Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»

Вячеслав Бутусов – «Архия» ***

«Никея». Книга вышла в свет в сентябре.

В лице «Архии» мы получили весомый аргумент в споре о преимуществе бумажных книг над электронными. Томик издан профессионально и с большой любовью – подобно советским изданиям академического толка, его можно поставить на видное место, временами доставать, листать, любуясь плотностью и белизной бумаги, слегка вычурной гарнитурой Garamond, иллюстрациями и вклейками… Читать? Можно и читать, но вначале ознакомьтесь с нижеследующей инструкцией.

Ни в коем случае нельзя пропускать предисловие редактора Марины Журинской – хотя оно занимает 70 страниц. Столь подробный литературоведческий разбор произведения лично я не встречал со времен увлечения чтением толстых журналов перестроечных лет. Г-жа Журинская в принципе берет на себя труд рецензента, обращая внимания на удачные каламбуры и глубокие афоризмы, разъясняя религиозно-философскую суть работы Вячеслава Бутусова, а заодно и контексты, в которые помещены герои его повествования. Все это весьма сложно и непривычно (в моем случае – «отвычно») для неподготовленного читателя, но не думайте, что вот вы пролистаете вступление, а дальше будет легче. «Архия» - не автобиография и не художественный роман, это скорее хроники философских исканий Бутусова, местами весьма сумбурные, местами ироничные. Кое-где это похоже на поток сознания, кое-где на откровенный бред, кое-где на закольцованные навязчивые видения. Жанр автор туманно определяет как «житейскую симфоническую архилогию». Композиционно «Архия» делится на шесть частей: «Жизнь в архиве (аллегро)», «Жизнь во сне (анданте)», «Жизнь в затворе (скерцо)», «Жизнь в темноте (интермеццо)», «Жизнь в Пушкине (финал)», «Жизнь в Слове (кода)» плюс – бонусом – «Маленькие фантазии».

Поклонникам, скажем, «Наутилуса Помпилиуса» рекомендуем ограничиться «Жизнью в архиве»; тут действительно автобиографические воспоминания о детстве и юности – при этом пунктирные и какие-то нежные. Вячеслав Геннадьевич не ставит задачу подробно отчитаться о своих ранних годах, но останавливается на самых ярких впечатлениях. Мне особенно запал в душу карлик, живущий под кроватью – кого из нас в детстве не посещали похожие страхи? Чтобы уследить за душевной работой автора в следующих частях «Архии», в первую очередь надо решить для себя – а насколько вообще вам это интересно? Персонажи здесь иррациональны, как во сне, они ходят по кругу и возвращаются в одно и то же место, реальные воспоминания помещены в калейдоскоп фантазий и видений – но почитателям Бутусова и тут будет чем поживиться. Для них явно важнее окажется не суть, а метод: за текстом отлично виден автор с его деликатностью, внешней нерешительностью, своеобразным юмором, нежеланием вещать и учить, а также тонким литературным слухом: въедливый редактор вроде Марины Журинской мог бы на основе «Архии» выпустить книжку крылатых выражений Вячеслава.

Глава «Жизнь в Пушкине» родилась из неоспоримого факта проживания г-на Бутусова в городе Пушкин Ленинградской области. Он всего лишь продолжил автобиографическую фразу «я живу в Пушкине», словами «а он во мне». Из этого взаимодействия поэта со своим внутренним Пушкиным получился довольно забавный цикл рассказов, по форме напоминающие хармсовские, но по сути – опять-таки сводящиеся к мировоззренческим поискам. Поиски эти закономерно (как считает Марина Журинская) приводят автора к Богу; кода книги – это апокрифическое «евангелие от Бутусова». Вообще, знаете, я настороженно отношусь к людям, которые в транспорте с просветленными лицами читают брошюрки, где на каждой странице упоминается Иисус – есть в этом всегда что-то лукаво сектантское, как и в воцерковленных интеллигентах. Так что «Жизнь в Слове», если уж до этого дойдет, читайте дома, не носите никуда.

Завершающие книгу «Маленькие фантазии» написаны в четыре руки - соавтором Вячеслава стала его жена Анжелика Эстоева. Они замечательным образом рифмуются с «Жизнью в архиве»: там – счастливое детство, здесь – счастливая зрелость. Видимо, всё, что между, лишь иллюстрирует тяжелый путь из одного состояния в другое.

Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+