Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь суток

Максим Леонидов: «Я не «площадной» лидер, не готов вести за собой толпы»

(КАК ПОПАЛ В ФИЛЬМ «ВЫСОЦКИЙ»)

«Предложение мне сделали Максимов и Эрнст. Вообще, это была идея Константина Львовича Эрнста. Однажды он признался: «Вот мне показалось, как-то на месте будет там Максим». А по жизни импресарио Высоцкого был действительно Павел Леонидович Леонидов, его двоюродный дядя. Еще до монтажа, когда мне показали уже отснятый кусочек и я увидел, насколько здорово выглядит там Высоцкий, понял, что это та авантюра, в которой я совсем не зря принимаю участие».

(ОБ АЖИОТАЖЕ ВОКРУГ ФИЛЬМА)

«Идея воплощения образа Высоцкого с помощью невероятных технологий, гримеров и современных компьютеров – это ноу-хау в нашей культуре. Мне показалось, что это едва ли не единственный российский фильм из тех, что я видел за последнее время, рассчитанный на широкого зрителя и при этом не являющийся фигней. Как правило, у нас кино либо авторское – Звягинцев, Сокуров, Герман и так далее, либо сами знаете какое. «Высоцкий» – кино для всех и при этом хорошее кино».

(ОБ ИСПОЛНИТЕЛЕ ГЛАВНОЙ РОЛИ В ФИЛЬМЕ)

«Вы знаете, артист этот очень хороший и, скажем так, подражательство является его коньком. Он умеет это делать. Он «обезьяна» такая, по сути, в хорошем смысле. А походка, манера говорить плюс невероятный грим делали сходство настолько невообразимым, что иногда мне хотелось назвать его Владимиром Семенычем. Приезжая на площадку, он перевоплощался в Высоцкого, и, пока его не разгримировывали, это и был Высоцкий. Он ходил, как тот, курил Маrlboro одну за одной, хотя в жизни не курит. Настоящий артист, в нем актерская природа заложена».

(ПОЧЕМУ СЧИТАЕТ, ЧТО ВЫСОЦКИЙ БЫЛ НЕДООЦЕНЕН)

«Во-первых, он был недооценен при жизни. Это уже большой восклицательный знак в моем утверждении. А после смерти… Знаете, после драки махать кулаками все мы горазды. Во-вторых, его нет в школьной программе до сих пор. Ни в школьной, ни в университетской, по-моему, его нет, а это огромная ошибка. Как человек, имеющий дело со словом, я берусь утверждать, что после Пушкина никто так не обращался с русским языком, никто не умел так строить рифму, никто не умел так строить стих, как Высоцкий. И я бы ввел высоцковедение – по крайней мере, для литературных работников».

(БЫЛ ЛИ В СОЮЗЕ ШОУ-БИЗНЕС В 60-70-Е ГОДЫ)

«В уродливом виде существовал, конечно. Хотя он и сейчас существует в уродливом виде. Конечно, тогда многое было нельзя, раньше главное было связи и политическая благонадежность, сейчас – деньги, ну и связи по-прежнему».

(БЫЛИ ЛИ НАСТОЯЩИЕ ИМПРЕСАРИО В ТЕ ВРЕМЕНА)

«Их было несколько на самом деле. Легендарные люди, ходившие по лезвию бритвы. Профессия была опасная, многие из них садились, некоторые с конфискацией имущества, потому что зарабатывать деньги было, естественно, нельзя. Всё – полулегально. Высоцкий выезжал на неделю, по пять концертов в день. По ведомости проходил один концерт, остальные корешки билетов сжигались, деньги делились. И эта система касалась не только Высоцкого, а всех артистов, на которых люди шли. Мне не довелось работать в 70-х годах, но в 80-х, когда мы играли, корешки уже не жгли. В перестройку стало посвободнее, но слухи об этих легендарных личностях ходили».

