Певица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасности

ПАВЕЛ СМЕЯН - ОПЕРА 'СЛОВО И ДЕЛО'. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - 'ДЕЛО'

Павел Смеян. Релиз диска состоялся в апреле.
Вопрос о существовании в России такого жанра, как рок-опера, уже в течение многих лет вызывает споры. Кто-то считает, что все спектакли, обозначенные таким образом, не что иное, как мюзиклы. Кто-то говорит об уже сформировавшейся отечественной рок-традиции. А сами авторы иногда вообще не склонны причислять свои творения к какому-либо направлению. Новым поводом для дискуссий наверняка станет опера 'Слово и Дело', написанная Павлом Смеяном по мотивам повести Алексея Толстого 'Князь Серебряный'. Первая часть 'Дело', представленная на CD, создавалась целых 25 лет. Вероятно, плюсы и минусы произведения - следствие столь длительной работы.
С одной стороны, динамичный сюжет и литературная выразительность романа (в некоторых случаях в опере сохранен оригинальный текст Толстого), оказались для Смеяна благодатной почвой, на которой бурно расцвели рок-стилистика и выразительные приемы современного драматического театра. Как результат, все герои 'Дела' от Елены Морозовой, Князя Серебряного, Афанасия Вяземского и Иоанна Грозного до опричников и глашатая - характерны и рельефны. С другой стороны, работа в 'Рок-Ателье' (игравшем в первой половине 80-х в театре 'Ленком') определенно наложила отпечаток на творчество Смеяна. Сходство с рыбниковскими рок-операми 'Звезда и смерть Хоакина Мурьетты', 'Юнона и Авось', точнее, с прочтением этих сочинений режиссером Марком Захаровым, прослеживается в построении спектакля, в аранжировках, в манере исполнения. Это и разговоры на фоне хора или просто фоновой музыки минималистского толка. И так восхищавшее и удивлявшее в свое время смешение музыкальных традиций - церковный текст (например, 'Отче наш', трек 9), наложенный на рев бас-гитар и грохот ударных, эмоциональный монолог на фоне церковного пения. Все это сделано грамотно, добротно, но: тривиально. Не трогают нынче рок-молитвы, не увлекают истеричные признания под визг электрогитар, а ничего более оригинального Смеян в своей опере не предлагает. Именно поэтому назвать какие-то номера оперы стопроцентными хитами сложно. Однако треки 12, 13 и 22 заметно выделяются из общей массы. Пожалуй, это один из самых необычных вариантов смешения отечественной фольклорной традиции с современными ритмами и звучанием, где фолк-интонации - не демонстрация архаизмов, а способ разнообразить и индивидуализировать музыкальный материал.
И все же, надо учитывать, что звукозапись сценического произведения не дает полного представления о нем. Каркающие вороны, крики петухов и лязг инструментов в пыточной камере не способны заменить живое действие, происходящее на сцене. Для оперы Смеяна это тем более важно, потому что многие картины представляют собой монологи-воспоминания, где на сцене одновременно присутствуют и рассказчики, и персонажи повествования.
В диск 'Дело' вошло 38 треков, а также три бонус-трека - с 42 по 44, которые впоследствии должны попасть в 'Слово'. В записи оперы приняли участие актеры и музыканты Александр Лазарев-младший, Виктор Проскурин, Виктор Раков, Сергей Чонишвили, Жан Сагадеев, Дмитрий Варшавский, Дмитрий Певцов, Николай Парфенюк, Алена Ануфриева, Максим Непомнящий, Анатолий Абрамов, Константин Веретенников, Наталья Трихлеб, Федор Васильев и Павел Смеян. К диску прилагаются два буклета - с либретто и иллюстрациями Наталии Крыжановской. В общем, желающие могут отлично подготовиться к премьере спектакля.
Наталья Светлакова, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+