычном формате музыкальной документалки сидят два героя, три очевидца и один эксперт, «Студия звукозаписи» берёт более сотни оригинальных интервью, причём выбору их героев можно только аплодировать. Это и студийные «бойцы невидимого фронта», рассказывающие интереснейшие вещи и демонстрирующие оригинальные взгляды на, казалось бы, знакомый предмет. Это и звёзды самых разных лет и самых разных музыкальных жанров, чьи интервью смонтированы с кадрами их же в молодости. Каждое упоминание любой песни и факта подкреплено соответствующей видеоиллюстрацией, и, в принципе, любой профессионал и любитель музыки этот фильм должен пересмотреть раз по десять, всякий раз открывая для себя что-то новое.
Пересмотреть стоит ещё и затем, чтобы свыкнуться с особенностями сценария «Студии звукозаписи». Формально каждая серия посвящена какой-то теме - записи, вокалу, ритму, музыкальному телевидению или эволюции носителей, но это разделение довольно условно (кроме главы про MTV), а повествование далеко от линейного. Зрителю даже может показаться, что в быстрой смене картин и эпох, в соседстве Адель (на фото) с Билли Айдолом или Биг Мамы Торнтон с Фрэнком Синатрой есть элемент случайности, а то и недоработки сценаристов.
На самом деле это, вероятно, - часть изначального плана создателей ленты. 30 лет назад знания о музыке люди получали дозированно - из передач и изданий, выходящих со строгой периодичностью, поэтому общая картина складывалась постепенно, небыстро и во многих случаях оставалась совсем неполной. Теперь ситуация противоположная: информации столько, что осилить её объём целиком не может никто, поэтому важно научиться выбирать из общей картины нужные и интересующие фрагменты. Примерно этим и занялась съёмочная группа «Студии звукозаписи» - она решила помочь аудитории выбрать главное. Лента не рассчитана на ленивых зрителей, она много показывает и рассказывает, но не разжёвывает. Даже демонстрируя публике какие-то очевидные вещи, она подаёт их под необычным углом, а попутно разбавляет старые легенды малоизвестными подробностями или появлением неожиданных экспертов. Здесь звучит масса разнообразной музыки, предлагается много архивных видеофрагментов, и всё это ловко экстраполируется на сегодняшнее состояние дел в музиндустрии: фильм далеко не только исторический. Помимо всего прочего, он не разделяет популярного мнения, что «музыка потеряла своё значение для поколения». Да, в 60-е визжали, может быть, громче, и «романтизьм был», но не спешите нас хоронить: большинство современных героев «Студии звукозаписи» говорят о своём деле с подлинной страстью и энтузиазмом.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)