(О ДОХОДАХ В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА)

«К примеру, оба своих альбома мы записали за собственные деньги и подарили их стране, не заработав на этом почти ничего. Ну, точнее, семьдесят рублей, кажется. Конечно, при этом мы потратили деньги на запись. Все ушло даже не знаю куда – в Министерство культуры или куда это уходило все? В какие-то закрома родины. И при этом, когда мы выпускали первую пластинку, были большие трудности. Нас пропускали через худсовет, и если бы не Давид Тухманов, который, зная, что заваливать будут, встал первый после прослушивания и сказал, что ему это нравится, неизвестно, чем бы дело кончилось. Давид Тухманов тогда был влиятельный, облеченный властью в сфере культуры. И нам разрешили выпустить пластинку за наши деньги, сделав 5–6 идиотских поправок к текстам. Например, они придрались к «Алиса совсем как дитя». Но предложили при этом еще более чудовищный вариант – «Алиса, она же дитя». То есть это уже явно статья: выходило, что мы поем про то, как нам хочется остаться вдвоем с маленькой девочкой. Ну мы кивали, естественно, переписывали. Все это давали им послушать, а потом старый вариант на свой страх и риск выпустили».

(БЫЛИ ЛИ У НИХ ЛЕВЫЕ КОНЦЕРТЫ)

«А мы об этом не знаем. У нас был Сергей Натанович Александров, и все риски он брал на себя. Мы получали не за концерты гонорары, а ежемесячную зарплату. Договорились о некой сумме, которую будем регулярно получать – и все. Надо сказать, она была очень значительной. Но подозреваю, что не во вред Сергею Натановичу».

(ЧЕМУ ПРИХОДИТСЯ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ)

«Пошлости. Пошлости восприятия, пошлости в массовой культуре, в народе. К сожалению, в основном у нас народ кушает турнепс и слаще турнепса ничего пробовать не хочет. Поговорка «пипл схавает» по-прежнему актуальна, и никакого прогресса я здесь не вижу. Это наследие дремучей и обезглавленной России, следствие расстрелянной или уехавшей интеллигенции – оно все с нами. И вместо того чтобы исправлять ситуацию, мы ее усугубляем, продолжая кормить народ турнепсом. Вот в чем самая главная беда».

(О КОМПРОМИССАХ)

«В юности приходилось идти на какие-то компромиссы, но я быстро понял, что это не для меня. Иногда хочется пойти на компромисс, но я же себя потом съем! Пробовал несколько раз. Скажем, однажды мне предложили вести программу «Шире круг», это была советская поп-программа с Софией Ротару и прочими персонажами (кстати, ничего не имею против Софии Ротару, просто как знак времени). Я согласился, поскольку это было Центральное телевидение, но очень скоро понял, что не могу – из-за чуши, которую мне надо было говорить. Я провел одну программу, вторую, а на третьих съемках сказал: «Всё, ребята, я готов писать этот текст сам, но вот это я произносить не буду». И все закончилось. Я был отстранен от ведения. Я, может, и хотел бы пойти на компромисс, но совесть не позволяет мне. И за это я совести благодарен: на себя спокойно в зеркало смотрю, понимая, что ничего нехорошего не сделал».

(СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ ЧУЖИМ)

«Да, очень для многих. Чужой для рок-фестивалей – меня нет ни на одном. Для поп-шабашников – меня не бывает ни на одном кремлевском шабаше. И там, и там я буду смотреться, как с другой грядки. У нас, к сожалению, так устроено, что люди делятся на группировки. В Америке, к примеру, такого нет. Там есть, безусловно, некое деление, но артисты – они все артисты. Мы можем видеть на одной сцене и Боба Дилана, и поп-исполнителей, абсолютно с другой стороны – Майкла Джексона, например». Хотя я бы с удовольствием выступил на рок-фестивале. Редкие опыты, когда мне это удается, заканчиваются успехом. Но люди, которые за это отвечают, у них в голове такой странный порядок: мол, нельзя поставить вместе Максима Леонидова и «Алису». Это они так считают. А я считаю – можно».

