Lyapis Crew - «ТРУбьют, часть 1» ****

2014, «Союз Мьюзик»
«Молодость и радость, анархия и ярость» - эти строчки из песни «12 обезьян» отлично подходят для описания первой части трибьюта «Ляпису Трубецкого», а также процессу его подготовки. Идея сборника каверов на песни группы Сергея Михалка была обнародована ровно год назад, и с тех пор составителям пришло больше сотни треков. Большинство из них оказались вполне пригодными для обнародования, и «ТРУбьют» на глазах разбух до тройного альбома, чуть не рухнул под собственной тяжестью и выжил благодаря краудфандингу. Где-то на последнем этапе сбора средств сам Михалок внезапно объявил о неминуемом распаде «Ляписа Трубецкого», придав параллельно зарождающемуся трибьюту высокий мемориальный смысл. Ныне многие кавера крутятся на круглосуточной сетевой радиостанции «ляписов», а первая часть альбома-посвящения наконец увидела свет.
Анархия и демократичность царят в здешнем трек-листе. Составители явно не смотрели в паспорта участников и не фильтровали их статус - поэтому список песен и исполнителей изобилует незнакомыми именами и разношёрстностью стилистик. Сами «Ляписы» за свою историю пару раз меняли стиль вполне радикально и могли бы самостоятельно выпустить весьма эклектичный «бест». С маленькой помощью знакомых и незнакомых друзей эклектичность получилась ещё более заметной, причём ранние «дворово-шансонные» песни местами зазвучали не менее альтернативными гимнами, чем поздние манифесты.
Так, «Игрушки» сделали из жалостного «Ау» бодрый поп-панк, ускорив песню раза в 2,5 и проглотив некоторые строчки, а «7.000$» частично превратили «Керчь» в рэпкор. После этого вас уже не удивит «Ты кинула» в хэви-металлическом исполнении Time2Begin (а группа явно выросла на каверах Кирилла Немоляева). Удивят же, возможно «12 обезьян» от Нойза МС: здесь Иван допустил гораздо меньше наглой отсебятины, чем хотелось бы. «Беспроводной Kit» превратил «Я верю» в какую-то восточную вязь, в результате чего гуманистический смысл композиции стал почти совсем не виден.
«Броненосец» от Lazy Fingers прозвучал очень мощно в альтернативной версии и на украинском языке. «Жнюв» выхолостил из трека «Спорт прошёл» всю самоироничную составляющую, отчего эта дурацкая по сути песня получилась на редкость драматичной. А вот певец тоски и депрессии Сергей Бабкин выбрал белорусскоязычный «Грай», добавил туда этно-хоры и превратил трек в эпическое психоделичное полотно. Йохан Майер спел «Капитал» по-немецки - теперь это «Das Kapital»; больше он почти ничего не менял, да этого и не требовалось - и без того стало более чем свежо (показалось, что имя Карла Маркса исполнитель произносит особенно яростно). Buzz Fiction выполнил «Почему любовь уходит» в стиле тинпопа с его взаправдашними любовными страданиями. А группа «Очень высокое IQ» вообразила, что она называется «АукцЫон», и в таком образе исполнила «Ты мая». Сама по себе мощная «Нафта» в обработке Exist M приобрела «рамштайноообразность», но лучше бы группа надругалась над какой-нибудь другой песней. За «Сочи» взялся альянс O.Torvald & «Бумбокс», но «Бумбокса» в кавере меньше, чем хотелось бы. Зато Баста показал себя изрядным певцом-лириком в «Евпатории», а «Пани Хида» представили даже более уморительную версию «Голубей», чем оригинал. «Узи» в «Берёзках» доказали, что некоторые «шутошные» песни «Ляписа» можно исполнять на полном серьёзе, и они не становятся хуже.
В целом же решение делать «большой» трибьют, а не «звёзды поют песни друг друга» выглядит вполне оправданным: благодаря ему мы услышали несколько интересных новичков и несколько небанальных ремейков. Ну а то что некоторые пришли повыпендриваться и себя показать - так это нормально.
Алексей Мажаев, InterMedia