Шон Пенн разводится с молодой женойСанкт-Петербургский международный культурный форум в 2021 году отмененАлександр Масляков стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством»Шер требует вернуть ей права и гонорары за песни дуэта «Сонни и Шер»Роджер Уотерс женился в пятый разИрина Медведева беременнаСкончалась оперная певица Бэла РуденкоУильям Шетнер стал самым старым астронавтом за 11 минут (Видео)Адель выпустит альбом в ноябреУмер создатель группы Chieftains Пэдди МолониРэпера Tyga обвинила в насилии бывшая девушкаАшер стал четырежды отцомКсения Собчак попала в ДТП со смертельным исходомКристина Риччи снова вышла замужВо время спектакля в Большом погиб артистСергей Газаров возглавит Театр Cатиры«Евровидение 2022» пройдет в Турине (Видео)Кремль поздравил Дмитрия Муратова с присуждением Нобелевской премии мираДэниэл Крэйг получил «бондовскую» звезду на Аллее славы (Видео)Адель возвращается с новой музыкой (Видео)

Умер джазовый контрабасист Чарли Хэйден

Один из самых значительных контрабасистов в истории джаза Чарли Хэйден скончался после продолжительной болезни в Лос-Анджелесе 11 июля 2014 года. Ему было 76 лет, сообщает jazz.ru.

Чарли Хэйден родился 6 августа 1937 г. на Среднем Западе США, в городке Шенандоа, штат Айова. Его родители были кантри-музыкантами, и Чарли вырос в среде народной американской музыки: отец и мать выступали на сельских ярмарках, на религиозных собраниях, а после рождения сына ежесуточно дважды в день выходили в радиоэфир из Шенандоа с собственной получасовой программой. Дебют Чарли в музыке как раз и состоялся в этой программе — ему не было ещё и двух лет: мать заметила, что он мычит, подпевая музыке, и его сделали «сенсацией семейного радиошоу». Вскоре семья переехала в более крупный город — Спрингфилд, штат Миссури, где продолжала выпускать кантри-программу на радио. Чарли пел в семейном шоу, но в 15-летнем возрасте перенёс полиомиелит, который ослабил нервы его лица и горла. Петь он больше не мог, но с 18 лет играл кантри на контрабасе, в том числе в телешоу кантри-певца Реда Фоли, которое снималось в Спрингфилде.

В возрасте 20 лет Чарли Хэйден уехал в Лос-Анджелес, где впервые начал играть джаз. Некоторое время в 1957 г. он выступал в ансамбле пианиста Пола Блэя в клубе Hillcrest и примерно в это время впервые услышал молодого саксофониста Орнетта Коулмана, который произвёл на него огромное впечатление своими радикальными музыкальными идеями. В 1958-м в «Хиллкресте» они выступали уже вместе — Коулман, трубач Дон Черри, Блэй и Хэйден. В 1959 г. Хэйден, Черри и Коулман уехали в Нью-Йорк, где их новаторский квартет с барабанщикомБилли Хиггинсом выступал в клубе Five Spot. Хэйден принимал участие в записи эпохальных альбомов Орнетта Коулмана «The Shape of Jazz to Come», «Tomorrow Is The Question!» (1959), «Free Jazz» и «Change of the Century» (1960) и др.

В 1960-е Хэйден много выступал с другими музыкантами, среди которых были саксофонист Арчи Шепп, пианист Денни Зайтлин, тромбонист Розуэлл Радд и др. В 1969 он создал свой, вероятно, самый «нашумевший» проект — обширный состав Liberation Music Orchestra («Оркестр освободительной музыки»), который активно продвигал левые политические лозунги и вообще идею политической вовлечённости музыкантов. Прославленный альбом этого состава вышел на Impulse! в 1969 г.; лидером «Оркестра» был Хэйден, но ничуть не меньшую роль в его записи сыграла пианист и композитор Карла Блэй, а в 21-минутной сюите на темы мексиканских революционных песен периода освободительных войн главной звездой выступает гитарист Сэм Браун.

Впоследствии Чарли Хэйден не раз восстанавливал «Оркестр освободительной музыки» — они записали альбом «The Ballad of the Fallen» для ЕСМ в 1982 г., но особенно широкой известностью пользуется вариант «Оркестра» 2005 г., выпустивший сильный альбом «Not in Our Name» на Verve.

В 80-е годы прошлого столетия Хэйден участвовал в создании передовой программы импровизационной музыки в Калифорнийском университете искусств CalArts. Основным его проектом 1990-х стал Quartet West, в котором с ним работали саксофонист Эрни Уоттс, пианист Алан Броудбент и барабанщик Ларанс Марэйбл. Музыка этого коллектива в гораздо большей степени была ориентирована на джазовый мэйнстрим, нежели на радикальные увлечения молодых лет Хэйдена.

