Боно, Эдж и Мартин Гаррикс исполнили гимн Чемпионата Европы по футболу (Видео)Фестиваль Park Live вновь отложили на годЕлена Ваенга и Сергей Пенкин споют «Три аккорда» в новом сезоне на Первом каналеУмер Михаил СадчиковУмерла комедийная актриса Кира Крейлис-ПетроваЮлия Пересильд отправится на МКС с Климом ШипенкоУмер оперный певец Владимир РедькинДжей Зи и Foo Fighters попали в Зал славы рок-н-роллаДрейк стал артистом десятилетия BillboardДанила Козловский и Валерий Тодоровский вошли в новый состав Экспертного совета Фонда киноРоссийский тур Hurts отмененНикас Сафронов получил звание народного художника РоссииУмер старейший в мире актер Норман ЛлойдДуа Липа получила две награды Brit Awards, а Little Mix и Haim стали лучшими группами годаХолзи и Марен Моррис получили BMI Pop Awards 2021Rasmus приедет с концертами в Россию через полтора годаНазваны имена лауреатов премии International Opera Awards 2021Концерт Луи Томлинсона в Москве вновь отложен«Евровидение 2021» покажет в прямом эфире Первый канал (Видео)Умер Вадим Алисов

Екатерина Еременко: «Я рассказываю о счастливых людях, которые занимаются достойным делом»

Мировая премьера фильма «Буквальная геометрия» кинодокументалиста Екатерины Еременко состоялась 13 октября 2015 года в рамках фестиваля актуального научного кино (ФАНК). Картина о работе научно-исследовательского центра «Дискретизация в геометрии и динамике» показывает математические исследования без сознательных упрощений научных вопросов за счет «живого» киноязыка и раскрытия характеров героев.

Корреспондент InterMedia Анна Ефанова побеседовала с режиссером о том, как снимать документальный фильм-наблюдение в кризисные годы научного кино.

– Есть ли параллели между «Буквальной геометрией» и другими вашими фильмами о математике?

- Да, для меня он стал дополнительным движением вперед. С одной стороны — это продолжение традиций «Моего класса», где мы снимали моих одноклассников. С другой – «Чувственной математики», в которой показали великих ученых. На этот раз мы решили попробовать найти новые формы коммуникации кинематографа с наукой и погрузиться в математику больше. Мне кажется, что у нас получился, скорее, фильм о науке, чем о людях, создающих ее.

– Название метафорично?

- Я думаю, что его расшифровывать — неблагодарное занятие. Могу лишь сказать, что мы очень долго искали нечто подходящее. Хотелось, чтобы зритель почувствовал его созвучность «Чувственной математике».

Сначала я назвала этот фильм «Эмоциональная математика», поскольку в нем много эмоций: отчаяния, надежд и радости. В итоге, выбрали другое русское название «Буквальная геометрия». Ученые, кстати, раскрашивают букву «В» в одном из эпизодов фильма. Английское название The Discrete Charm of Geometry предложил математик Борис Шпрингборн участвующий в съемках.

– Как вы объяснили ученым, о чем будет этот фильм?

- Я им не объясняла. Для меня каждая кинокартина — это свое путешествие, путь, который с интересом прохожу. В некотором смысле, это мой способ борьбы с хаосом, потому что я рассказываю о счастливых людях, которые занимаются достойным делом. Ученые ведь служители культа науки. Для них исследовательский процесс — это сакральное состояние. Когда начинаются обсуждения, то они становятся, как дети, и забывают обо всех заботах и делах.

В «Чувственной математике» мы сняли ученых, рассказывающих о своей работе и через свое повествование позволяющих нам ее почувствовать. В «Буквальной геометрии» показываем взаимодействие математиков в коллективе, стремимся передать их эмоции во время рождения научных истин.

– Назовете главное?

- Мы, например, рассказываем о пока не решенных задачах, которые можно быстро сформулировать. Кроме того, стараемся решать чисто художественные проблемы — задать экзистенциальные вопросы, выходящие за грань математики: их порой страшно задавать самому себе.

Профессия ведь очень много значит в жизни человека, что бы мы не говорили. То, где ты выкладываешься на 100 %, когда это происходит и почему — иногда важно спросить себя, насколько ты готов всем пожертвовать, чтобы найти свою истину. Это ведь экстремально, страшно. И задать этот вопрос математикам, может быть, особенно ценно, поскольку они привыкли быть честными. Как никакая другая наука, математика четко делит между собой черное и белое. В ней нет полутонов: либо ты прав, либо не прав.

– Научная жизнь дискретна?

- Наверное, можно так сказать. Ученые ставят задачи, а потом видят, как они сочетаются между собой и связываются. А что такое дискретность? Если говорить о том, что материя состоит из атомов, то все дискретно.

– В чем смысл дискретности «Буквальной геометрии»?

- Мои ученые пытаются найти ее правильные, основные свойства. И в этом плане дискретность созвучна художественным задачам фильма — показать конкретные судьбы людей, складывающиеся в общую картину. Я показала фильм своим героям, и один из них сказал мне, что после показа у зрителя изменится отношение к науке.

Конечно, то, что выйдет в прокат — это верхушка айсберга, за которой стоит очень много другого. Во многом поэтому, мы перечисляем в конце фильма решенные задачи и научные работы, возникшие во время съемок.

– Вышло экспериментальное кино?

- Нормальный, не телевизионный фильм, который ведет за собой зрителей, при этом не опускаясь до их уровня. Нам повезло, поскольку возникла совершенно уникальная возможность — практически каждый день, в течение двух лет я находилась среди математиков и снимала их. Хотя обычно как снимаются фильмы? У тебя есть съемочная группа и несколько дней, которые стоят дорого. Ты приезжаешь к конкретным людям, быстро берешь у них интервью и уезжаешь домой.

– Как вам удалось изнутри взглянуть на исследовательский процесс?

- Меня пригласил поучаствовать в проекте его руководитель — наш соотечественник, замечательный русский математик питерской школы Александр Бобенко. Он посмотрел фильм «Мой класс». Мы познакомились с ним после «Чувственной математики», которую он также видел. Помимо режиссерского, у меня ведь еще есть математический диплом. Мне кажется, обществу нужно рассказывать о деятельности ученых, особенно математиков. Тем более, что наши представления о фундаментальных исследованиях, к сожалению, часто ошибочны.

– Для вас ценно, каким будет зритель, или весомее, чтобы он просто был?

- Чтобы зритель пришел. Мне интересно, что у нас получится, как аудитория воспримет «Буквальную геометрию», появятся ли у нее своя аудитория.

Возможно, этот фильм удивит тем, как он «нашпигован» настоящей математикой. Хотя это сделано нами очень коротко и немного, но вполне сознательно. Мы вставили в него отдельные математические фрагменты, которые понять невозможно, да и не нужно. Их можно сравнить со специями к блюду, без которых есть несъедобно. Наверное, это будет интересно специалистам.

Что еще необычного? Мозаичность структуры. Мы все привыкли к тому, что, если начинается рассказ, то дальше пойдут объяснения — я этого не делаю. И раньше, в «Чувственной математике» не делала. Там у меня была идея мотивировать, не столько объяснить. И здесь мы продолжаем ранее начатое движение.

Для людей, не имеющих отношения к математике, видимо, будет важна общечеловеческая линия. Она должна держать внимание, как мне кажется. В любом случае, те, кто со мной — я рада. Кто не со мной — бывает. А если вдруг окажется много людей, кто со мной — просто счастлива.

– После «Чувственной математики» пришло счастье?

- У меня появился невероятный опыт. Честно, не ожидала такого большого зрительского успеха. Думала, что крошечный фильм соберет маленькую аудиторию.

Почему так случилось? Возможно, потому что со мной работала замечательная команда: великий оператор Павел Костомаров, прекрасный композитор Марк Шредер и очень хороший режиссер монтажа Марат Магамбетов. А может, потому что фильм получилось снять современным языком. Это стало модным, посмотреть «Чувственную математику». Он оказался востребованным среди молодежи.

Что самое интересное, фильму уже три года, а он до сих пор собирает полные залы. Сейчас я приехала с огромного показа в Берлине, а через пару недель снова поеду в Нью-Йорк.

– Но ведь математики — интеллектуально крутые люди, как вы однажды сказали.

- Когда был Московский международный кинофестиваль, то мы вообще удивились, что нас допустили до этого праздника жизни. Ко мне на премьеру пришли совершенно не гламурные люди — математики в стоптанных ботинках. Я слышала разговор пожилой пары во время проката, где женщина говорила мужчине: «Послушай, ну можем же мы хоть раз выбраться в кино?» Такой зритель пришел, который обычно в кинотеатр не ходит. Я встретила пару, в которой жена мне сказала, что ее муж был последний раз в кино в 1985 году.

Экономисты сказали бы, наверное, что это новый рынок — ученые, скачивающие фильмы в интернете. Я рада, что многие посмотрели «Чувственную математику» в кинотеатрах. На компьютере гораздо лучше смотреть истории со строгой сюжетной линией.

– Не секрет, что научное кино снимать технически сложно. Оно переживает кризис?

- По-видимому, не лучшие времена во всем мире. С одной стороны — это огромная индустрия, изначально являющаяся одной из основных в документальном кино. С другой — исчезающее явление, которое всюду сокращает форматы. Пожалуй, что слишком долго снимались фильмы с учеными-оракулами, скучно вещающими о науке.

