Юрий Кара: «Бортко снимал не «Мастера и Маргариту», а совсем другое произведение»
(ЧТО ЧУВСТВУЕТ ПОСЛЕ СТОЛЬ ДОЛГОЙ РАЗЛУКИ СО СВОИМ ФИЛЬМОМ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»)
«Это, как в знаменитой песне о победе, «радость со слезами на глазах». Конечно, приятно, что есть еще люди, которые интересуются картиной, потому что я даже не знаю, какой еще фильм можно было ждать столько лет. Хотя молодые зрители меня иногда шокируют. Например, одна девушка в отзывах написала: «Мне очень понравились занятые в фильме актеры, особенно исполнитель роли Иешуа Николай Бурляев. Раньше я о нем и не слышала». Такое впечатление, что люди не смотрят ни Тарковского, ни Тодоровского. Авторский вариант фильма составляет триста двадцать минут, но продюсеры попросили сократить картину до двух часов, поэтому некоторые места не стыкуются между собой. Мне очень хотелось сохранить смысл романа и все его сюжетные линии, но в результате осталась только история Мастера и Маргариты и два крыла: светлое (Иешуа) и темное (посещение Воландом и его свитой Москвы 30-х годов)».
(О МИСТИКЕ, СОПРОВОЖДАВШЕЙ РАБОТУ НАД КАРТИНОЙ)
«Каких-то знаков и символов действительно много. Начнем с того, что идея создания картины пришла мне в год столетия Булгакова — в 1991-м. Три года мы делали фильм, семнадцать лет он лежал «на полке». И вот выходит на экраны в год 120-летия писателя. Стоит сказать и о том, что это последняя картина, снятая в Советском Союзе, так сказать, заключительный и, надеюсь, мощный аккорд советского кино».
(ГДЕ СНИМАЛИ ФИЛЬМ)
«Михаил Афанасьевич очень любил Киев, в котором родился, описал его в своем романе «Белая гвардия», где почтительно называл Городом. Но потом Булгаков переехал в Москву, где полюбил район Патриарших прудов. Туда в «Мастере и Маргарите» он и поселил главного героя. Мы снимали только в реальных местах: в подвальчике, где Михаил Афанасьевич, приехав в Москву, жил у своих друзей, в особняке на Остоженке, из окна которого Маргарита Николаевна взлетала в ночное московское небо. Были и запреты. Ими мы обязаны ангелу-хранителю романа, в существовании которого я не сомневаюсь: дескать, нельзя тут снимать и все! Денег продюсеры дали немного, поэтому изначально собирались делать древнюю Иудею в Судаке. Нашли участок, пробили в скале отверстия для трех крестов, привезли массовку. И тут начались странные, прямо мистические, вещи: то пленку забыли, то оператор сказал, что не готов снимать. В довершение всего пошел снег, чего в октябре в Крыму просто не может быть.
Я поехал в Москву, и вдруг прямо на Садовом кольце моя машина (я только получил новую «Волгу») разваливается буквально на части. Произошло это прямо напротив дома Булгакова. Помню, я тогда подумал: «Ну какой знак тебе еще надо, чтобы прекратить снимать в Судаке?» И отказался от съемок. Потом нашлись деньги, и мы уехали в Израиль, что, конечно же, правильно. Ведь это — место рождения трех религий, совершенно особое. Впоследствии я работал над космическим проектом, и космонавты рассказывали мне, что небо над Израилем чистое, даже когда вся Земля окутана облаками. Это некая труба для связи человека с небесами. Но старания в Судаке даром не прошли, нашими наработками воспользовалась съемочная группа Бортко».
(О ПОПЫТКАХ ДРУГИХ РЕЖИССЕРОВ СНЯТЬ «МАСТЕРА И МАРГАРИТУ»)
«Роман многоплановый и глубокий, естественно, каждый видит его по-своему. Другое дело, что ангел-хранитель романа, о котором я вам уже говорил, следит, чтобы не портили произведение, не издевались над ним и не дописывали его. Например, Элем Климов, который тоже собирался экранизировать «Мастера и Маргариту», когда писал сценарий, додумал многое, чего у Булгакова нет. Уходили в философствование и другие режиссеры. Поэтому им всем и не разрешали снимать, причем приказ исходил не от кинематографического начальства, а откуда-то сверху. Булгаков уникальный писатель уже хотя бы потому, что все его произведения очень разные. У Булгакова ни одна вещь не похожа на другую. «Белая гвардия» — одно, «Собачье сердце» — другое, «Мастер и Маргарита» — третье. Что до фильма Бортко, то его версия, на мой взгляд, не соответствует духу романа. Режиссер снимал совсем другое произведение».
