Людмила Берлинская: «Общее настроение записи не сможет передать монтаж»
В Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича состоялась презентация нового альбома фортепианного дуэта Людмилы Берлинской и Артура Анселя. Выпуск диска фирмой «Мелодия» приурочен к празднованию 50-летия компании и впервые за 20 лет не является переизданием или изданием по лицензии. В альбом, посвященный музыке Сергея Прокофьева, вошли его сюиты для двух фортепиано из балетов «Золушка» Михаила Плетнева и «Ромео и Джульетта» Артура Анселя. О фирме и новом альбоме с пианисткой Людмилой Берлинской побеседовала корреспондент InterMedia Анна Ефанова.
— Что представляет собой сегодняшняя «Мелодия»?
- В первую очередь, это колоссальный архив — золотой фонд записей советской эпохи. Со времен «перестройки» фирма «Мелодия» выпускала, в основном, архивные записи. Когда возник проект нашего диска, то сразу появились сложности: выбрать место записи, хорошие рояли, звукорежиссеров. Правда, желание было настолько сильным, что их удалось преодолеть.
— Где проводились записи классической музыки в советские годы?
- Обычно в соборе из красного кирпича — знаменитой «Кирхе». Это здание, недалеко от московской консерватории, принадлежало когда-то «Мелодии».
— Какие записи Валентина Берлинского из созданных в этом помещении вам нравятся?
- Их довольно много. Они по-своему незабываемы. Например, Квартет Прокофьева на кабардино-балкарские темы. Два квартета на одном диске: Равеля и Дебюсси. Изумительный секстет Чайковского «Воспоминание о Флоренции» с Генрихом Талаляном и Мстиславом Ростроповичем. Квинтет Мечислава Вайнберга с автором за роялем — великолепным пианистом.
Очень интересна эволюция записей квартетов Бетховена в трех разных составах с моим отцом. Ростислав Дубинский не записал 15: он считал себя неготовым к двум последним квартетам. Михаил Копельман запись осуществил, но под нажимом отца. А Рубен Агаронян записал все квартеты, и не один раз. Неужели мир улучшается?
Помню, чтобы сыграть с Рихтером в четыре руки шесть пьес Шумана нам понадобилось 15 репетиций, а недавно один виолончелист предложил мне сыграть с ним концерт из трех сонат, никогда неигранных вместе, с одной репетицией накануне. Когда сегодня известные дирижеры «летают» от одного оркестра к другому, каждый день успевая побыть в разных странах, то вспоминаешь невольно Мравинского: к одной программе он готовился на репетициях в течение месяцев.
— Расскажите, пожалуйста, о домашней атмосфере при записи той или иной грампластинки.
- В нашем доме воцарялся особый настрой. Помню, что обожала это время. Маленькой я не могла знать, что происходит в студии. Но видела, каким уходил и возвращался после записи мой отец — он был далеко от нас. Папа рассказывал будничные детали, и они стали моей музыкантской школой. Однажды мы начали записываться вместе. И это было естественно.
— Как проходила запись этого диска?
- В совершенно люксовых условиях. Фирма «Мелодия» взяла в аренду лучший зал для записи — первую студию Дома звукозаписи, где раньше записывались великие Рихтер, Ойстрах и Гилельс. Корпорация Yamaha предоставила нам два концертных рояля, которые все дни настраивали Мичимото Сан и Алексей Кравченко — ученики знаменитого фортепианного мастера Казуто Осато. Звукорежиссер Андрей Демиденко не просто помогал, а, в буквальном смысле слова, жил одной жизнью с музыкой Прокофьева. Весь процесс записи был организован на высоком профессиональном уровне.
— Что стало вашим музыкальным приоритетом на время записи альбома?
- Общая форма сочинения — возможность записывать большими кусками, практически life recording. Ведь общее настроение, а не только темпы и краски зависит от этого. И никакой, даже самый виртуозный монтаж, не сможет его передать. Иногда мы решали в пользу общего впечатления и в урон каким-то, может быть, лучшим технически пассажам. Наш звукорежиссер, послушав обе транскрипции, нашел разное звучание для них: более холодное — для «Золушки» и более человечное — для «Ромео и Джульетты».