– Кто в этом виноват?

- Сами кинематографисты, поскольку нельзя стоять на одном и том же месте. Нужно искать новые подходы, развиваться.

Когда мы снимали «Чувственную математику», то я пыталась вовлечь телевидение, поскольку была еще и продюсером. Тогда мне редакторы говорили: «Знаешь, лично мне нравится, что ты делаешь, но наш зритель к этому не привык»; «Наш зритель любит попроще, они привыкли к другому»... В конце концов, я сделала фильм без телевидения. И, если бы оно изначально участвовало в нем, то вышло бы кино с закадровым текстом, когда тебе рассказывают, что ты только что видел, что сейчас видишь и что еще увидишь. И все это помногу раз пересказывается — скучно и неинтересно. Я благодарна судьбе за то, что этого не произошло.

– Сколько минут занял отснятый материал «Буквальной геометрии»?

- Трудно сказать. Но у меня остались фрагменты, которые хотелось бы переработать и, возможно, использовать в последующих фильмах.

– Имеете в виду «Озеро Восток»?

- И его тоже. У меня есть идеи, как интегрировать в этот фильм современную математику. В сценарии, например, прописаны геометрические картинки. Пока мы не все сняли. Надеюсь, что к сентябрю следующего года фильм будет готов.

Новости партнеров

Андрей Князев снял музыкальный фильм ужасов в 3D-анимации (Видео)

кадр из фильма

Лидер группы «КняZz» Андрей Князев представил свой первый музыкальный фильм «Сыны канализации» в 3D-анимации. 16-минутная короткометражка представляет собой пародию на западные трэш-хорроры. В мультфильме много отсылок к творчеству «Короля и шута» и звучит три песни из репертуара группы «КняZz» - «Клоун», «Роковой карнавал» и «Пиво-пиво-пиво».

Работа над мультфильмом продолжалась полгода.

- Должен сказать, что всё детство безвылазно рисовал комиксы и, вероятно, именно это увлечение подвигло меня в нынешнее время начать осваивать целый спектр 3D-софта для воплощения своих идей, - рассказал Андрей Князев. - Несмотря на то, что некоторым людям, вряд-ли покажется близкой тема канализации, тем не менее фильм этот получился о дружбе и сплочённости. И конечно, о музыке! Мы живём в привычном для нас мире: ходим на работу, ездим на дачу и редко задумываемся, что где-то, возможно, совсем близко от нас может существовать другая жизнь. В корне отличающаяся от нашей. Но музыка способна объединять совершенно разных людей и даже разных существ.

InterMedia напоминает, что концерт Андрея Князева с программой песен «Короля и шута» «Блуждают тени» состоится в московском «Главклубе» 7 августа 2021 года.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Джиллиан Андерсон станет матерью Элль Фаннинг

инстаграм Джиллиан Андерсон

Джиллиан Андерсон присоединилась к касту второго сезона сериала «Великая». Об этом сообщил телеканал Hulu. Актриса сыграет мать главной героини – российской императрицы Екатерины Второй – Иоганну Елизавету. Она находилась в близком родстве с мужем Екатерины – императором Петром III (в сериале его играет Николас Холт), была его двоюродной теткой.

По сюжету, Иоганна - гламурная светская львица из Германии, которую иногда также называют «маэстро брака» за ее способность создавать высокопоставленные партнерские отношения для своих дочерей. До нее дошли слухи о перевороте, совершенном Екатериной, и она приезжает в Россию, чтобы убедиться в этом лично. Вскоре становится ясно, что Иоганна не просто волнуется за любимую дочку, но имеет более зловещие намерения, как спасти репутацию своей семьи. По словам представителей телеканала, роль Андерсон будет эпизодической, она появится всего в паре из десяти будущих эпизодов. Дата премьеры продолжения «Великой» пока не названа, съемки начались в феврале этого года.

Фото: инстаграм Джиллиан Андерсон
Теги: новый сезон, Джиллиан Андерсон, Великая, сериалы

Рецензия на сериал «Непобедимый»: Супергероика, о которой мы позабыли

постер к сериалу

Оценка: 8 из 10

Премьера первого сезона анимационного сериала «Непобедимый» состоялась на стриминговом сервисеAmazon Prime Video 26 марта, а заключительный эпизод вышел 30 апреля 2021 года. Режиссёры: Джефф Аллен, Пол Фёрмингер и Роберт Вэлли. В ролях: Стивен Ян, Сандра О, Дж. К. Симмонс, Зази Битц, Уолтон Гогинс, Закари Куинто, Марк Хэмилл, Махершала Али, Джон Хэмм, Сет Роген и другие.

