Умер создатель Beach Boys Брайан УилсонУмер пионер фанка Слай СтоунДима Билан, Мари Краймбрери и Artik & Asti победили на юбилейной «Премии Муз-ТВ»Умер один из основателей «Аквариума» Джордж ГуницкийУ Мортена Харкета болезнь ПаркинсонаУмер композитор Евгений ДогаShaman устроит премьеру песни для «Интервидения»Сирша Ронан и Джек Лауден ждут ребенкаТейлор Свифт вернула себе права на все ранние альбомыСтася Милославская выйдет замуж за футболистаСветлана Светикова родила дочкуАнастасия Уколова развелась во второй разТНТ отказался от новогоднего Чебубу ради дружбы с «Союзмультфильмом»Скончался легендарный балетмейстер Юрий ГригоровичShaman подтвердил свое участие в «Интервидении»Мари Краймбрери и Dava стали родителямиПавел Деревянко сделал предложение Зое Фуць на футбольном полеПобедителем «Евровидения 2025» стала АвстрияКирилл Серебренников получил орден Почетного легионаАлексей Воробьёв и Аида Гарифуллина поженились

«Сурганова и оркестр» - «Юбилейный концерт в Кремлёвском дворце 2013» ****

2013, «Студия Союз»

Этого концерта могло бы не быть, а Светлана Сурганова, наверное, могла бы до сих пор, как и 11 лет назад, оставаться второй солисткой и скрипачкой группы «Ночные снайперы» и исполнять на каждом шоу пару сольных номеров. Но история пошла другим путём - и как же мы ей за это благодарны. «Скрипачка «Ночных снайперов» - приятная должность, что-то вроде «почётного президента»: название красивое, а влиятельности ноль. Впрочем, Светлана Сурганова, кажется, умеет находить гармонию в любых обстоятельствах - ей и скрипачкой было неплохо, а встряска, вызванная её увольнением из «Снайперов», довольно быстро привела к рождению одной из самых интересных сольных артисток нашей поп-рок-сцены.

К десятилетнему юбилею «Сурганова и оркестр» подошли с багажом, позволяющим дать почти трёхчасовой концерт в Государственном Кремлёвском дворце, причём ни один элемент программы провисать не будет. В начале сольной карьеры Светлану порой поругивали за исполнение чужих песен. Она ответила выпуском альбома кавер-версий с очень точным названием «Чужие, как свои»; ныне для неё «пишут» Ахматова, Бродский, Лорка и Мандельштам, и Сурганова становится их полноценным соавтором - привнося в эти песни что-то, чего бы не могла им дать никакая другая певица.

С каверов и начинается кремлёвский юбилей: «Ленинград» Пугачёвой и Мандельштама, «Мне нравится» Таривердиева и Цветаевой, песни на стихи Бродского и Ахматовой - Светлана Сурганова немного иронизирует над залом, в котором всё происходит, но робость быстро проходит: поклонникам «СиО» тоже передаётся состояние гармонии. Романсы, рок-баллады, мейнстрим-хиты, ранние песни - всё настолько органично ложится в строку, что возникает смелый вопрос: а почему в качестве «наследницы» Аллы Пугачёвой никто не рассматривал Светлану Сурганову? Ответ, думается, несложный. Интеллигентная Сурганова со своим рок-н-ролльным бэкграундом не воспринимается как «певица для всех», да и ближе к народу она вряд ли станет. Формула «не для всех, но для каждого», которую когда-то придумал Артур Пилявин для группы «Квартал», подходит и Светлане. Её концерт - не лучшее место для размышлений о месте певицы в табели о рангах, но почти идеальный источник наслаждения красивыми балладами и изобретательными инструментальными соло: к юбилею некоторые песни обрели ещё более совершенные аранжировки.

Среди 38 представленных композиций, конечно, есть несколько, которые принято определять как хиты: «Неужели не я», «Увидимся скоро», «Португальская», «Весна», «Апрельская», «Ангел седой», «Не тобой болеет сердце», «Мураками». Но интереснее то, что между ними: шансов выйти на перекур «Сурганова и оркестр» зрителю не дают, взамен гарантируя невозможность заскучать. Даже если предположить, что в Кремль забрёл какой-нибудь случайный прохожий, знающий одну песню певицы, он вряд ли весь концерт просидел в ожидании знакомого хита - скорее всего, музыканты и солистка быстро настроили «постороннего» на правильную атмосферную волну. Есть и побочный эффект: этот двойной концертный диск не рекомендуется часто переслушивать - во избежание эмоциональных перегрузок.

Алексей Мажаев, InterMedia

β 16+