Умер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летияДима Билан получил три статуэтки премии «Виктория-2024»

"АКВАРИУМ" - "ZOOM ZOOM ZOOM"

'Союз'. Релиз диска состоялся в апреле.
Дай бог каждому, дожив до пятидесяти, смотреть на мир столь благостным и просветленным взором, как Борис Борисович Гребенщиков. Не думайте: это не маразм - искусству формулировать мудрые и остроумные ответы в интервью и на пресс-конференциях у него тоже можно поучиться. Для нынешнего 'Аквариума', лишенного даже ритм-секции, естественно умиротворенное душевное состояние. Поэтому и альбомы получаются как 'Zoom Zoom Zoom' - счастливые, легкомысленные и радостные. Состояние сие поневоле передается и слушателю, которому сразу становятся не важны мелодические самоповторы БГ - к ним можно относиться как к новым встречам со старыми любимыми песнями, к тому же сыгранными совершенно непривычным инструментарием. 'Аквариум'-2005 - в большей степени абсурд, чем 'загруз'. Гребенщиков с видимым удовольствием возвращается в молодость и даже умыкает некоторые стихотворные приемы у сооснователя 'Аквариума' Джорджа Гуницкого. Шутка ли - под некоторые песни 'Zoom Zoom Zoom' можно даже танцевать. Танец, конечно, получится странным - в нем будут присутствовать элементы ямайского регги, африканских обрядовых плясок и индийского кинематографа, - но по-'аквариумовски' оригинальным.
Альбом открывается композицией 'Белая', точнее, неким восточным этническим хоралом на неизвестном мне языке: это вступление переходит в легкомысленные наигрыши, напоминающие старинные гребенщиковские поиски ответа на вопрос, 'Какая рыба в океане плавает быстрее всех'. Затем следует песня, которая заставит смириться с 'несерьезным' альбомом даже любителей 'классического' 'Аквариума'. 'Трамонтана' обречена на счастливую радиосудьбу и долгое существование в концертных плей-листах группы. Пожалуй, эту вещь можно заводить в качестве самой актуальной звуковой иллюстрации к портрету 'Аквариума' вообще (портрет 'Аквариума-2005' пришлось бы иллюстрировать более безумными красками и мазками). После 'Трамонтаны' идут еще два строгих и основательных трека - 'Нагорная песня из Паламоса' и 'Мертвые матросы не спят', - после чего Гребенщиков и Ко, забыв о тормозах, пускаются во все тяжкие. Сигналом к этому служит заглавная композиция, радостный и будто бы окутанный дымом марихуаны гимн пофигизму: 'Извиняйте дядьку, если что-то случилось, о чем уже давно было спето, это потому что zoom zoom zoom zoom zoom zoom, все женщины знают, что ритм как солнце, а мы вокруг него как планеты, это ничего zoom zoom zoom zoom zoom zoom'. После такого уже не удивляешься песне, начинающейся словами 'Бессердечные братья Забадай с улыбкой от уха до уха скоро приедут в наш край показывать свою силу духа, они будут ходить по углям, будут служить нам примером, как сладко нарушить закон, какое счастье быть старовером': музыка этого трека напоминает 'Звезду Аделаиду' и 'Дубровского'. Братом 'Бессмертной сестры Хо', похоже, является 'Мальчик Евграф' с альбома 'Радио Африка': 'Аквариум' с огромным удовольствием играет нечто таперско-нэпманское из 20-х годов прошлого века. А БГ продолжает прививать на нашу неплодородную почву музыку из ритмичных стран: трек 'Красота (это страшная сила)' являет собой страшно сильный пример скрещивания текста про 'особенности оперы в Нижнем Тагиле' с какой-то бразильской мелодией. Трек 'Крем и карамель' мелодически похож на серьезную и волнительную 'Я не знаю, зачем ты вошла в этот дом', но тексты у сегодняшнего Гребенщикова пишутся совершенно не соответствующие помпезности мотива: 'Меня клюнул в темя божественный гусь и заставил петь там, где положено выть', 'Крем и карамель, крем и карамель, боже, как сладко все это звучит, крем и карамель, крем и карамель, разбудите меня, если все-таки что-то случится'. На финал 'Аквариум' припас еще один потенциальный хит, гениальный в своей простоте: 'Не могу оторвать глаз от тебя' - одна из самых откровенных и романтических песен Бориса Гребенщикова. Ассоциации с 'Серебром господа моего' возникают не только из-за схожести мелодий, но и из-за того, что новинка так же хороша и величественна. Однако на такой ноте сегодняшний 'Аквариум' закончить альбом никак не мог. Поэтому 11-м, нигде не учтенным, треком пластинки стала запись пения птиц. После всего услышанного подобная кода совершенно не удивляет.
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+