— На диск вошли две транскрипции сюит из балетов Прокофьева. В чем их самобытность?
- «Золушка» Плетнева более свободна и фортепианна, тогда как «Ромео и Джульетта» Анселя приближена к оркестровому звучанию. В отличие от плетневской транскрипции, где выбраны номера только по собственному велению души, Артур выстроил свою версию логически в соответствии с оригинальным сюжетом трагедии Шекспира и балета Прокофьева. В остальном, фактура музыки Прокофьева в двух транскрипциях по-разному полифонична. Особенно это касается фразировки, артикуляции и тембровых красок. Во многом поэтому, для нас большой удачей стало то, что французское издательство Chant Du Monde издало партитуру «Ромео и Джульетты» Анселя одновременно с выпуском диска фирмой «Мелодия».
— Вы довольны конечным творческим продуктом или считаете, что не все удалось?
- В целом, довольны, потому что вложили в эту запись все силы. Но, думаю, нужно еще чуть-чуть отойти от нее во времени, чтобы можно было ее правильно оценить.
— Каким будет ваш следующий альбом?
- Сейчас у нас в стадии обсуждения сразу несколько необычных и интересных проектов. Пока мы знаем только, что в следующей работе отойдем на время от русской музыки.
— Можно надеяться, что она будет записана на «Мелодии»?
- Мы были бы счастливы, продолжить сотрудничество.
Коллекция фирмы «Мелодия» насчитывает более 240 тыс. звуковых носителей, а каталог — более 700 позиций классической музыки. Свыше 60 тыс. записей являются уникальными: отражают минувшие эпохи в многообразии стилей, жанров и исполнительских трактовок.
За полвека истории компанией изданы антологии выдающихся солистов и коллективов, среди которых: «Russian play Russians» (дирижер — Кирилл Кондрашин), «60 years of glory» (Государственный квартет имени Бородина). Опубликованы отдельные серии, посвященные юбилярам — Дмитрию Шостаковичу (100 лет со дня рождения), Эмилю Гилельсу (к 90-летию со дня рождения).
В юбилейный год изданы редкие записи Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса и Московского камерного оркестра под управлением Рудольфа Баршая. В настоящее время ведется активная работа с наследниками Леонида Когана по изданию его записей (в 2014 году исполнится 90-лет со дня рождения маэстро).
В апреле этого года в продаже появились диски Владимира Софроницкого и Григория Соколова. Среди недавних публикаций: диск Хиблы Герзмавы и Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова, а также бокс Вазгена Вартаняна из трех дисков.
Дельфин впервые выпустил «Механического пса» на английском
Премьера нового альбома электронного сайд-проекта Дельфина «Механический пес» «Benzin» состоялась 19 апреля 2024 года.
Релиз осуществил лейбл М2. Если первые два альбома «Механического пса» - «Температура горения бумаги» и «Розовый 505.85 nm» - основывались на романах Рея Бредбери и Эриха Марии Ремарка, то нынешнюю работу музыкант решил сделать полностью на английском, абстрагируясь от конкретных первоисточников.
- В этот раз я использовал рефрены только на английском языке, - рассказал ранее Дельфин в интервью РБК. - И скорее как дополнение к танцевальным структурам, чем определенный посыл. Вокруг и так все чересчур серьезно.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Дельфин выпустил в свет видеоклип на песню «Моя» 16 ноября 2023 года. Режиссером и оператором черно-белого видео стал сам Андрей Лысиков (настоящее имя Дельфина).
Xzibit выпустил клип с сибирской группой Otyken
Американский рэпер Xzibit выпустил совместный клип с российской сибирской фолк-группой Otyken. Это экранизация ремикса на их оригинальную композицию «Belief», к которой рэпер дописал несколько куплетов на английском языке.
- Традиционная музыка коренных народов Сибири выходит на новый уровень! – сообщается в аннотации к видео. - Надеемся, вам, ребята, понравится так же, как и нам!
