У Евгения Кулика родился сын ЛотерейУмер режиссер «Вальсирующих» и «Холодных закусок» Бертран БлиеЭльвира Т рассталась с мужемУмер кинорежиссер Дэвид ЛинчУмерла Евгения ДобровольскаяВенсан Кассель стал отцом в четвертый разЭнтони Хопкинс, Пэрис Хилтон и Билли Кристал лишились своих домов из-за пожаров в КалифорнииУмер участник фолк-трио Peter, Paul and Mary Питер ЯрроуЗендая и Том Холланд помолвлены«Эмилия Перес», «Бруталист» и «Сёгун» стали триумфаторами «Золотого глобуса»Муж Обри Плазы покончил с собойЭдуарда Шарлота* приговорили к пяти с половиной годамЛигалайз признан иноагентом в РФДуа Липа и Каллум Тёрнер помолвленыЮрий Колокольников и Вильма Кутавичюте поженилисьСветлана Устинова и Илья Стюарт стали родителямиИтоги-2024 от «ИнтерМедиа»: Shaman, «Комбинация» и КологривыйСергей Полунин уехал из РоссииБывший муж Анны Седоковой покончил с собойСелена Гомес выходит замуж

Екатерина Еременко: «Я рассказываю о счастливых людях, которые занимаются достойным делом»

Мировая премьера фильма «Буквальная геометрия» кинодокументалиста Екатерины Еременко состоялась 13 октября 2015 года в рамках фестиваля актуального научного кино (ФАНК). Картина о работе научно-исследовательского центра «Дискретизация в геометрии и динамике» показывает математические исследования без сознательных упрощений научных вопросов за счет «живого» киноязыка и раскрытия характеров героев.

Корреспондент InterMedia Анна Ефанова побеседовала с режиссером о том, как снимать документальный фильм-наблюдение в кризисные годы научного кино.

– Есть ли параллели между «Буквальной геометрией» и другими вашими фильмами о математике?

- Да, для меня он стал дополнительным движением вперед. С одной стороны — это продолжение традиций «Моего класса», где мы снимали моих одноклассников. С другой – «Чувственной математики», в которой показали великих ученых. На этот раз мы решили попробовать найти новые формы коммуникации кинематографа с наукой и погрузиться в математику больше. Мне кажется, что у нас получился, скорее, фильм о науке, чем о людях, создающих ее.

– Название метафорично?

- Я думаю, что его расшифровывать — неблагодарное занятие. Могу лишь сказать, что мы очень долго искали нечто подходящее. Хотелось, чтобы зритель почувствовал его созвучность «Чувственной математике».

Сначала я назвала этот фильм «Эмоциональная математика», поскольку в нем много эмоций: отчаяния, надежд и радости. В итоге, выбрали другое русское название «Буквальная геометрия». Ученые, кстати, раскрашивают букву «В» в одном из эпизодов фильма. Английское название The Discrete Charm of Geometry предложил математик Борис Шпрингборн участвующий в съемках.

– Как вы объяснили ученым, о чем будет этот фильм?

- Я им не объясняла. Для меня каждая кинокартина — это свое путешествие, путь, который с интересом прохожу. В некотором смысле, это мой способ борьбы с хаосом, потому что я рассказываю о счастливых людях, которые занимаются достойным делом. Ученые ведь служители культа науки. Для них исследовательский процесс — это сакральное состояние. Когда начинаются обсуждения, то они становятся, как дети, и забывают обо всех заботах и делах.

В «Чувственной математике» мы сняли ученых, рассказывающих о своей работе и через свое повествование позволяющих нам ее почувствовать. В «Буквальной геометрии» показываем взаимодействие математиков в коллективе, стремимся передать их эмоции во время рождения научных истин.

– Назовете главное?

- Мы, например, рассказываем о пока не решенных задачах, которые можно быстро сформулировать. Кроме того, стараемся решать чисто художественные проблемы — задать экзистенциальные вопросы, выходящие за грань математики: их порой страшно задавать самому себе.

Профессия ведь очень много значит в жизни человека, что бы мы не говорили. То, где ты выкладываешься на 100 %, когда это происходит и почему — иногда важно спросить себя, насколько ты готов всем пожертвовать, чтобы найти свою истину. Это ведь экстремально, страшно. И задать этот вопрос математикам, может быть, особенно ценно, поскольку они привыкли быть честными. Как никакая другая наука, математика четко делит между собой черное и белое. В ней нет полутонов: либо ты прав, либо не прав.

– Научная жизнь дискретна?

- Наверное, можно так сказать. Ученые ставят задачи, а потом видят, как они сочетаются между собой и связываются. А что такое дискретность? Если говорить о том, что материя состоит из атомов, то все дискретно.

– В чем смысл дискретности «Буквальной геометрии»?

- Мои ученые пытаются найти ее правильные, основные свойства. И в этом плане дискретность созвучна художественным задачам фильма — показать конкретные судьбы людей, складывающиеся в общую картину. Я показала фильм своим героям, и один из них сказал мне, что после показа у зрителя изменится отношение к науке.

Конечно, то, что выйдет в прокат — это верхушка айсберга, за которой стоит очень много другого. Во многом поэтому, мы перечисляем в конце фильма решенные задачи и научные работы, возникшие во время съемок.

– Вышло экспериментальное кино?

- Нормальный, не телевизионный фильм, который ведет за собой зрителей, при этом не опускаясь до их уровня. Нам повезло, поскольку возникла совершенно уникальная возможность — практически каждый день, в течение двух лет я находилась среди математиков и снимала их. Хотя обычно как снимаются фильмы? У тебя есть съемочная группа и несколько дней, которые стоят дорого. Ты приезжаешь к конкретным людям, быстро берешь у них интервью и уезжаешь домой.

– Как вам удалось изнутри взглянуть на исследовательский процесс?

- Меня пригласил поучаствовать в проекте его руководитель — наш соотечественник, замечательный русский математик питерской школы Александр Бобенко. Он посмотрел фильм «Мой класс». Мы познакомились с ним после «Чувственной математики», которую он также видел. Помимо режиссерского, у меня ведь еще есть математический диплом. Мне кажется, обществу нужно рассказывать о деятельности ученых, особенно математиков. Тем более, что наши представления о фундаментальных исследованиях, к сожалению, часто ошибочны.

– Для вас ценно, каким будет зритель, или весомее, чтобы он просто был?

- Чтобы зритель пришел. Мне интересно, что у нас получится, как аудитория воспримет «Буквальную геометрию», появятся ли у нее своя аудитория.

Возможно, этот фильм удивит тем, как он «нашпигован» настоящей математикой. Хотя это сделано нами очень коротко и немного, но вполне сознательно. Мы вставили в него отдельные математические фрагменты, которые понять невозможно, да и не нужно. Их можно сравнить со специями к блюду, без которых есть несъедобно. Наверное, это будет интересно специалистам.

Что еще необычного? Мозаичность структуры. Мы все привыкли к тому, что, если начинается рассказ, то дальше пойдут объяснения — я этого не делаю. И раньше, в «Чувственной математике» не делала. Там у меня была идея мотивировать, не столько объяснить. И здесь мы продолжаем ранее начатое движение.

Для людей, не имеющих отношения к математике, видимо, будет важна общечеловеческая линия. Она должна держать внимание, как мне кажется. В любом случае, те, кто со мной — я рада. Кто не со мной — бывает. А если вдруг окажется много людей, кто со мной — просто счастлива.

– После «Чувственной математики» пришло счастье?

- У меня появился невероятный опыт. Честно, не ожидала такого большого зрительского успеха. Думала, что крошечный фильм соберет маленькую аудиторию.

Почему так случилось? Возможно, потому что со мной работала замечательная команда: великий оператор Павел Костомаров, прекрасный композитор Марк Шредер и очень хороший режиссер монтажа Марат Магамбетов. А может, потому что фильм получилось снять современным языком. Это стало модным, посмотреть «Чувственную математику». Он оказался востребованным среди молодежи.

Что самое интересное, фильму уже три года, а он до сих пор собирает полные залы. Сейчас я приехала с огромного показа в Берлине, а через пару недель снова поеду в Нью-Йорк.

– Но ведь математики — интеллектуально крутые люди, как вы однажды сказали.

- Когда был Московский международный кинофестиваль, то мы вообще удивились, что нас допустили до этого праздника жизни. Ко мне на премьеру пришли совершенно не гламурные люди — математики в стоптанных ботинках. Я слышала разговор пожилой пары во время проката, где женщина говорила мужчине: «Послушай, ну можем же мы хоть раз выбраться в кино?» Такой зритель пришел, который обычно в кинотеатр не ходит. Я встретила пару, в которой жена мне сказала, что ее муж был последний раз в кино в 1985 году.

Экономисты сказали бы, наверное, что это новый рынок — ученые, скачивающие фильмы в интернете. Я рада, что многие посмотрели «Чувственную математику» в кинотеатрах. На компьютере гораздо лучше смотреть истории со строгой сюжетной линией.

– Не секрет, что научное кино снимать технически сложно. Оно переживает кризис?

- По-видимому, не лучшие времена во всем мире. С одной стороны — это огромная индустрия, изначально являющаяся одной из основных в документальном кино. С другой — исчезающее явление, которое всюду сокращает форматы. Пожалуй, что слишком долго снимались фильмы с учеными-оракулами, скучно вещающими о науке.

– Кто в этом виноват?

- Сами кинематографисты, поскольку нельзя стоять на одном и том же месте. Нужно искать новые подходы, развиваться.

Когда мы снимали «Чувственную математику», то я пыталась вовлечь телевидение, поскольку была еще и продюсером. Тогда мне редакторы говорили: «Знаешь, лично мне нравится, что ты делаешь, но наш зритель к этому не привык»; «Наш зритель любит попроще, они привыкли к другому»... В конце концов, я сделала фильм без телевидения. И, если бы оно изначально участвовало в нем, то вышло бы кино с закадровым текстом, когда тебе рассказывают, что ты только что видел, что сейчас видишь и что еще увидишь. И все это помногу раз пересказывается — скучно и неинтересно. Я благодарна судьбе за то, что этого не произошло.

– Сколько минут занял отснятый материал «Буквальной геометрии»?

- Трудно сказать. Но у меня остались фрагменты, которые хотелось бы переработать и, возможно, использовать в последующих фильмах.

– Имеете в виду «Озеро Восток»?

- И его тоже. У меня есть идеи, как интегрировать в этот фильм современную математику. В сценарии, например, прописаны геометрические картинки. Пока мы не все сняли. Надеюсь, что к сентябрю следующего года фильм будет готов.

Сегодня 90 лет Валентине Талызиной

Илья Золкин

22 января 2025 года, среда.

«Начало» Глеба Панфилова покажут и обсудят в «Октябре».

27 лет актрисе Лиане Грибе.

32 года певице Нетте Барзилай.

35 лет рэперу Logic.

37 лет певице Лере Козловой.

39 лет певице Ольге Романовской.

45 лет рэперу Фьюзу.

57 лет актрисе Рэкуэл Кэссиди.

60 лет барабанщику группы Guns N' Roses Стивену Адлеру.

71 год актёру Леониду Ярмольнику.

72 года кинорежиссёру Джиму Джармушу.

73 года поэтессе Маргарите Пушкиной.

76 лет вокалисту группы Journey Стиву Перри.

90 лет Валентине Талызиной.
Валентина Илларионовна Талызина родилась 22 января 1935 года в Омске. Советская и российская актриса, народная артистка РСФСР (1985).

17 лет назад умер актёр Хит Леджер (1979-2008).

20 лет назад умерла пианистка, автор песни «Besame mucho» Консуэло Веласкес (1916-2005).

65 лет назад родился солист группы INXS Майкл Хатченс (1960-1997).

90 лет назад родился певец Сэм Кук (1931-1964).

23 января.

29 лет модели Анастасии Решетовой.

33 года актёру Джеку Рейнору.

34 года певице Ханне.

38 лет актрисе Марии Валешной.

38 лет певице Евгенике.

40 лет модели Даутцен Крёз.

48 лет телеведущей Ольге Шелест.

