В Санкт-Петербурге пять часов обсуждали театральное образование
Круглый стол «Театральное образование. Экономика. Качество обучения» прошёл 1 декабря на Новой сцене Александринского театра. Мероприятие включено в секцию «Театр» Профессионального потока V Санкт-Петербургского международного культурного форума, вчера стартовавшего в северной столице.
30 спикеров приглашались поразмышлять с коллегами, но смогли приехать и выступить только 21 человек. Модераторы беседы — генеральный директор Большого театра Владимир Урин (на фото) и ректор Российского института сценических искусств Александр Чепуров - остались довольны обсуждением.
Формат круглого стола местами напоминал ток-шоу, местами — конференцию, изредка переходящие в дискуссию и лишь однажды в спор. Правда, быстро прекратившийся. Так, например, выяснилось, что бессмысленность бумаг — это «торжество чиновничьей воли», по мнению художественного руководителя оперной труппы Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александра Тителя. А позор сложившейся театральной системы образования — нищета, по словам руководителя творческой Лаборатории в театре «Школа драматического искусства» Дмитрия Крымова. По утверждению руководителя Мастерской Дмитрия Брусникина, государство можно уважать и понимать, что оно заботится о будущем, когда увеличиваются деньги на образование при любых кризисах. По замечанию ректора Школы-студии МХАТ Игоря Золотовицкого, до того, как браться за освоение творчества Шекспира, студентов нужно «научить видеть ветку и обходить её».
Были и более прозаичные вопросы. Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин говорил, что «чисто технически и даже правовó» нужно придумать ситуацию, позволяющую выпускать столько же, сколько сейчас, актёров и режиссёров, но востребованных в театрах. Ректор Российского института сценических искусств Александр Чепуров заявил, что необходимо аккумулировать государственные места, ныне распределяемые по разным школам, только среди тех, кто способен дать серьёзное базовое образование. Ректор Российского института театрального искусства ГИТИС Григорий Заславский призвал позитивно смотреть на введение эффективных контрактов, так как в них есть многообразие показателей, которые не вызывают протеста. Художественный руководитель Воронежского Камерного театра Михаил Бычков попросил ввести обучение руководителей творческих организаций в театральных вузах.
По результатам круглого стола на декабрьском форуме соберут единый документ. Его передадут в Министерство культуры России. (Об этом уже достигнута договорённость с министром культуры РФ Владимиром Мединским.)
Конкретные предложения могут быть вынесены на заседание коллегии Минкультуры, но пока такого перечня нет. Выступающие надеятся, что «какие-то проблемы разрешатся со временем», но и на этот счёт не питают иллюзий.
Санкт-Петербургский международный культурный форум в этом году — юбилейный. Среди ключевых тем: подведение итогов Года российского кино, 125-летие С.С.Прокофьева, 25-летие Содружества Независимых Государств. В 2016 году программа Форума поделена на 2 потока — профессиональный (для работников культуры) и общественный (для широкой аудитории). Участие во всех мероприятиях бесплатное. В этом году ожидается более 300 мероприятий и более 13.000 участников.
Анна Ефанова, InterMedia
Спектакль о юности Максима Горького «По Руси» покажут в Вахтанговском театре
Премьера спектакля «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится 28 и 29 апреля 2024 года в Камерном зале Симоновской сцены Театра имени Евг. Вахтангова.
- Наш спектакль об отшельнической жизни молодого Максима Горького и его становлении как писателя, - рассказывает режиссер постановки Павел Пархоменко. - Основой инсценировки стал цикл автобиографических рассказов «По Руси», повести «Детство», «В людях», «Мои университеты», а также очерки и переписка с современниками. Мне хочется раскрыть саму личность молодого Горького. Его писательская судьба складывалась в непростое время. На стыке эпох он сумел не только не потерять себя, но и сформировать фундаментальные основы человеческого существования. Горький был великим гуманистом и проповедником «Человеколюбия»… Тема сейчас очень важная, необходимая… Я был в музее Горького в Казани, на Фёдоровском бугре, где Горький стрелялся. Именно с этой роковой ночи и начинается наш спектакль-путешествие.
В роли Максима Горького на сцену выйдет Василий Симонов, а также в спектакле заняты Наталья Масич, Дарья Щербакова, Анна Ляхова, Олег Форостенко, Евгений Кравченко, Иван Захава, Сергей Барышев, Василий Цыганцов и другие актеры труппы.
Скончался артист Красноярского театра драмы Василий Решетников
Народный артист РФ Василий Решетников скончался на 74-м году жизни 25 апреля 2024 года. Причиной смерти актера стала продолжительная болезнь. Прощание с Василием Решетниковым состоится 27 апреля в Мраморном фойе Красноярского театра драмы имени А.С.Пушкина.
- Обаятельный, светлый, легкий, открытый и отзывчивый человек, - сказано в некрологе Красноярского театра драмы имени А.С. Пушкина, где служил артист. - Душа компании и любимец публики, всегда излучавший жизнелюбие. Он не сразу пришел в театр. Сначала был спорт: кандидат в мастера по легкой атлетике, профессиональный футбол (играл за красноярский «Рассвет»). Потом диплом с отличием диспетчерского отделения Кировоградской школы высшей лётной подготовки, работа диспетчером службы движения в северном порту. И увлечение театром.
На сцене театра Василий Решетников сыграл такие роли, как Гражданин в «Я. Другой. Такой. Страны», Математик в «Леонид Андреев. Дни нашей жизни», Григорьев «Матренином дворе», Дмитрич в «Тихом шорохе уходящих шагов», Маркиз Оттавио Фаветти в «Голодранцах-аристократах», Мещерский «Темных аллеях».
Как мы сообщали ранее, актер и педагог Зураб Базоркин скончался на 78-м году жизни 24 апреля 2024 года.
Театр «Сфера» отметит 100-летия фронтовиков Виктора Астафьева, Булата Окуджавы и Юлии Друниной
Творческий вечер «А мы такие молодые!..», посвященный Дню Победы, состоится 9 мая 2024 года в театре «Сфера». В этом году тема музыкально-поэтической композиции звучит, как «Рожденные в мае…» в честь 100-летия фронтовиков Виктора Астафьева, Булата Окуджавы, Юлии Друниной, Бориса Васильева, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе театра.
- На 9 мая мы готовим новую программу, - рассказал главный режиссер театра Александр Коршунов. - В этом году исполняется 100 лет выдающимся советским писателям и поэтам фронтовикам – Булату Окуджаве, Виктору Астафьеву, Юлии Друниной и Борису Васильеву. Все они родились в мае 1924 года, ушли на фронт совсем молодыми. Нынешний вечер ко Дню Победы мы проведем в их честь.
На праздничном концерте прозвучат песни и стихи военных лет в исполнении Александра Коршунова, а также ведущих артистов театра Екатерины Богдановой, Павла Гребенникова, Елены Еловой, Сергея Загорельского, Виктории Захаровой, Екатерины Ишимцевой, Галины Калашниковой, Ильи Ковалева, Михаила Никитина, Дмитрия Новикова, Дарьи Савичевой, Виктории Склянченковой, Павла Степанова и студентки ВТУ им. М.С.Щепкина Юлии Максютиной.
Программа вечера состоит из произведений Бориса Васильева «Завтра была война...»; Булата Окуджавы «До свидания, мальчики», «Вы слышите, грохочут сапоги...», «Сухари», «Не вели, старшина...», «О Лёньке Королёве», «Бери шинель, пошли домой...», «Чувство собственного достоинства», «Надежды маленький оркестрик»; Юлии Друниной «Качается рожь несжатая», «Два вечера», «Я только раз видала рукопашный», «Бабы», «На носилках около сарая», «Неужто для того рождались люди», «Да, многое в сердцах у нас умрет», «Я принесла домой с фронтов России», «Я не привыкла, чтоб меня жалели», «Ты рядом», «Я родом не из детства», «На кургане», «Ёлка»; Виктора Астафьева «Пастух и пастушка». В программе будут также представлены размышления и воспоминания выдающихся авторов, видеофрагментов, кино- и фотодокументов.
Ранее стало известно, что концерты «Сентиментальный марш», приуроченные ко Дню Победы и столетию Булата Окуджавы, пройдут в МХТ имени Чехова 8 и 9 мая 2024 года. Со сцены группа «Ундервуд» исполнит такие песни юбиляра, как «Надежды маленький оркестрик», «Песенка о бумажном солдатике», «Полночный троллейбус», «Дежурный по апрелю» и др.