АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ И "ОРКЕСТР КРЕОЛЬСКОГО ТАНГО" - "ПЕСНИ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ"
Андрей Макаревич любит джаз. Раньше ему удавалось скрывать сие пристрастие, и получалось неплохо. Молодой Макаревич с буйными кудрями любил Beatles и рок, благодаря чему обогатил нашу музыку несколькими десятками замечательных песен, не имеющих к джазу никакого отношения. Избавившись от кудрей, Андрей Вадимович вернулся душой к "музыке толстых", которая перестала противоречить его обуржуазившейся фигуре. Играть джаз в рамках "Машины времени" он, правда, так и не решился, оставив этот ансамбль в качестве оплота шалящих рок-старичков. Их шалости до сих пор получаются симпатичными, однако капитана "Машины времени" все чаще видят в менее молодежных жанрах. В них его уже несколько лет сопровождает "Оркестр креольского танго", собранный из виртуозных инструменталистов широких музыкальных взглядов. Любимое занятие нынешнего Макаревича — заручившись поддержкой "ОКТ", заставлять давно известные песни звучать респектабельно. В случае с новыми обработками хитов "Машины времени" это выглядело забавно — некоторые композиции изменились до неузнаваемости, и было довольно любопытно наблюдать за тем, как храбро Андрей Вадимович препарирует собственную "классику". Далее Макаревич с "Оркестром" взялись за песни Марка Фрейдкина — и с альбомом "Тонкий шрам на любимой попе" тоже преуспели. Поскольку мало кто слышал, как поет свои циничные произведения под гитару сам автор, то трактовка "ОКТ" показалась публике очень интересной. Это вдохновило Макаревича на продолжение: следующим стал Булат Окуджава. Как и в случае с Фрейдкиным, лидер "Машины времени" объясняет, что песни в своих оригинальных версиях устарели, и, чтобы донести их до нынешнего слушателя, нужно осовременить звучание, добавить к расстроенной гитаре и скрипучему голосу клавишных да дудочек. Короче говоря, "про зайцев, Сеня, - это неактуально. Послушай лучше про "Остров невезения".
Если культового Фрейдкина можно было безнаказанно улучшать сколько угодно, то в случае с кумиром интеллигенции Булатом Шалвовичем Окуджавой, для прощания с которым была перекрыта целая улица Арбат, этот номер, увы, не прошел. "Современный слушатель", к которому апеллирует Андрей Макаревич, вряд ли способен открыть эти песни благодаря новому звучанию. Для альбома были выбраны большей частью не самые широко известные произведения Окуджавы, и на невнимательный слух их теперь крайне сложно отличить от других приджазованых упражнений Андрея Вадимовича с "Оркестром креольского танго". Эти композиции — опять-таки, не знатокам - вполне можно принять за очередную порцию песен Макаревича из тех, что раньше он исполнял под гитару, а теперь под чуть более респектабельный аккомпанемент "ОКТ". Окуджава тут будто бы и не при чем. Однако в трек-лист вошли и композиции, которые знают даже те, кто совершенно равнодушен к творчеству Булата Шалвовича — "Песенка кавалергарда", "Надежды маленькой оркестрик", "Молитва" и т.д. В этих произведениях излишеством кажутся даже вкрадчивые дудки и шепчущее фортепьяно, не говоря уже о голосе Макаревича. Но в этих тактичных рамках "ОКТ" удержаться не может: "Песенку о ночной Москве" (тот самый "Оркестрик") они превращают в залихватский кабацкий номер с подвизгивающим дамским бэк-вокалом. Тихая "Молитва" тоже снабжена каким-то хоралом, столь же неуместным, как и самодовольные интонации Макаревича, так непохожие на подлинную интеллигентную печаль не умевшего петь и плохо игравшего на гитаре Окуджавы.
Не подумайте, мы не против кавер-версий и современных обработок. В конце концов они действительно продлевают жизнь хорошим старым песням, чьи исполнители уже ушли. Пусть перепевают, стараясь вложить в пожелтевшие ноты что-то свое. Только не нужно брать на себя чужие функции и заранее объявлять эти песни безнадежно устаревшими, а себя — их единственным спасителем.
Виктор Шкурдюк, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia