Константин Богомолов подал в отставку с поста и. о. ректора Школы-студии МХАТУ Кирилла Туриченко родился сынАнфиса Чехова вышла замужХолли Берри выходит замуж в четвертый разНурлана Сабурова не пускают в РоссиюУмерла диктор и телеведущая Светлана ЖильцоваBad Bunny, Кендрик Ламар и Леди Гага стали победителями «Грэмми»«Август» получил «Золотого орла» за лучший фильмУмерла Кэтрин О'Хара – мама Кевина из фильма «Один дома»Умер телеведущий и режиссер Александр ОлейниковКонстантин Богомолов возглавил Школу-студию МХАТ«Грешники» и «Битва за битвой» лидируют в номинациях на «Оскар»Умер основатель дома моды Valentino Валентино ГараваниЗвезды Большого театра Денис Родькин и Элеонора Севенард поженилисьЭнсел Элгорт стал отцомУмер актер и педагог Игорь ЗолотовицкийРисталище гусляров России, 65 лет полёту Юрия Гагарина и конкурс кокошников: чем удивит выставка-форум «Уникальная Россия» в Гостином дворе«Битва за битвой» и «Переходный возраст» стали триумфаторами «Золотого глобуса»Звезда «Аббатства Даунтон» Мишель Докери стала мамойИтоги-2025 от «ИнтерМедиа»: Shaman, скандал с Ларисой Долиной и ведущий, который ничего не ведет

«Братья Тузловы» - «Сказки о рыбаках и рыбках» *** (Слушать)

2016, «Выргород»

«Братья Тузловы» - это сайд-проект лидера группы «Церковь детства» Дениса Третьякова и мультиинструменталиста той же группы Олега Толстолуцкого. С «Церковью детства», прямо скажу, у меня не сложилось: несмотря на тонну прочитанных материалов о сформулированной Третьяковым философской доктрине южнорусского рок-андеграунда, я так и не научился слушать альбомы «ЦД». Проект оказался культовым в худшем смысле этого слова: ничего не поймёшь, звуки неприятные, зато десяток адептов поёт ему осанну. Невероятным усилием воли я заставил сам себя признать, что тексты у Третьякова действительно занятные, а его философские измышления не лишены зерна - но всё портил максимально антимузыкальный метод подачи: неприятное кряхтение вместо вокала и полное пренебрежение мелодиями. В итоге в адепты «Церкви детства» попадали только настоящие стоики.

«Братья Тузловы» по части мелодичности от «ЦД» не сильно далеко ушли, однако их стилистика представляется гораздо более адекватной. «Братья» используют буквально один-два мотивчика и не сильно корпят над аранжировками, но большего там и не требуется: найденная ими методика чем-то сродни творчеству Александра Лаэртского, который на примерно одну мелодию мог написать полтора десятка разных песен. Так и «Тузловы» придумали наконец музыкальное оформление, которое блестяще соответствует и надтреснутому голосу Третьякова, и его диковатым виршам. Этому стилю, возможно, придумают какое-то специальное название типа «хтонический шансон», «аутсайдерский фолк», «чернозёмный КСП» или «новочеркасский романс». Суть в том, что равнодушный гитарно-гармошечный аккомпанемент не отвлекает от разудалой безнадёжности солиста, а подчёркивает абсурд и ужас происходящего в песнях. Гармонист играет, будто не приходя в сознание, поскольку, если он начнёт вслушиваться в тексты - то немедленно напьётся и играть не сможет.

Между тем в текстах Третьяков по-прежнему ни в чём себе не отказывает: это самое интересное, что есть в альбоме, который благодаря предложенной концепции аккомпанемента на сей раз можно слушать без содрогания. От мейнстрима это чрезвычайно далеко и вообще на любителя, но цепляет на порядок сильнее, чем творения «Церкви детства». В первой же песне «Последний бой полковника Тузлова» заглавного персонажа сначала частично, а потом и полностью съедает сом. Он успевает отдать товарищам на берегу свой крестик, который они впоследствии меняют на водку. Пасторально-трагические картины сельской жизни продолжаются в треке «Жили в деревне три друга». «Дорогая моя Божья Матерь» - романс-обращение, причём от женского лица. В «Имперском вальсе» Третьяков перекидывает ладный мостик от частного к общему, заодно ловко сталкивая лбами провинцию и столицу. О сюжетах песен «Братьях Тузловых» можно было бы рассказывать ещё долго, но не хочется лишать слушателя радости самостоятельно следить за их поворотами. Поэтому ограничусь перечислением композиций, которые лучше не пропускать: «Хождение Афанасия Колыванова за царским ларцом», «Случай в Еланской», «Кареглазка», «Ода советскому мертвецу», «Мы были молоды» и особенно антисоветская «История бабушки Вали».

Алексей Мажаев, InterMedia

β 16+