Звук сквозь время: переосмысление прошлого при помощи инструментов будущего
Несколько дней назад киноманы всего мира смогли отпраздновать второе рождение культового фильма «На Берегу» (At Land) - экспериментальной немой черно-белой работы, снятой в 1944 году американским режиссером Майей Дерен, которая, несмотря на свою молодость и отсутствие профессионального образования, стала одной из тех знаковых фигур, которые вывели экспериментальное кино из подполья на культурные радары Америки. В те годы фильм произвел фурор, став одной из первых 16-миллиметровых черно-белых экспериментальных короткометражных работ такого уровня. Картина повествует о женщине, принесенной на берег моря и в дальнейшем решающей отправиться в путешествие, познавая себя и мир через призму окружающих ее людей. По словам режиссера, картина посвящена проблеме самоидентификации, и, хотя современному зрителю она может показаться «устаревшей» и сложной для восприятия, многие деятели культуры, критики и просто любители кино считают ее уникальной, исторически бесценной и поэтому достойной самого пристального внимания.
Отрадно, что свежее дыхание в эту замечательную картину вдохнула россиянка Анастасия Пятибрат – композитор и музыкант, предложившая зрителю абсолютно новый взгляд на классическую киноработу. Она создала авторский музыкальный саундтрек – аудиодорожку к изначально немому фильму, и тем самым вернула картину в центр внимания ценителей искусства. В основу работы Анастасии легла идея «оживить» картину, как бы раскрасив ее через музыку и таким образом обеспечив абсолютно новое зрительское восприятие. По словам автора, ее вдохновили на эту работу атмосфера, сюжет и настроение, переданные режиссером фильма и формирующие бурный шквал эмоций, благодаря которому воображение зрителя дорисовывает все остальное. Композитору, по словам Анастасии, оставалось только перенести этот шквал на нотный лист.
Справка. Несмотря на молодость, Анастасия Пятибрат — восходящая звезда современной электронной музыки. Начав свою творческую карьеру в детстве в качестве певицы, она рано начала включать в репертуар произведения собственного сочинения и аранжировки, постепенно превращаясь в интересного современного композитора, музыкального продюсера, а также исследователя истории и теории музыки. В портфолио Анастасии, помимо собственно музыкальных произведений, работа над озвучиванием фильмов и компьютерных игр, а также экспериментальные методики создания музыкальных композиций.

Работа началась с детального анализа визуального языка Майи Дерен. Анастасия применила метод, названный «визуальным фреймингом частоты», суть которого заключается в установлении прямой зависимости спектральной плотности звука от изображения на экране. Каждое движение объектива, каждый артефакт плёнки рассматривался как элемент музыкального произведения. Ну как тут не вспомнить великого Скрябина!
Композитором была разработана инновационная технология, включающая в свою структуру нойз-музыку, элементы эмбиента и академическую оркестровку, и благодаря этому создающая парадоксальное ощущение человеческого тепла внутри холодного «электронного» звучания. При этом происходило смешение и взаимное превращение жанров: нойз трансформировался в эмбиент с помощью пространственных фильтров, а отдельные фрагменты классических струнных квартетов синтезировались. В результате возник не просто звук, а целая звуковая архитектура, основанная на контрасте, ритмических искажениях и эмоциональной синестезии.
Озвучивание классики кино — это не столько техническая реконструкция, сколько философское размышление. По мнению автора, создание музыки для старого и, увы, почти забытого фильма — это нечто большее, чем просто композиторская или продюсерская работа. Это — своего рода колдовской обряд, возвращающий утраченное. Это — возможность пообщаться с призраками прошлого, используя язык звуков. Это —возможность взаимодействовать с историей, не переписывая ее, а, скорее, заново открывая. И звук здесь становится связующем звеном между эпохами, давая возможность современному зрителю соприкоснуться с ними и понять эстетику прошлого.
По мнению авторитетных музыкальных и кинокритиков, Анастасии Пятибрат удалось создать современную музыку, удивительным образом соответствующую уникальной атмосфере старого кино, и таким образом дать этому кино новую жизнь. И хотя в активе молодого композитора уже несколько переозвученных немых черно-белых фильмов, именно фильм «На берегу» — самый яркий и запоминающийся — без сомнения, станет событием в мире киноискусства и электронной музыки.