Otyken - музыкальная группа коренных народов Сибири, которая была создана в 2015 году и смешивает в своем творчестве элементы современной поп-музыки с местной народной музыкой, используя традиционные инструменты, тексты песен и языки. Они исполняют свои песни на чулымском, хакасском, долганском и русском языках. Otyken известны за рубежом, в 2023 году они были почетными гостями «Грэмми» и участвовали в климатической конференции ООН в Дубае. В 2024 году песни Otyken запечатают в капсулу времени и доставят на Луну в рамках научной космической программы при поддержке NASA и Space X.
Баста рассказал, сколько берет с молодых музыкантов за продвижение
Баста (Василий Вакуленко), выпустивший дебютный альбом «Lombard» своего нового проекта Rabochiy Gorodok, рассказал о стиле коллектива. По словам музыканта, это «хороший рэпкор»
- Мне как фанату Rage Against the Machine, Pantera и Clawfinger захотелось сделать альбом, вдохновленный рэпкором 80-х и 90-х, - пояснил Василий в интервью журналу «Сноб» - Такая своего рода ностальгия по юности. Плюс Рабочий Городок — так называется район в Ростове-на-Дону, где я рос. Если задуматься, такой район есть почти в каждом российском городе, да и тяжелая музыка многим нравится. Поэтому я думаю, что «Рабочий городок» зайдет многим. Для меня это очень важно.
На сегодняшний день готовы уже шесть клипов нового проекта, а сам Баста отправился в гастрольный тур, в рамках которого собирается посетить с концертами полсотни городов по всей стране.
- Это, конечно, будет длинный путь, считай — марафон (концертный тур начался 29 марта. — Прим. ред.), - говорит рэпер. – Но, думаю, справлюсь. Полумарафон-то я бегал. Понимаешь, я не заставляю себя выступать, не превращаю концерт или тур в героическое шествие. Я понимаю, зачем это делаю, что хочу получить. Как бы это банально и пафосно ни звучало, я хочу чувствовать свою нужность, понимать, что делаю что-то важное для людей, которые пришли на мое выступление. Я готовлю для них крутое шоу. Будут новые песни, некоторые из них я специально не записываю — их можно услышать только на концерте.
При этом у него остается время для работы с молодыми музыкантами в рамках своего лейбла Gazgolder.
- Для меня лейбл никогда не был бизнесом, - объяснил Баста. – Ни рубля не взял за все время. Наоборот, всегда хотелось создавать условия для музыкантов, вкладываться, чтобы они раскрывались — делали то, что им нравится, а не занимались коммерческим музлом. Понимаешь, я всегда работаю с теми, кто мне интересен и симпатичен. Вот недавно мы подписали шесть новых музыкантов — это Icegergert, Baby Cute, Bro Upgrade, Lil Kavkaz, OG Minay, The OM, потому что эти ребята мне понравились. Так в свое время было со Скриптонитом.
Музыкант отметил, что новое поколение сильно отличается от того, к которому принадлежит сам Баста.
- Когда я был молодой, жизнь была безумная, - вспомнил артист. - Тут попробовал, там посмотрел. Приходилось ходить как слепому с палочкой. А новое поколение четко фокусируется на цели. Если хотят заниматься музыкой, то только этим и заняты. Не распыляются. То же самое и с желаниями. Им важно, чтобы у них были песни, туры и деньги. Достаточно понятная формула. Тут пришло время признаться: я не люблю современный рэп, всех этих одинаковых исполнителей, которые читают с автотюном. Я объясню почему. Сейчас время повторений, копирования. Есть, например, Miyagi & Andy Panda — крутые ребята, а рядом — десять их повторений. То же самое со Скриптонитом и другими популярными артистами. Те, кто их копирует, не хотят трудиться и идти на риск. Они работают по алгоритму, идут по дорожке, уже кем-то протоптанной. Поэтому тебе и не нравится то, что ты слышишь.
Василий Вакуленко признался, что по-прежнему боится выходить на сцену.
- И не важно, выхожу я петь перед стадионом или выступаю на корпоративе. Все равно начинается мандраж. Но все проходит, когда начинает играть музыка, - сказал артист.
На днях Баста и Mona представили клип на совместную песню «Не забывай меня». Премьера была приурочена ко Дню космонавтики. Режиссерами стали Митя Лёвин и Игорь Храмков. В ролике Баста играет астронавта, который в космическом корабле получает видеосообщение от своей любимой, роль которой исполняет Mona.