(ОБ АКТЕРАХ, НЕ ДОЖДАВШИХСЯ ВЫХОДА КАРТИНЫ)
«Все они очень ждали эту картину. Например, для Михаила Ульянова, сыгравшего в «Мастере и Маргарите» одну из своих самых значимых и значительных ролей, Понтий Пилат был не просто библейским персонажем. Он говорил, что в своей жизни знал многих прототипов прокуратора Иудеи — людей, занимающих высокие посты, которые готовы были продать не только Христа, но и родную мать. Очень жаль, конечно, что он не дожил до премьеры, как, впрочем, не дожили до нее и другие прекрасные актеры, занятые в нашем фильме: Борислав Брондуков, Михаил Данилов, Спартак Мишулин, Роман Ткачук, Всеволод Ларионов, Евгений Весник. Но, думаю, все они оставили о себе хорошую, светлую память».
(ХОЧЕТ ЛИ ЧТО-НИБУДЬ ИЗМЕНИТЬ, КОГДА СМОТРИТ СВОИ ФИЛЬМЫ)
«Иногда возникает такое желание, потому что язык кино развивается, ритм жизни меняется. Очень было приятно, когда в прошлом году по многим каналам прошли почти все мои фильмы и сериалы: «Завтра была война», «Воры в законе», «Пиры Валтасара», «Звезда эпохи», «Я — кукла», «Репортеры». Я подумал, что все-таки работаю на будущее, поэтому критики сегодняшнего дня не всегда понимают, о чем я снимаю. Зато мои картины живут долго и не стареют, что мне как режиссеру очень приятно».
(О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ)
«Наверное, все-таки вернусь к космической теме. Несколько лет назад, когда приближалось столетие Сергея Королева, космонавты, в частности Алексей Леонов, обратились ко мне с просьбой снять фильм о конструкторе ракет. Они долго совещались, кому это доверить, пересмотрели фильм «Завтра была война» и выбрали меня. Так появился сериал о молодых годах Сергея Павловича. Продолжение хотели снять к пятидесятилетию первого полета человека в космос, но финансирование не позволило. Надеюсь, мы все-таки соберем с миру по нитке и сделаем фильм о второй половине жизни Королева, о полете Гагарина, лунной программе. К сожалению, годы, проведенные в магаданской колонии, подорвали здоровье Королева. Он умер в пятьдесят девять лет. Хотел бы воплотить в жизнь свою давнюю мечту и организовать съемки на орбите. А если бы позволили, сам бы полетел и порежиссировал».
(«Факты и комментарии», 20.04.11)
Хоакин Феникс не хочет получить «Оскар»
Актерская игра Хоакина Феникса в «Мастере» Пола Томаса Андерсона в любом случае будет оценена премией «Оскар», считает Vulture, впрочем, сам актер пренебрежительно отзывается о призе Американской киноакадемии.
Так, он сообщил в интервью изданию Interview: «Думаю, что это полная чушь. Я не хочу быть частью этого. Я в это просто не верю. Это морковка, но худшая на вкус из всех, что я пробовал. Это полностью субъективная награда… И самая глупая вещь во всем мире».
Брэд Питт: «Я бы с радостью поработал в Болливуде»
Брэд Питт признался, что упустил возможность поработать с актрисой Айшварией Рай в картине «Троя», но заявил, что всегда хотел записать танцевальный номер в стиле Болливуда.
Таким образом, популярный голливудский актер присоединился к Тому Крузу и Хью Джексону, звездам, которые в свое время выражали желание работать в Болливуде.
— Индийский кинематограф, кажется, неплохо развивается. Я бы с радостью поработал в Болливуде, в этих картинах много драмы и цвета. Пока неизвестно, когда я решу отправиться в Болливуд и сняться в этом танцевальном номере со всеми актерами на заднем плане, — сообщил в интервью Брэд Питт.
Джуд Лоу: «Мы хотели бы сняться в “Шерлоке Холмсе 3”»
Исполнитель роли доктора Ватсона в обеих картинах Гая Ричи о знаменитом сыщике Джуд Лоу сообщил в интервью Collider, что он и Роберт Дауни-младший были бы не прочь сняться в третьей части «Шерлока Холмса».
Напомним, что вторая серия собрала в мировом прокате более $540 млн, а студия Warner Bros. уже наняла сценариста Дрю Пирса («Железный человек») для работы над третьей серией.
— О третьей части уже идут разговоры, я знаю, что обсуждается сценарий, но Дауни и я, мы очень занятые парни. Впрочем, мы бы хотели сняться в третьей серии. Мы очень счастливы работать вместе, — сообщил Джуд Лоу.
(Totalfilm.com, 18.09.12)
.jpg)