Обзор: «Топ басовых партий: Metallica, Nirvana, Стинг, Beatles | Рок жив»

2025, Александр Пушной.
В начале этого «очень субъективного выпуска» Александр Пушной отчаянно занимался просветительством, будто опять снимался в программе «Галилео»: рассказал про трёх басистов «Металлики», про то, как партия Пола Маккартни помогла улучшить ленноновскую «Come Together», вспомнил басовый рифф в «Under Pressure», который Джон Дикон сначала придумал, а потом забыл – восстановить его удалось только с помощью Брайана Мэя. Параллельно Александр ненавязчиво знакомил зрителей с бас-гитаристским сленгом – благодаря чему выпуск в какой-то момент превратился в отвязный и развлекательный.
«Видите, сколько басистских терминов вы теперь знаете: «хлеб-соль», «картошка», «почему меня не слышно?», «в вашей песне есть и другие ноты?». А ещё про бас-гитаристов есть много замечательных анекдотов», - напомнил Пушной, тут же рассказал один из них, весьма забористый. Сбросив таким образом оковы пиетета перед великими басистами, ведущий «Рок жив» перешёл к курьёзам и самым минималистичным (но при этом великим) партиям этого инструмента. «Вообще, - посоветовал Пушной басистам, - если тебе одной ноты достаточно – успокойся! Больше и не нужно». Смелое утверждение тут же было подкреплено доказательствами. Александр вспомнил, как разучивал басовую партию в «Smoke on the Water»: он добросовестно повторил гитарный рифф Блэкмора на басу, но получалось что-то не то. Потом выяснилось, что басист Deep Purple Роджер Гловер ничего не выдумывает, а просто «держит соль», и этот скромный вклад придаёт гениальному риффу завершённость. Ещё более яркий пример – «Mama» группы Genesis: там басист четыре минуты НЕ играет, а вступает только в конце. «Представляете, какая радость: на пятой минуте этого арт-рока ты вдруг понимаешь, что бас-гитарист – живой».
Александр Пушной также оценил манеру Криста Новоселича из «Нирваны», который «пилит непонятно что, но нам нравится», и обратил внимание на «Living On A Prayer» Bon Jovi и «Billie Jean» Майкла Джексона, где басовые партии стали «основообразующей частью песен».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
«Дискотека Авария» даст предновогодний концерт

Концерт группы «Дискотека Авария» состоится 14 декабря 2025 года в «Live Арене». Программа получила название «Новое шоу», тем не менее Алексей Рыжов и Алексей Серов исполнят все главные хиты - «Если хочешь остаться», «Небо», «Заколебал ты», «Новогодняя» и др.
ИнтерМедиа напоминает, что в мае «Дискотека Авария» и Ольга Бузова представили клип «Страна Аления».
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Рецензия на сингл «ЗаШЫбись» группы «Ленинград»: Неполный, слабый перевод

2025, «Первое музыкальное», ShnurOK.
Оценка: 7 из 10.
Сергей Шнуров, как всегда, подвёл мощную теоретическую базу под выход сингла. Он подробно объяснил, что слово «зашибись» - конечно, не вполне адекватная замена своему матерному аналогу.
- Слово [цензурировано] – одно из таких сокровищ нашей культуры. Вроде синоним можно подобрать, допустим, «очень хорошо» или «зашибись» – но это не вполне то, что хотелось бы сказать, испытывая полноту этого чувства. Эта переполненная чаша русского счастья, совершенства и завершенности никакими другими словами не описывается.
Поэтому Шнур в качестве уступки форматам, законам и общественникам выпустил цензурную версию. Небольшой компромисс, зато песню теперь можно включать и петь где угодно, не опасаясь жалоб и доносов. Но, что характерно, замена буквально пары букв кардинально поменяла всё настроение произведения. В меланхоличном шнуровском «не суетись, всё будет зашибись» не чувствуется ни азарта, ни дерзости. Да и куплеты, в которых перечисляются различные неприятности, на которые нужно реагировать игнором и надеждами на лучшее, звучат чрезвычайно расслабленно. Это такое неторопливое пенсионерское регги на «чилле» - исполнитель уже вряд ли может, как в былые времена, ускориться, и песня начинает напоминать не мотивационную речёвку, а саундтрек к рыбалке.
В такой подаче есть нечто милое, будто вы наблюдаем за исправившимися хулиганами. Но и у музыкантов, и у слушателей остаётся опция «без цензуры»: если вместо «зашибись» петь другое слово, это изменит песню до неузнаваемости – станет громко, нахально, может быть, даже дико, и от расслабона точно не останется и следа.
Алексей Мажаев, ИнтерМедиа
Телерадиоцентр «Орфей» стал лауреатом премии «Чистый звук»

Телерадиоцентр «Орфей» стал обладателем международной премии «Чистый звук-2025», которая присуждается за лучшие аудиозаписи произведений российской академической музыки.
На конкурс в этом году было подано свыше 200 заявок из разных регионов России и зарубежных стран. В шорт-лист премии «Чистый звук» вошли 52 аудиозаписи в восьми номинациях, среди них «Опера», «Хоровые произведения», «Оркестровая музыка», «Реставрация архивных аудиозаписей» и другие.
«Орфей» победил в номинации «Оркестровая музыка». Награды была удостоена аудиозапись «Оркестровые произведения Алексея Животова», которые исполнил Симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Сергея Кондрашева. Запись была осуществлена в рамках совместного проекта радио «Орфей» и ПАО «Юнипро» «Возрождаем наследие русских композиторов».
Благодаря этому проекту, который в пролом году отметил свое 10-летие, сегодня на волне «Орфея» звучит никогда ранее не исполнявшаяся музыка Антона Аренского, Николая Голованова, Александра Мосолова, Георгия Катуара, Леонида Половинкина, Владимира Дешевова и Алексея Животова. А в ноябре 2025 года в Московском международном Доме музыки состоится премьера спектакля, посвященного трагической судьбе еще одного ныне забытого композитора – Германа Галынина. Главным героем спектакля станет музыка в исполнении Симфонического оркестра радио «Орфей».