Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Екатерина Еременко: «Я рассказываю о счастливых людях, которые занимаются достойным делом»

Мировая премьера фильма «Буквальная геометрия» кинодокументалиста Екатерины Еременко состоялась 13 октября 2015 года в рамках фестиваля актуального научного кино (ФАНК). Картина о работе научно-исследовательского центра «Дискретизация в геометрии и динамике» показывает математические исследования без сознательных упрощений научных вопросов за счет «живого» киноязыка и раскрытия характеров героев.

Корреспондент InterMedia Анна Ефанова побеседовала с режиссером о том, как снимать документальный фильм-наблюдение в кризисные годы научного кино.

– Есть ли параллели между «Буквальной геометрией» и другими вашими фильмами о математике?

- Да, для меня он стал дополнительным движением вперед. С одной стороны — это продолжение традиций «Моего класса», где мы снимали моих одноклассников. С другой – «Чувственной математики», в которой показали великих ученых. На этот раз мы решили попробовать найти новые формы коммуникации кинематографа с наукой и погрузиться в математику больше. Мне кажется, что у нас получился, скорее, фильм о науке, чем о людях, создающих ее.

– Название метафорично?

- Я думаю, что его расшифровывать — неблагодарное занятие. Могу лишь сказать, что мы очень долго искали нечто подходящее. Хотелось, чтобы зритель почувствовал его созвучность «Чувственной математике».

Сначала я назвала этот фильм «Эмоциональная математика», поскольку в нем много эмоций: отчаяния, надежд и радости. В итоге, выбрали другое русское название «Буквальная геометрия». Ученые, кстати, раскрашивают букву «В» в одном из эпизодов фильма. Английское название The Discrete Charm of Geometry предложил математик Борис Шпрингборн участвующий в съемках.

– Как вы объяснили ученым, о чем будет этот фильм?

- Я им не объясняла. Для меня каждая кинокартина — это свое путешествие, путь, который с интересом прохожу. В некотором смысле, это мой способ борьбы с хаосом, потому что я рассказываю о счастливых людях, которые занимаются достойным делом. Ученые ведь служители культа науки. Для них исследовательский процесс — это сакральное состояние. Когда начинаются обсуждения, то они становятся, как дети, и забывают обо всех заботах и делах.

В «Чувственной математике» мы сняли ученых, рассказывающих о своей работе и через свое повествование позволяющих нам ее почувствовать. В «Буквальной геометрии» показываем взаимодействие математиков в коллективе, стремимся передать их эмоции во время рождения научных истин.

– Назовете главное?

- Мы, например, рассказываем о пока не решенных задачах, которые можно быстро сформулировать. Кроме того, стараемся решать чисто художественные проблемы — задать экзистенциальные вопросы, выходящие за грань математики: их порой страшно задавать самому себе.

Профессия ведь очень много значит в жизни человека, что бы мы не говорили. То, где ты выкладываешься на 100 %, когда это происходит и почему — иногда важно спросить себя, насколько ты готов всем пожертвовать, чтобы найти свою истину. Это ведь экстремально, страшно. И задать этот вопрос математикам, может быть, особенно ценно, поскольку они привыкли быть честными. Как никакая другая наука, математика четко делит между собой черное и белое. В ней нет полутонов: либо ты прав, либо не прав.

– Научная жизнь дискретна?

- Наверное, можно так сказать. Ученые ставят задачи, а потом видят, как они сочетаются между собой и связываются. А что такое дискретность? Если говорить о том, что материя состоит из атомов, то все дискретно.

– В чем смысл дискретности «Буквальной геометрии»?

- Мои ученые пытаются найти ее правильные, основные свойства. И в этом плане дискретность созвучна художественным задачам фильма — показать конкретные судьбы людей, складывающиеся в общую картину. Я показала фильм своим героям, и один из них сказал мне, что после показа у зрителя изменится отношение к науке.

Конечно, то, что выйдет в прокат — это верхушка айсберга, за которой стоит очень много другого. Во многом поэтому, мы перечисляем в конце фильма решенные задачи и научные работы, возникшие во время съемок.

– Вышло экспериментальное кино?

- Нормальный, не телевизионный фильм, который ведет за собой зрителей, при этом не опускаясь до их уровня. Нам повезло, поскольку возникла совершенно уникальная возможность — практически каждый день, в течение двух лет я находилась среди математиков и снимала их. Хотя обычно как снимаются фильмы? У тебя есть съемочная группа и несколько дней, которые стоят дорого. Ты приезжаешь к конкретным людям, быстро берешь у них интервью и уезжаешь домой.

