Сборник «Бег in the USSR. Песни Владимира Сапунова» ***
2014 Sintez Records
Владимир Сапунов - брат Андрея Сапунова, многолетний директор «Машины времени» и «Воскресения», поэт... В последней ипостаси он стал известен не так давно, когда пресс-атташе «машинистов» Антон Чернин начал выкладывать в соцсети стихи Владимира Борисовича - глубокие, пронзительные и злободневные. Услышав о сборнике песен Владимира Сапунова, я мысленно предположил, что его друзья-музыканты положили эти тексты на музыку и записали их. Но на самом деле всё было по-другому: мало кто знает, что до ухода на «административную работу» Сапунов был вполне себе рок-музыкантом - в конце 60-х у них с братом была школьная группа «Эльфы», исполнявшая песни собственного сочинения на русском языке (что тогда встречалось редко). За репертуар отвечал Владимир; более того, и после ухода со сцены он продолжал сочинять песни, исполнял их для узкого круга друзей и планировал... когда-нибудь их записать и издать.
«Когда-нибудь» случилось лет через 30-40 после того, как эти композиции были придуманы. На сборнике с остроумным названием можно услышать и голос самого Владимира Сапунова, и голоса его друзей-музыкантов, распределивших между собой его песни. Случайный слушатель альбома наверняка отметит некий ретро-дух этой вполне свежей записи, но не нужно торопиться пенять автору на отсутствие свежих идей. Самая старая из представленных песен датирована 1970 годом, самая молодая - 1984-м: таким образом, здесь можно уловить не стилизацию под дух эпохи, а его самоё.
Песня «На паре крыл» может показаться знакомой - «Машина времени» уже включала её в свой альбом «Машины не парковать». Получился вполне удачный синтез юности и опыта. Интонации Андрея Макаревича как бы намекают, что ответы на многие вопросы он уже знает, но исследовательского азарта ещё не утратил. «Сколько зла» и «Метаморфозы» в исполнении Сергея Галанина тоже звучат органично - вот уж кто из рокеров не утратил юношеского романтизма и максимализма до седин. Батырхан Шукенов здорово авторизовал трек 1975 года рождения «Люди спешат» - получился такой по-восточному вкрадчивый номер, который составил бы честь репертуару любого ВИА 70-х. Ромарио досталась песня «10 А», по сути совершенно ученическая: исполнитель честно постарался проникнуться атмосферой школьного наивняка тех лет, но до конца у него это не получилось - всё же школьники нулевых мечтали не о том, о чём их папы.
«Папоротник» взял безымянную композицию, написанную в 1970 году, придумал для неё громкое название «Порно-блюз» и разнузданную аранжировку с элементами кантри. Это, конечно, заметно оживляет пластинку, но в творчестве Владимира Сапунова выглядит довольно случайным. Как нужно исполнять блюзы, в треках «Как часто» и «Прагматик и поэт» демонстрирует Евгений Маргулис: впрочем, в его исполнении личность автора всегда отходит на второй план.
В песне «Слон», посвящённой смерти престарелого животного, мы наконец слышим и вокал Владимира. На знакомый голос брата Андрея его манера похожа лишь отчасти, а в целом почему-то напоминает творчество Вячеслава Малежика. Не исключено, кстати, что диск оказался бы интереснее, если бы Сапунов всё спел сам - но тогда нельзя было бы вынести столько громких имён на обложку.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Prince: музыка для взрослых (или как победить Майкла Джексона)»
2025, «Спасибо, послушаю».
Пока я раздумывал, смотреть ли этот выпуск, Андрей Васильев в телеграм-канале «Спасибо, послушаю» заметил: «Меломаны, как правило, делятся на «обожаю Принса» и «не понимаю, почему все им восторгаются». И видео будет в равной степени интересно и первым, и вторым». Продающий текст, что и говорить. Ведущий «Спасибо, послушаю» определённо относится к обожателям Принса, поэтому и посвятил ему самый длинный, почти 40-минутный выпуск. Туда поместилась и вся биография музыканта, и видеоиллюстрации к разным периодам его творчества. В итоге Андрей в своей аннотации не наврал: после просмотра будет легче понять, почему Принсом восторгаются. Вместе с этим пониманием вряд ли придёт обожание, ибо музыка артиста слишком эклектична, но уважения точно прибавится.
Итак: на своём дебютном альбоме Принс сыграл на 27 инструментах, а после смерти музыканта в его домашней студии обнаружилось более сотни неизданных пластинок. Он был абсолютным «контрол-фриком», перфекционистом и одиночкой, с чем в первую очередь и связаны его конфликты с лейблами. Известна история о том, как Принс Роджер Нельсон согласился участвовать в записи «We are the World» при условии, что ему предоставят отдельную кабинку: это противоречило всей концепции объединяющего сингла, так что проект обошёлся без строптивого артиста. При этом музыка Принса повлияла, по их признаниям, на Джастина Тимберлейка, Фрэнка Оушена, Мэрилина Мэнсона и U2; попробуйте найти в их песнях что-то общее, а вот поди ж ты. Жанр Принса был уникальным сплавом из совершенно разных музыкальных областей: естественное влияние афроамериканских стилей переплелось у него с классическим роком, который он слушал в юности в Миннеаполисе, где не было «чёрных» радиостанций.
При росте в 157 сантиметров Принс (это его настоящее имя – отец-музыкант назвал его в честь своего псевдонима) стремился быть заметным на сцене, поэтому носил эксцентричные наряды. К слову, яркость и эпатажность привлекала «поколение MTV», но многих отвлекала от музыки артиста – может, поэтому за сверкающей обёрткой не все разглядели многообразие его творческой Вселенной. Принс – это не только «Purple Rain», но и «Manic Monday» с «Nothing Compares to You», а также многое другое; выпуск «Спасибо, послушаю» делает всё, чтобы заинтересовать тех, кто Принса недооценивал.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Рецензия на сингл Славы Скрипки «Бобр»: Крутые бобры
2024, М2.
Оценка: 8 из 10.
Вообще-то песня про бобра вышла ещё летом прошлого года, но тогда её мало кто заметил. Покорение чартов «Бобр» начал в новогодние праздники – после того, как завирусился в тиктоке. На первый взгляд, это очередная песня-мем – в то же время, как говорится, «есть в ней нечто подлинное». Недаром самая очевидная рифма к слову «бобры» - «добры».
Исполнитель песни Slava Skripka (как трогательно написало одно издание, его настоящее имя – Вячеслав Скрипка) занимается музыкой в основном по ночам, а днём он работает на мебельной фабрике в Ростовской области. Со своим соавтором Андреем Поповым они взаимодействуют дистанционно: тот живёт в Ставропольском крае. Попов стал автором музыки к «Бобру», а Скрипка сразу придумал на мелодию фразу «сидим с бобром за столом вдвоём, на ужин готовим полено». После этого соавторы долго ржали, а потом начали докручивать этот перспективный сюжет.
Естественно, они держали в голове потенциальную меметичность произведения: так в нём появилась цитата из польского мема «бобр курва», а в снятом на природе клипе – отсылки к поговоркам про бобра и культовому фильму «Бобёр» с Мэлом Гибсоном. Сыграло свою роль и то, что к бобру можно придумать кучу замечательных рифм, однако Слава в тексте очень грамотно выдержал баланс между абсурдом и реальностью. Дружба человека с бобром означает, что на ужин они оба будут есть полено (и пить алкоголь), обсуждать, зачем «между нами плотина», а потом человек отнесёт бобра к нему домой. По дороге в лесу они будут петь хиты Алсу – наконец-то и эта рифма пригодилась (кстати, в одной из версий «Бобра» звучит фрагмент песни «Зимний сон»). А потом бобр поделится с другом своим добром (ведь у него добра четыре ведра).
При всей дикости этого сюжета он нигде не выходит за рамки милоты и здравого смысла: смею предположить, что в этом и заключается главный секрет успеха «Бобра».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Альбом покойного Мака Миллера вышел через 10 лет после того, как был записан
Релиз посмертного альбома Мака Миллера «Balloonerism» состоялся 17 января 2025 года накануне его дня рождения: 19 января питтсбургскому рэперу могло бы исполниться 33 года, если бы он не скончался 7 сентября 2016-го в возрасте 26 лет от случайной передозировки.
В пластинку, слухи о которой ходили среди фанатов много лет, вошли 14 треков. Альбом демонстрирует экспериментальную сторону Миллера, смесь нео-соула и элементов джаза. Он включает такие композиции, как «5 Dollar Pony Rides», «Friendly Hallucinations», «Mrs. Deborah Downer», «Stoned», «Manakins» и «Rick’s Piano», а также совместные работы с Thundercat, SZA и Ashley All Day.
«Balloonerism» был записан в 2014 году, в плодотворный период для Миллера, когда он также работал над альбомом «Faces». В результате материал был отложен в пользу других релизов. После распространения утекших песен в сети официальный релиз пластинки был анонсирован трейлером на ноябрьском фестивале Camp Flog Gnaw.
Накануне выход альбома был представлен и анимационный короткометражный фильм «Balloonerism», основанный на текстах и музыке Миллера и снятый Сэмюэлем Джеромом Мейсоном. Он «рассказывает о группе школьных друзей, которые преображаются музыкой аккордового органа и отправляются в мир теней», говорится в синопсисе фильма. «Поглощенные черепахой времени, они должны пробираться через недра взрослой жизни». Фильм был выпущен 15 января в США и 16-го – в остальном мире на видеосервисе Amazon Prime Video и в избранных кинотеатрах.