Супергеройское кино нынче обязано маскироваться подо что угодно, лишь бы выделиться из общей массы. Кто-то делает деконструкцию жанра и выводит его на мета-уровень («Пацаны»), кто-то превращает в феминистическую пародию («Сила грома»), кто-то – в философский постмодернистский трактат («Хранители» Линделофа), а некоторые пытаются стереть грань между большими и малыми экранами в надежде создать единый супергеройский миф, хотя выходит пока какая-то мыльная опера («Ванда/Вижн» и «Сокол и Зимний солдат»). Однако во всём этом засоренном однообразным контентом поле неожиданно образовался лучик света, название которому – «Непобедимый».

«Непобедимый», вышедший на стриминге «Амазона», выполняет одну-единственную задачу и делает это чертовски здорово. Сериал просто рассказывает классическую супергеройскую историю, по нынешним меркам – олдскульную, и вкладывает в этот процесс всю свою творческую мощь и, что немаловажно, душу. На выходе получилась эталонная супергероика: в первом сезоне всего восемь серий, но к их финалу зритель бесповоротно влюбляется в героев, сюжет, стилистику и эту вселенную в целом раз и навсегда.

Главный герой – 17-летний Марк Грэйсон (его озвучивает звезда «Минари» Стивен Ян). Отец у Марка – самый могущественный супергерой на планете Омни-Мэн, или просто Нолан Грейсон (Дж. К. Симмонс). Омни-Мэн – своего рода вариация на тему Супермена: когда-то давно прилетел на Землю, осел здесь, завёл семью, у них родился сын. К 17-летию у Марка начинают пробуждаться собственные способности, совладать с которыми его учит опытный отец.

Однако Омни-Мэн, естественно, не единственный супергерой. Спокойствие людей также охраняют различные группы супергероев, одна из которых – Защитники, что-то вроде местной Лиги справедливости (там и человек-акула есть, и спидстер в красном трико, и воинственная женщина с копьём). В конце первого эпизода происходит событие, спутывающее все карты и подвешивающее зрителя на крючок до самой последней серии. Всеобщий любимец и многолетний спаситель человечества Омни-Мэн внезапно вступает в бой с Защитниками и жесточайшим образом убивает каждого из них. Что это было? Им кто-то управлял, или он не тот, за кого себя выдаёт? Что же будет с Марком теперь?

Повествование выдерживает единый ровный темп от начала до конца: история становления Марка, его отношения в школе, с друзьями и внутри семьи, прекрасно сбалансированы с супергеройским экшеном, спасением планеты от инопланетных вторжений и буднями людей со способностями. По духу очень близко к классическим ранам про «Человека-паука», где подростковые проблемы отлично сочетались с героическими поступками. Здесь тоже при просмотре постоянно ощущается своеобразная каноничность происходящего – будто бы перед нами некий слепок хрестоматийной супергеройской истории, ставшей прообразом всех остальных фантазий на тему.

Но нет, создатель данной серии комиксов (так же известный как автор «Ходячих мертвецов») Роберт Киркман отдал в печать первый выпуск в сравнительно недавнем 2003 году. Киркман тогда нескромно подписал обложку: «Лучший супергеройский комикс». Поначалу это казалось шуткой, но со временем серия набрала такую популярность и столько положительных отзывов, что ироничный маркетинговый ход постепенно стал чистой правдой. У сериала «Амазон» есть потенциал пойти той же дорогой.

Киркман не стал ограничиваться номинальной должностью продюсера, он с головой погрузился в производственный процесс «Непобедимого». Если вы читали оригинальный комикс, то сразу же заметите, с какой покадровой точностью воссозданы события в сериале, помноженные на красочную анимацию, с помощью которой создателям удалось скроить не просто зрелищный блокбастер, но и показать запредельный уровень насилия. По литрам крови, количеству оторванных конечностей, брутальности и общей бескомпромиссности происходящего «Непобедимый» смотрит на «Пацанов» как на ничтожество. Притом что и в плане юмора здесь полный порядок.

Трудно сказать, а с чем в принципе у сериала не порядок. Звёздный актёрский состав идеально подобран для озвучки: Ян, Симмонс, Битц отчётливо проглядываются через свои анимационные образы. Персонажи живые и объёмные – причём к концу сезона уже по-новому воспринимаются абсолютно каждый из них, будь то поначалу казавшийся типичным подонком Рекс или Робот, к финалу буквально представший в новом обличии. Злодеи тоже подобраны на отлично, даже эпизодические. Концовка сезона даёт понять, что в «Непобедимом» в общем-то и не будет маловажных героев/злодеев, а сама история вот-вот превратится в настоящий супергеройский эпос. Лучше затравки ко второму сезону и не придумать.

Вадим Богданов, InterMedia

Новости партнеров

β 16+