– Как вам удалось изнутри взглянуть на исследовательский процесс?

- Меня пригласил поучаствовать в проекте его руководитель — наш соотечественник, замечательный русский математик питерской школы Александр Бобенко. Он посмотрел фильм «Мой класс». Мы познакомились с ним после «Чувственной математики», которую он также видел. Помимо режиссерского, у меня ведь еще есть математический диплом. Мне кажется, обществу нужно рассказывать о деятельности ученых, особенно математиков. Тем более, что наши представления о фундаментальных исследованиях, к сожалению, часто ошибочны.

– Для вас ценно, каким будет зритель, или весомее, чтобы он просто был?

- Чтобы зритель пришел. Мне интересно, что у нас получится, как аудитория воспримет «Буквальную геометрию», появятся ли у нее своя аудитория.

Возможно, этот фильм удивит тем, как он «нашпигован» настоящей математикой. Хотя это сделано нами очень коротко и немного, но вполне сознательно. Мы вставили в него отдельные математические фрагменты, которые понять невозможно, да и не нужно. Их можно сравнить со специями к блюду, без которых есть несъедобно. Наверное, это будет интересно специалистам.

Что еще необычного? Мозаичность структуры. Мы все привыкли к тому, что, если начинается рассказ, то дальше пойдут объяснения — я этого не делаю. И раньше, в «Чувственной математике» не делала. Там у меня была идея мотивировать, не столько объяснить. И здесь мы продолжаем ранее начатое движение.

Для людей, не имеющих отношения к математике, видимо, будет важна общечеловеческая линия. Она должна держать внимание, как мне кажется. В любом случае, те, кто со мной — я рада. Кто не со мной — бывает. А если вдруг окажется много людей, кто со мной — просто счастлива.

– После «Чувственной математики» пришло счастье?

- У меня появился невероятный опыт. Честно, не ожидала такого большого зрительского успеха. Думала, что крошечный фильм соберет маленькую аудиторию.

Почему так случилось? Возможно, потому что со мной работала замечательная команда: великий оператор Павел Костомаров, прекрасный композитор Марк Шредер и очень хороший режиссер монтажа Марат Магамбетов. А может, потому что фильм получилось снять современным языком. Это стало модным, посмотреть «Чувственную математику». Он оказался востребованным среди молодежи.

Что самое интересное, фильму уже три года, а он до сих пор собирает полные залы. Сейчас я приехала с огромного показа в Берлине, а через пару недель снова поеду в Нью-Йорк.

– Но ведь математики — интеллектуально крутые люди, как вы однажды сказали.

- Когда был Московский международный кинофестиваль, то мы вообще удивились, что нас допустили до этого праздника жизни. Ко мне на премьеру пришли совершенно не гламурные люди — математики в стоптанных ботинках. Я слышала разговор пожилой пары во время проката, где женщина говорила мужчине: «Послушай, ну можем же мы хоть раз выбраться в кино?» Такой зритель пришел, который обычно в кинотеатр не ходит. Я встретила пару, в которой жена мне сказала, что ее муж был последний раз в кино в 1985 году.

Экономисты сказали бы, наверное, что это новый рынок — ученые, скачивающие фильмы в интернете. Я рада, что многие посмотрели «Чувственную математику» в кинотеатрах. На компьютере гораздо лучше смотреть истории со строгой сюжетной линией.

– Не секрет, что научное кино снимать технически сложно. Оно переживает кризис?

- По-видимому, не лучшие времена во всем мире. С одной стороны — это огромная индустрия, изначально являющаяся одной из основных в документальном кино. С другой — исчезающее явление, которое всюду сокращает форматы. Пожалуй, что слишком долго снимались фильмы с учеными-оракулами, скучно вещающими о науке.

– Кто в этом виноват?

- Сами кинематографисты, поскольку нельзя стоять на одном и том же месте. Нужно искать новые подходы, развиваться.

Когда мы снимали «Чувственную математику», то я пыталась вовлечь телевидение, поскольку была еще и продюсером. Тогда мне редакторы говорили: «Знаешь, лично мне нравится, что ты делаешь, но наш зритель к этому не привык»; «Наш зритель любит попроще, они привыкли к другому»... В конце концов, я сделала фильм без телевидения. И, если бы оно изначально участвовало в нем, то вышло бы кино с закадровым текстом, когда тебе рассказывают, что ты только что видел, что сейчас видишь и что еще увидишь. И все это помногу раз пересказывается — скучно и неинтересно. Я благодарна судьбе за то, что этого не произошло.