(О ХОРОШИХ ПЕСНЯХ)

«Мало хороших песен, к сожалению. Жизнь такая, наверное. Все-таки нам окружающая среда диктует наше поведение. В данном случае бытие определяет сознание. Какая жизнь – такие и песни. А жизнь попсовая стала. Ценности пропадают, вера пропадает у людей. Если раньше люди верили в то, что они на что-то влияют, то события последних лет показывают, что они опять не влияют ни на что. Опять превратились в стадо. Ну и соответственно стаду – стадные признаки».

(О ВОЗВРАЩЕНИИ В СОВЕТСКИЙ СОЮЗ)

«Нет, туда дороги нет. Такие тоталитарные режимы возможны при отсутствии информации. Когда люди не знают и не понимают, им можно задурить голову. А с учетом интернета они имеют возможность знать, как живет весь остальной мир, и до такой степени себя дурачить не дадут. Да, они смирятся, что у них нет выбора на выборах, но с тем, что их перестанут выпускать за границу или исчезнет еда из магазинов – с этим народ не смирится».

(ЧТО ДЕЛАТЬ)

«Это путь эволюционный. Взмахом волшебной палочки раба из человека не выжмешь. Но, мне кажется, власти все сделали для того, чтобы у человека выбора не осталось. Вся оппозиция, которая когда-то была и что-то из себя представляла, она так или иначе подавлена. Это и есть причина того, что нам не из кого выбирать. Мне бы хотелось, чтобы у «Единой России», по крайней мере, была настоящая и сильная оппозиция. Пусть пока «Единая Россия» будет у власти, потому что я не знаю, как себя поведет кто-нибудь другой, не потопит ли он опять Россию в крови. Готова ли наша страна к демократии – это для меня большой вопрос. Судя по вкусам публики, могут выбрать черт знает кого. Но оппозиция должна быть, кто-то должен власть тормошить, теребить».

(О ШЕВЧУКЕ)

«Это его позиция. Я бы так делать не стал, потому что я другой человек и считаю, что есть другие способы воздействия. Может, не такие эффективные и не столь видные. Но если написать хорошую песню, люди ее услышат. А выходить на площадь с флагом и революционными лозунгами – это не в моем характере».

(СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ БУНТАРЕМ)

«В этом смысле нет. Я не «площадной» лидер, не готов вести за собой толпы. Мне кажется, что на это нужно иметь право и что-то такое про себя знать. А я про себя такого не знаю».

(УДАЕТСЯ ЛИ ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ С СЕМЬЕЙ)

«Я очень стараюсь – вожу кого в школу, кого в детский сад, на спорт, когда у меня есть на это время. Стараюсь, чтобы такое время у меня было».

(УДИВЛЯЮТ ЛИ ЕГО ДЕТИ)

«Конечно, все дети удивляют. Один раз пришел сына из детского сада забирать. Там стоит охранник, а сын мне говорит: «Папа, ты знаешь, кто это?» – «Знаю, это охранник». Он увидел, что я как-то не воодушевился, и говорит: «Это МОЙ охранник».

(УЗНАЮТ ЛИ ЕГО В САДИКЕ)

«Это происходит давно, поэтому никаких перешептываний за спиной я не слышу. Заспанным родителям с утра не до меня: ну, Леонидов… Им нужно оторвать от себя свое хнычущее чадо – и всё».

(«Собеседник», 15.12.11)

Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»

НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»

- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.

СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?

- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...

РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?

- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.

ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!

НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?

- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...

ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?

- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.

(Life Showbiz, 19.12.12)

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»

О КАРАОКЕ-КЛУБАХ

- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.

ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА

- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.

ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?

-  Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?

- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.

О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ

- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.

О НОВЫХ ПЕСНЯХ

- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.

О ВЕЩАХ

- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?

-  Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?

-  Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.

ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?

- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.

О ТАТУИРОВКАХ

- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ

- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.

КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?

- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.

КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?

- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.

О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ

- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.

О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА

-  Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...

(«Факты и комментарии», 17.12.12)

Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»

О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ

— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».

О ПРАЗДНИКАХ

- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.

ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?

— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.

О ПОДАРКАХ

— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.

КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?

— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.

О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.

О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ

— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.

(«Аргументы и факты», 13.12.12)

β 16+