Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Алёна Петровская - «Васильковая канва» ****

2015, United Music Group

В дискуссиях о современной народной музыке оппоненты чаще всего занимают крайние позиции: одни настаивают на необходимости сохранения фольклорных традиций и требуют аутентичности, другие считают, что этно-музыка постоянно развивается, и для её исполнения не нужны сарафаны и кокошники - подойдут и джинсы. Примирить стороны пока не представляется возможным, ибо они с большим подозрением смотрят на противоположный лагерь. Отчасти такое отношение передаётся и публике: для неё слишком сложны и точно воссозданные женские плачи Вологодской области, и попытки скрещивания фолка, например, с электроникой. Аудитория тянется к чему попроще, к середине, но отнюдь не золотой: многие фольклорные коллективы десятилетиями поют в одинаковых кокошниках про берёзку да калинку, придавая русскому фолку налёт чего-то безнадёжно нафталинового. Жанровые штампы, можно сказать, наработаны столетиями, поэтому значительная часть публики воспринимает народную музыку как нечто устоявшееся и глубоко несовременное. Чтобы покончить с этим заблуждением, нужно показывать аудитории другие образцы - ту самую золотую середину, в которой традиции переплетаются с новациями, а жанр показан в своём развитии. Настоящий фолк - это не хоровод на площади в райцентре, а серьёзное, в чём-то даже элитарное искусство. Сегодня, сохраняя фольклорную манеру исполнения, уже странно опираться на приметы крестьянского быта, которые описывались в народных песнях прошлых веков. Фолк стал более универсальным жанром, среди нового репертуара исполнителей преобладают авторские песни, а в текстах превалируют вечные темы.

Один их заметных примеров подобного современного подхода к жанру - альбом Алёны Петровской «Васильковая канва». Певица родилась в белорусском Могилёве, закончила музучилище по классу баяна. Когда Алёне было 18, её «благословила» Людмила Зыкина, отметившая красивый тембр голоса девушки. Петровская отправилась в Петербург и поступила в институт культуры на кафедру русского народного песенного искусства. Шесть лет Алёна Петровская работала в коллективе Елены Ваенги в качестве бэк-вокалистки, причём, по признанию Елены, исполнять народные песни она училась именно у Петровской. С 2013 года Алёна в сольном плавании. Пластинке «Васильковая канва», может быть, не хватает шлягерности (в попсовом понимании этого термина), зато здесь чётко обозначен вектор развития народной музыки. По первым нотам заглавной песни можно предположить, что дальше будет нечто «зыкиноподобное», однако Алёна замечательно сочетает фольклорные традиции вокала с эстрадными ритмами и аранжировками. В песне «Серёжка» не обходится даже без эротического аспекта: «Гладил мою ручку, целовал мне ножку, а я поверила», - естественно, в прежние века для народной песни это было строгим табу, если не считать неприличных частушек, которые распространялись подпольно и даже собирателями фольклора зачастую стыдливо игнорировались. Но всё изменяется и развивается - по крайней мере, в настоящем искусстве.

«Расти, коса», «Цыганочка», «Гуси-лебеди» - в этих песнях Алёна Петровская возвращается к более традиционной для народных песен тематике. Хотя композиции новые, слушатель определённо уловит в них нечто знакомое, генетически близкое. Песня «Полынь-трава» записана дуэтом с Еленой Ваенгой: тут можно было бы порассуждать о хороших коммерческих перспективах произведения, но вместо этого лучше вслушаться в интересное сочетание голосов исполнительниц. В композиции «Мама» гораздо больше от манеры Валентины Толкуновой, чем Людмилы Зыкиной - Алёна Петровская уверенно себя чувствует и в эстрадном жанре. Впрочем, «вылазка» на его территорию оказывается кратковременной: следующая песня «Метель» оказывается этаким фольклорным «боевичком», а «Любовь останется» - фольклорной же балладой. В «На мели» Алёна демонстрирует нечто шансонно-цыганское, а заодно и богатство своего стилистического диапазона. Но это ещё не всё богатство: «Мама говорила» - песня с шуточным текстом, а «Ой у вишневому саду» и «Шумять вербы» исполняются на соответственно украинском и белорусском языках. Таким образом, певица показывает разнообразные пути развития жанра народной песни, среди которых нет скучных и/или застывших на месте.

Алексей Мажаев, InterMedia

Рецензия на синглы «Хулиганка» и «Мыши»: Две дозы Глюкозы

обложка сингла

2024, Zion Music / Malfa.

Оценка: 6 из 10, 4 из 10.

Синглы вышли не одновременно, а с разницей в неделю, но писать про них, конечно, нужно не по отдельности. Тем более что два проекта под названием «Глюкоза» сейчас существуют параллельно, и даже стриминговые сервисы пока не научились их различать.

Мы сейчас не будем очень глубоко закапываться в историю проекта, но нужно сказать, что споры о том, кто поёт за Глюкозу, начались двадцать с лишним лет назад. Высказывались разные сенсационные версии, но дискуссия постепенно затухла – так как предъявленная Максимом Фадеевым в качестве вокалистки и лица проекта юная блондинка Наташа Ионова, в общем-то, всех убедила. Прошло много лет, Фадеев перестал работать с Наташей, но она так и осталась Глюкозой, выпуская под этими именем синглы и клипы. Всех, похоже, всё устраивало, пока Фадеев не озаботился вопросами нравственности и после «голой вечеринки», где присутствовала Наташа-Глюкоза, заявил, что возвращается к корням и у проекта будет другое лицо вместо дискредитировавшей себя Ионовой. Поэтому было решено вернуться к изначальной концепции «Глюкозы» как группы для детей с «мультяшной» певицей.

Очень любопытно, подумала публика, запаслась попкорном и стала ждать. Ждать пришлось довольно долго, почти четыре месяца, попкорн уже весь съели. Бывшая Глюкоза за это время успела выпустить пару синглов – естественно, под именем «Глюкоза». Последний трек «Хулиганка» представляет собой кавер-версию. Песню написали Гари Голд и Илья Резник для Любови Успенской, в исполнении которой композиция и получила известность. В версии Натальи Чистяковой-Ионовой сочетание кукольного голоса и шансонного надрыва выглядит довольно любопытным – хотя вряд ли понравится что поклонникам Глюкозы, что любителям русского шансона.

А вот «мультяшная» певица из «группы для детей» удивила по-настоящему. Кто поёт в фадеевской «Глюкозе», по традиции не объявлено, а на обложке сингла «Мыши» обновлённый образ похож не столько на девушку, сколько на вредную старушку. Двухминутный трек посвящён… козням Европы, которая гадит России и за это рифмуется с «опой». Мультяшная певица также грезит/грозит Европе ремешком… Других «групп для детей» у Максима Фадеева для нас нет, что, в принципе, и неудивительно, если в последнее время он вместо хитов пишет песни о Родине. В припеве про мышей, которые живут в стеклянном доме, поэтому всем видно, что они там делают, можно при желании найти какой угодно смысл, но факт в том, что припев не сочетается с антиевропейскими куплетами и выглядит куском какой-то другой песни.

Которая, видимо, никогда уже не будет написана. Но и дебютный сингл новой «Глюкозы» «от Фадеева» тоже сложно считать полноценной песней – «Мыши» больше похожи на набросок, наспех сделанный для КВН или даже для «Международной пилорамы».

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка сингла "Мыши"
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, Максим Фадеев, Глюкоза
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Hatters, Хелависа и «Сектор Газа» получили «Чартову дюжину»

19.04.2024 22:14 Музыка Рубрика: Хроника 16+
соцсети

Победители XVII ежегодной музыкальной премии «Чартова дюжина» были объявлены 19 апреля 2024 года в эфире «Нашего радио». «ИнтерМедиа» напоминает, что организаторы отказались от проведения церемонии в формате концерта после теракта в Crocus City Hall.

Двух наград удостоились Hatters: за лучший клип «Весело» и как лучшая группа. Альбомом года стал «Острые края» группы «Заточка», песней года – «Чайковский» Юрия Шевчука и Дмитрия Емельянова.

В номинации «Взлом» победила группа GorillaGun, в номинации «side-проект» - группа «МодеМ» участника «Слота» Игоря «Кэша» Лобанова, солисткой года стала Хелависа, солистом – фронтмен костромской рок-группы «Гудтаймс» Артем Шаров.

В категории «совместная работа» отмечена песня «В нашем маленьком городе» в исполнении Бранимира, Чижа и «25/17», в номинации «лучший кавер» победила песня «Незнайка» группы «Гражданская оборона» в исполнении F.P.G, а лучшим концертом стало выступление Дианы Арбениной и группы «Ночные Снайперы» на московском стадионе «Открытие Банк Арена» 8 июля 2023 года.

«Легендой года» в этом году назван «Сектор Газа», а в номинации «Наше кино» победил сериал «Король и Шут».

Стас Михайлов расскажет про 55-летнию юбилей в ТАСС

19.04.2024 19:08 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Илья Золкин

Творческая встреча с певцом и композитором Стасом Михайловым, посвященная предстоящему юбилею исполнителя, состоится в пресс-центре ТАСС 24 апреля 2024 года. На ней музыкант расскажет про свой праздничный концерт с программой «55», который состоится на сцене «Live Арена» 27 апреля.

Народный артист РФ расскажет о подготовке к юбилейному концерту, программе и гостях торжественного вечера, а также проанонсирует юбилейный тур по России. Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в «ВКонтакте».

Не так давно Стас Михайлов стал гостем нового выпуска YouTube-шоу «Вопрос ребром». Обзор на этот выпуск был опубликовало информационное агентство «ИнтерМедиа».

Начало в 12.00.

Справки и аккредитация: +7 (926) 608-0816, press-center@tass.ru.

Фото: Илья Золкин
Теги: Стас Михайлов, анонс пресс-конференции
β 16+