1990-2000-е годы были периодом наибольшего успеха для Чарли Хэйдена. Он записывал огромное количество проектов самого разного стилистического наполнения, продолжая ряд старых коллабораций или начиная новые: в эти годы он записывался с пианистами Эгберту Жисмонти, Брэдом Мелдау, Гонсало Рубалькабой, Джоном Тейлором, саксофонистами Майклом Бреккером, Джо Хендерсоном, гитаристами Ралфом Таунером, Антонио Фориконе, Роббеном Фордом и многими другими.

Особой любовью аудитории пользовались его выступления и записи с гитаристом Патом Мэтини: их совместный альбом «Beyond The Missouri Sky» (Verve, 1996) был одной из самых удачных записей этого периода и получил Grammy (второй золотой граммофончик Чарли обрёл в 2001 г. за латин-джазовый альбом «Nocturne», записанный на Verve).

В 2010 г. вышел его дуэтный альбом с пианистом Китом Джарреттом «Jasmine», записанный в домашней студии Джарретта ещё в 2007. В 2011 появился теперь уже последний альбом Quartet West «Sophisticated Ladies», а также концертный альбом на ECM, который Хэйден записал в нью-йоркском клубе Birdland в 2009-м (с ним играют саксофонист Ли Кониц, пианист Брэд Мелдау и барабанщикПол Моушн).

В 2010-м был записан и совместный альбом с легендарным пианистомХэнком Джонсом — собрание дуэтных прочтений спиричуэлс и народных песен, «Come Sunday» (вышел на Emarcy в 2012, через полтора года после смерти Хэнка Джонса). И ещё один релиз 2012 г. документировал великолепное трио — саксофонист Ян Гарбарек, пианист Эгберту Жисмонти и контрабасист Чарли Хэйден — записанное на концерте в Мюнхене ещё в 1980-е гг. («MagicoCarta De Amor», ECM).

Месяц назад на ECM вышел ещё один альбом, который Чарли Хэйден и пианист Кит Джарретт записали дуэтом. Как выясняется, записан этот материал был тоже в 2007, одновременно с теми треками, которые были выпущены как «Jasmine». Трудно сказать, то ли продюсер ECM Манфред Айхер что-то уже знал, то ли это случай предвидения — только альбом называется «Last Dance», «Последний танец», и это действительно последний вышедший при жизни Чарли Хэйдена альбом с его участием.

Новости партнеров

Игорь Бутман: «Та музыка, которая является традиционным джазом, во многом получается у нас лучше, чем у европейцев»

16.10.2021 06:00 Музыка Рубрика: Дайджест 16+
инстаграм Игоря Бутмана

ОБ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ И ДРУГИХ ВОЗМОЖНЫХ РЕКОРДАХ

- Мы с ребятами говорили после полета об этом. Сейчас закончится эпопея с юбилеем, и можно вернуться к этой идее. С одной стороны, интересно попасть в Книгу рекордов Гиннесса. С другой стороны, это не сравнится с сыгранным хорошим соло или с игрой в хорошей компании. Но это было интересно. Не страшно, но с адреналином. Чтобы поставить рекорд, надо взлетать тысяч на пять. Там же разреженный воздух, кислорода будет не хватать. Действительно, надо быть острожным.

О ДЖАЗОВОМ МИРЕ В ПАНДЕМИЮ

- Выбирается, как и все мы выбираемся. Болезнь еще не отступает, не все вакцинируются по разным причинам. И это, к сожалению, пока задерживает возвращение к обычной жизни. Но мы не теряем оптимизма.

О ЕГО ГРЯДУЩЕМ ЮБИЛЕЙНОМ КОНЦЕРТЕ В КРЕМЛЕ

- У нас будет джазовый оркестр Линкольн-центра во главе с Уинтоном Марсалисом, будут те музыканты, с которыми я в последнее время плотно сотрудничал: Лариса Долина, Сергей Мазаев, Валерий Сюткин. Будет еще петь Фантини, которая уже стала главной солисткой нашего оркестра, и Олег Аккуратов.

О ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ

- Почти все записанные альбомы — моя гордость и мое горе одновременно. (Смеется.) Что-то мне нравится, что-то очень нравится, а что-то я бы изменил, но уже поздно. Я же творческий человек, и творческие поиски меня постоянно мучают. Но я об этом просто не говорю. Вот только сейчас сказал. Мы сейчас не подводим итоги, а думаем, что многое еще предстоит. Несколько интересных альбомов записаны, их надо выпустить. Кое-что еще надо доделать. Ну и придумать то, чего не делал никто. Мы были первопроходцами в каких-то вещах. Пусть не самых революционных, но все же…

О ГЛАВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ПОБЕДЕ

- Мы первыми начали играть музыку из советских фильмов и мультфильмов. Я записал такой детский альбом с величайшими американскими музыкантами.