Наталия Морозова
У фильма «Красный шёлк» будет сиквел с Максимом Матвеевым в роли Зорге
Приключенческий фильм «Красный шёлк» получит продолжение. Эту новость озвучили представители компании «НМГ Кинопрокат» на своей презентации и в рамках Международного кинорынка и форума «Российский кинобизнес 2025», который стартовал 1 апреля, в киноцентре «Синема Парк Мосфильм».
Сиквел получил название «Чёрный шёлк», к своим ролям вернутся Милош Бикович, Глеб Калюжный и Елена Подкаминская, а нового персонажа - молодого Рихарда Зорге – сыграет также Максим Матвеев. Выход фильма в прокат предварительно запланирован на 2027 год.
«ИнтерМедиа» напоминает, что шпионский триллер «Красный шёлк» вышел на экраны в конце января, собрал внушительную кассу (623 миллиона рублей) и по состоянию на конец марта входит в пятёрку российского бокс-офиса.
Фильм-концерт «Жванецкий» выйдет в российский прокат в мае
Трейлер фильма-концерта «Жванецкий» представила 1 апреля 2025 года кинокомпания «Каро Премьер». «ИнтерМедиа» напоминает, что гала-концерт, посвящённый 90-летию со дня рождения народного артиста РФ Михаила Жванецкого, состоялся 31 марта 2024 года в концертном зале «Барвиха Luxury Village».
В концерте и съемках фильма приняли участие Сергей Маковецкий, Юрий Стоянов, Игорь Золотовицкий, Илья Соболев, Кристина Бабушкина, Павел Деревянко, Сергей Жилин, Станислав Дужников, Владимир Вдовиченков, Настасья Самбурская, Людмила Артемьева, Николай Валуев, Сергей Жилин, Глеб Калюжный и Нонна Гришаева.
Артисты подарили новую жизнь лучшим монологам знаменитого автора, чьи произведения уже давно разошлись на цитаты и стали крылатыми. Зрителей ждут откровения звезд о знаменитом писателе, репетиции концертных номеров и уникальные кадры, снятые в доме Михаила Михайловича, а также ранее неизданные произведения.
Креативным продюсером проекта выступила Наталья Жванецкая, супруга и бессменный хранитель творческого наследия Михаила Михайловича. Художественным руководителем стал писатель Евгений Гришковец, режиссёром фильма - Вадим Плохотников.
- В 2011 году я участвовал в проекте «Большая разница» на «Первом канале», где у меня был номер с пародией на Михал Михалыча Жванецкого, - рассказывает Плохотников. - Не помню, чтобы кто-то брался за такие номера. Было очень сложно и ответственно, но это была дань уважения великому писателю, и все получилось. Судьба распорядилась так, что сегодня, в 2025 году, я снял уже целый фильм о Михал Михалыче. И я вновь не помню, чтобы кто-то за это брался. Но при всей сложности и ответственности, которая легла на меня при создании проекта, хочу заявить, что это делалось с еще большей любовью, честностью и уважением перед гением Михаила Жванецкого. И я думаю, что именно поэтому и в этот раз все получилось.
Фильм-концерт «Жванецкий», созданный кинокомпаниями «Ящер Пикчерс» и «Вселенная кино» при участии «Первого канала» и медиагруппы «Красный квадрат», выйдет в широкий российский прокат 15 мая.
Звезды мировой сцены приедут на BraVo 2025
VII церемония вручения Международной музыкальной премии BraVo состоится 15 апреля 2025 года на Исторической сцене Большого театра. В этом году премия приурочена к 25-летию Radio Monte Carlo. На легендарную сцену выйдут самые яркие представители классической сцены из более чем 10 стран.
Одним из долгожданных событий на премии BraVo станут номера от легенд классической сцены. В этом году зрителей ждет выступление всемирно известной балерины Светланы Захаровой и специального гостя, имя которого организаторы пока держат в секрете. На сцену также выйдут российские исполнители Кристина Мхитарян, Игорь Морозов, Imperial Orchestra, трио Bel Suono, а также: Людмила Хитрова и Андрей Бариев (Беларусь), Римаз Окби (Саудовская Аравия), Амби, Лакшминараяна Субраманиам (Индия), Хассан Моатэз Эль Молла (Египет), Гирма Йифрашева (Эфиопия), Хироко Иноуэ (Япония) и Вероника Кожухарова (Россия), Ермин Ащерич (Сербия) и другие.
Ведущими вечера станут Елена Север и Вячеслав Макаров.
.jpg)