51 год лидеру проекта IAMX Крису Корнеру.

52 года актёру Дмитрию Исаеву.

52 года певице Маше Кац.

57 лет барабанщику Альберту Потапкину.

69 лет актёру Патрику Керру.

78 лет актёру и каскадёру Александру Иншакову.

115 лет назад родился один из основателей цыганского джаза Джанго Рейнхардт (1910-1953).

24 января.

31 год актрисе Софье Зайке.

39 лет актрисе Мише Бартон.

44 года актрисе Кэрри Кун

47 лет актрисе Екатерине Климовой.

50 лет актрисе Анне Банщиковой.

51 год музыканту и художнику Виктору Пузо.

51 год актёру Эду Хелмсу.

55 лет гитаристу Валерию Дидюле.

57 лет экс-вокалисту группы Helloween Михаэлю Киске.

60 лет режиссёру-мультипликатору Карлосу Салдане.

64 года режиссёру и актёру Сергею Гинзбургу.

64 года актрисе Настасье Кински.

67 лет гитаристу Алексею Белову.

72 года альтисту Юрию Башмету.

73 года актёру Евгению Леонову-Гладышеву.

75 лет актёру и режиссёру Даниэлю Отою.

83 года актрисе Людмиле Савельевой.

84 года певцу Нилу Даймонду.

15 лет назад умер кинорежиссёр Леонид Нечаев (1939-2010).

45 лет назад умер пианист Станислав Нейгауз (1927-1980).

Фото: Илья Золкин На фото: Валентина Талызина
Теги: Валентина Талызина, события дня
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Джон Малкович устраивает закрытый концерт для фанатов в трейлере «Опуса»

постер к фильму

Первый трейлер фильма «Опус» (Opus) представила 21 января 2025 года студия А24. Главные роли в триллере режиссера Марка Энтони Грина исполнили Айо Эдебири, Джон Малкович, Мюррей Бартлетт, Эмбер Мидфандер, Стефани Суганами, Янг Мазино, Татанка Минс, Джульетт Льюис и другие.

По сюжету, журналистка Эриел Эктор (Эдебири) неожиданно для самой себя получает приглашение на закрытую вечеринку-концерт легендарного поп-певца Моретти (Малкович), который 30 лет назад загадочным образом исчез из публичного пространства и вел затворнический образ жизни. Оказавшись в его особняке, полном фанатиков и сбрендивших журналистов, девушка осознаёт, что находится в самом сердце культа и участвует в чем-то очень опасном.

Премьера фильма состоится 27 января на фестивале «Сандэнс». В российский прокат «Опус» выпустит кинокомпания «Атмосфера кино» 13 марта – на день раньше американского.

Фото: постер к фильму
Теги: трейлер, Джон Малкович, Опус, дата выхода

Виктория Заболотная и Виктор Добронравов наводят порядок в Усть-Шахтинске в трейлере «Инспектора Гаврилова»

онлайн-кинотеатр Start

Трейлер и дату премьеры второго сезона сериала «Инспектор Гаврилов» обнародовал 21 января 2025 года онлайн-кинотеатр Start. «ИнтерМедиа» напоминает, что к своим ролям в комедии вернулись Виктор Добронравов, Денис Власенко, Екатерина Стулова, Наталья Земцова, Алексей Демидов, новых персонажей сыграли Виктория Заболотная, Игорь Царегородцев, Сергей Беляев, Артем Осипов и другие. Режиссером стал Анатолий Колиев.

- Бывший преступник Саша Медный (Добронравов) продолжает притворяться начальником ОМВД в небольшом городке Усть-Шахтинске, - сообщается в синопсисе. - Он нашел семью, призвание и стал героем для окружающих. Но все хорошее не может длиться вечно: новость о гибели настоящего Александра Гаврилова приводит в Усть-Шахтинск опасную следовательницу Кристину Сломнюк (Заболотная). Оказывается, она может посоревноваться в хитрости даже с Сашей Медным. Удастся ли ему скрыть свое прошлое?

Премьера новых серий «Инспектора Гаврилова» состоится на Start 24 января. Телевизионная премьера на СТС запланирована позднее в 2025 году.

β 16+