– Сколько минут занял отснятый материал «Буквальной геометрии»?

- Трудно сказать. Но у меня остались фрагменты, которые хотелось бы переработать и, возможно, использовать в последующих фильмах.

– Имеете в виду «Озеро Восток»?

- И его тоже. У меня есть идеи, как интегрировать в этот фильм современную математику. В сценарии, например, прописаны геометрические картинки. Пока мы не все сняли. Надеюсь, что к сентябрю следующего года фильм будет готов.

Сегодня 80 лет Владимиру Долинскому

Илья Золкин

20 апреля 2024 года, суббота.

Баста даст концерт в ДС «Мегаспорт».

Юрий Антонов, Александр Розенбаум и Любовь Успенская выступят на премии «Шансон года».

Фестиваль «Крепитесь люди, скоро лето!» состоится в «Эльдаре».

«Эпидемия» объединит четыре рок-оперы в мультивселенную «Эльфийской рукописи».

«Аванс» назовет имена новых звезд российского кино.

Бывшие и нынешние жёны футболистов расскажут всю правду о своих отношениях в «Секрете на миллион».

Документальный фильм про Робина Уильямса покажет Первый канал.

29 лет рэперу Matrang.

41 год модели Миранде Керр.

43 года певице Татьяне Зыкиной.

44 года рэперу Басте.

48 лет пародистке Светлане Галке.

51 год телеведущей Татьяне Геворкян.

52 года модели и актрисе Кармен Электре.

55 лет назад родился режиссёр Максим Паперник (1969-2017).

56 лет лидеру группы «Конец фильма» Евгению Феклистову.

58 лет ведущему «Своей игры» Петру Кулешову.

60 лет актёру Энди Сёркису.

63 года актёру Константину Лавроненко.

65 лет продюсеру и режиссёру Джеймсу Вонгу.

66 лет певцу Юрию Охочинскому.

75 лет актрисе Джессике Лэнг.

80 лет Владимиру Долинскому.
Владимир Абрамович Долинский родился 20 апреля 1944 года в Москве. Советский и российский актёр, телеведущий. Заслуженный артист России (1994).

80 лет назад родился продюсер Михаил Плоткин (1944-2021).

81 год джазмену Анатолию Кроллу.

95 лет назад родился кинооператор Вадим Юсов (1929-2013).


21 апреля.

Баста даст концерт в ДС «Мегаспорт».

Фестиваль «Крепитесь люди, скоро лето!» состоится в «Эльдаре».

Гарик Сукачев отдаст «всю власть поэтам» в Москве.

«Эпидемия» объединит четыре рок-оперы в мультивселенную «Эльфийской рукописи».

26 лет участнику дуэта Gayazovs Brothers Тимуру Гаязову.

31 год актёру Илье Маланину.

34 года певице Надежде Дорофеевой.

37 лет певице Анастасии Приходько.

42 года актёру Петру Фёдорову.

45 лет актёру Джеймсу Макэвою.

54 года радиоведущему Александру Нуждину.

56 лет писательнице Татьяне Устиновой.

64 года певцу Ивану Московскому.

65 лет лидеру группы Cure Роберту Смиту.

66 лет актрисе Энди Макдауэлл.

77 лет певцу Игги Попу.

10 лет назад умер актёр Александр Леньков (1943-2014).

30 лет назад умер кинорежиссёр Эдмонд Кеосаян (1936-1994).


22 апреля.

Александр Панайотов, Маргарита Позоян и Людмила Соколова исполнят наследие Уитни Хьюстон.

33 года актрисе Леони Бенеш.

34 года актрисе Яне Кошкиной.

34 года рэперу Machine Gun Kelly.

35 лет назад умер лидер группы «Промышленная архитектура» Дмитрий Селиванов (1964-1989).

38 лет актрисе Эмбер Хёрд.

50 лет басисту группы System of a Down Шаво Оладжяну.

57 лет актрисе Шерил Ли

58 лет актёрам Владимиру и Юрию Торсуевым.

58 лет певице Нине Шацкой.

65 лет назад родился актёр Александр Тютрюмов (1959-2023).

87 лет актёру Джеку Николсону.

91 год кинорежиссёру Валерию Ускову.

140 лет назад умерла балерина Мария Тальони (1804-1884).

Фото: Илья Золкин На фото: Владимир Долинский
Теги: события дня, Владимир Долинский
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Виктор Шамиров снимает драмеди об астрономах «Температура вселенной»

предоставлено пресс-службой Кинопоиска

Стартовали съемки нового фильма Виктора Шамирова («Со мною вот что происходит», «Большая секунда») «Температура вселенной». Как сообщает «Кинопоиск», в марте работа над фильмом прошла в поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии.