О СТРАХЕ ЕВРОПЕЙЦЕВ ПЕРЕД НАШИМИ ДЖАЗМЕНАМИ

- Это так. Они не то чтобы боятся наших музыкантов — это протекционизм. Европа защищает свой рынок, поддерживает своих музыкантов. Конечно, им проще будет получить приглашение на концерты и фестивали, если нет конкуренции. Это все понятно, но нам интересен обмен: мы открываем наш рынок для западных артистов, показываем, что у нас есть интерес к их джазу, и рассчитываем, что наших музыкантов будут активнее приглашать в Европу. Но пока они боятся. Та музыка, которая является традиционным джазом, во многом получается у нас лучше, чем у европейцев. У них очень много музыкантов авангардного направления, это достаточно прохладный, маловиртуозный джаз, но с большой претензией. И порой он не очень интересен даже местной публике

(Анастасия Силкина, 15.10.2021)

Источник: ТАСС Фото: инстаграм Игоря Бутмана
Теги: Игорь Бутман, цитаты
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Нора Джонс выпустила рождественский альбом (Слушать)

16.10.2021 02:46 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Нора Джонс выпустила свой первый «рождественский» альбом «I Dream Of Christmas».

- Я всегда любила рождественскую музыку, но у меня до сих пор не было ни одного праздничного альбома. В прошлом году я обнаружила, что слушаю «Funky Christmas» Джеймса Брауна и «Christmas Album» Элвиса. А в январе 2021 года я задумалась о создании собственного рождественского альбома. Это дало мне возможность поработать над чем-то, что я с нетерпением жду, - рассказала Джонс.

В записи пластинки участвовали Брайан Блейд (ударные), Тони Шерр и Ник Мовшон (бас-гитара), Марик Хьюз (виолончель), Расс Пал (гитара), Дэйв Гай (труба), Рэймонд Мейсон (тромбон). Продюсером лонгплея выступил Леон Майклс.

Илья Демуцкий и «Минин-хор» представят «Последний день вечного города» в «Зарядье»

16.10.2021 01:29 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой хора

Мировая премьера музыкально-драматического театрализованного действа «Последний день вечного города» для чтеца, солистов, хора и инструментального ансамбля состоится 2 ноября 2021 года в МКЗ «Зарядье». Главным участником действа станет Московский государственный академический камерный хор («Минин-хор»).

Композитор Илья Демуцкий (на фото) написал это произведение специально для «Минин-хора», рассказали агентству InterMedia в пресс-службе коллектива. Идея провести аналогии между Первым Римом и Москвой, которую называют Третьим Римом, и посмотреть, как поменялись проблемы горожан за 2000 лет, принадлежит либреттисту и театральному художнику из Чикаго Ольге Масловой.

- Сначала я наткнулась на фото ресторанчика, откопанного недавно в Помпеях и подозрительно напоминающего привокзальное заведение рядом с тремя вокзалами, - говорит Ольга Маслова. - Потом — на фразу из письма двухтысячелетней давности о том, как пыльно и душно летом в Риме, как коренным жителям некуда деваться от приезжих, и потому надо срочно бежать за город, на дачу, на свежий воздух, за свежим молоком. Захотелось ответить на вопрос, заданный еще в 1-м веке нашей эры: «Ну и что же тебя здесь держит, добровольный заложник города?». Результатом замысла стало сочинение Ильи Демуцкого, воссоздающее звуковой ландшафт мегаполиса.

Вместе с поэтом Катей Капович Маслова создала оригинальное либретто, в котором использованы первоисточники времен Рима, настенные надписи, найденные при раскопках Помпеи и Рима, стихи Кати Капович, написанные специально для оратории, записи американского поэта Энджи Эстес и даже птичьи трели в вольном переводе.

- Мое сочинение — и не опера, и не оратория в чистом виде, хотя есть черты и оперы, и оратории, - говорит Илья Демуцкий. - На первом плане для меня был хор во всем многообразии его возможностей, его красота и, если можно так сказать, «не-красота» — потому что избранный язык, выразительные средства очень контрастны. В период сочинения я понял, что отзвук в моей душе (не только в этой конкретной работе) нашла самая разная музыка, особенно та, которую я пел как хорист или дирижировал. Например, Carmina Burana Карла Орфа. Иногда я полушутливо называю свою работу русской «Карминой Бураной».

Фото: предоставлено пресс-службой хора
Теги: анонс, Илья Демуцкий, Зарядье, Минин-хор, Последний день вечного города

Новости партнеров

β 16+