Согласно синопсису это «история расставания и встречи, которая разворачивается в поселке астрономов». Виктор Шамиров описывает новый проект как камерную драму про людей, наблюдающих за космосом в далеком поселке среди гор Кавказа.

- Мне интересно, как люди, которые думают о космосе, живут свою обычную жизнь. Мне казалось, что это смешное сочетание науки о космосе и истерики семейной драмы, — говорит режиссер.

Главные роли в фильме исполнят Григорий Сиятвинда, Дарья Семёнова, Антон Эльдаров, Ольга Тумайкина, Александра Серзина, Ростислав Бершауэр, Михаил Филиппов и др.

- Мой персонаж — историк из Новосибирска, - рассказал Сиятвинда. - Он одинок, у него нет ни жены, ни семьи. Сергей впервые оказался в поселке Нижний Архыз. Он приезжает на день рождения к своему другу юности - ученому-астроному Андрею (Эльдаров). Сергея пригласила Наташа (Семёнова), жена Андрея, чтобы устроить ему сюрприз, хотя именинник еще не вернулся с конференции в Москве.

- Наташа - астрофизик, работает в местном институте, подрабатывает экскурсоводом, - говорит Дарья Семёнова. - Скромная и верная жена, мама двоих детей. Накануне празднования ей звонит из Москвы муж Андрей и сообщает, что больше к ней не вернется. Сергей пытается ее поддержать, они обсуждают, что сказать друзьям и семье. В какой-то момент между Сергеем и Наташей начинают зарождаться теплые чувства.

Для «Температуры вселенной» Шамиров собрал команду единомышленников, с которыми уже работал. Сценарий писал вместе с Ольгой Мотиной-Супоневой («Большая секунда»), оператором стал Семён Яковлев («Большая секунда», «А зори здесь тихие…»). Производством занимается кинокомпания «Контент-Клуб» («Летучий корабль», «Повелитель ветра»), продюсеры — Антон Сиренко, Павел Горин и Елена Быстрова.

Съемки фильма продолжаются. Дата выхода пока не названа.

Источник: Кинопоиск Фото: предоставлено пресс-службой Кинопоиска
Теги: кинопроект, Григорий Сиятвинда, Виктор Шамиров, Температура вселенной

Ева Лонгория и Хью Бонневиль снимутся в киномюзикле «Рождественская карма»

соцсети

Кунал Найар («Теория Большого взрыва», «Космонавт») исполнит главную роль в фильме «Рождественская карма» (Christmas Karma) режиссера Гуриндер Чадхи («Играй, как Бекхэм», «Дом вице-короля»). Как сообщает Deadline, проект позиционируется как современный болливудский мюзикл, действие которого происходит в Лондоне и вдохновлено оригинальной «Рождественской песнью» Чарльза Диккенса.

Найяр исполнит роль Скруджа, а также в звездном касте фильма заявлены Ева Лонгория, Бой Джордж, Билли Портер, Хью Бонневиль, Лео Сутер, Чаритра Чандран, Пикси Лотт, Дэнни Дайер, Билал Хасна, Аллан Кордунер, Трейси-Энн Оберман, Руфус Джонс и другие.

Чадха написала сценарий, а также выступит в качестве одного из продюсеров, музыку к фильму напишут Гэри Барлоу из Take That, Шезней Льюис из All Saints (она снималась у Гуриндер в «Играй, как Бекхэм») и британский композитор Нитин Соуни.

- Так же, как я уже много лет наслаждаюсь «Этой замечательной жизнью» Фрэнка Капры, моя цель в «Рождественской карме» - создать праздничную классику для нашего времени и для будущих поколений, - говорит режиссер. - Саундтрек будет потрясающим: на него повлияли Евангелие, Бхангра, колядки и классические поп-песни. Вы не сможете усидеть на месте!

- Гуриндер обладает невероятной способностью рассказывать такие интересные современные британские истории, - признается один из продюсеров проекта Зиги Камасе. - Прошло более 20 лет с тех пор, как мы вместе сняли «Играй, как Бекхэм», и в этом фильме есть все те черты сердечности, комедии, драмы и невероятно приятный финал. Это будет праздник мультикультурного Лондона, наполненный невероятным набором песен, написанных Гэри, Шезней и Нитином, с использованием музыкальных жанров от рэпа до диско, и это будет лучший рождественский фильм, который мы выпустим в декабре 2025 года.

β 16+