Российские стриминги будут маркировать музыку иноагентовУмер композитор и певец Вячеслав ДобрынинАни Лорак получила предложение руки и сердца в день рожденияУмерла актриса Мэгги СмитЛана Дель Рей вышла замуж на аллигаторовой фермеПолина Агуреева, Лариса Рубальская и Антон Шагин получили государственные наградыShaman разводится с женойСофья Таюрская из Little Big стала мамойАктер Роман Мадянов умер от ракаОксана Федорова стала заслуженной артисткойГарик Харламов закроет «Comedy Club» на ТНТАнна Хилькевич родила третью дочкуНа актера Евгения Ткачука завели два уголовных делаТейлор Свифт установила новый рекорд на MTV VMAСкончался исполнитель роли Фролло Александр ГолубевУмерла актриса Марина ПолицеймакоУмер Александр МасляковАнна Седокова разводится с баскетболистомLinkin Park возвращается на сцену с новыми участникамиАлександр Паль сделал предложение Софье Райзман

Правительство утвердило цифровую трансформацию отрасли культуры

©АО Коммерсантъ/Fotodom

Правительство РФ утвердило стратегическое направление цифровой трансформации отрасли культуры. InterMedia публикует текст распоряжени\ правительства от 11 декабря 2023 г. №3550-р.

1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации до 2030 года.

2. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации до 2030 года

I. Общие положения

1. Основание

Стратегические направления цифровой трансформации являются отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации. Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации до 2030 года (далее - стратегическое направление) являются:

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 231 "О создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех";

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;

Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 608-р;

перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденный Президентом Российской Федерации 1 сентября 2022 г. № Пр-1553;

перечень поручений по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" 23 - 24 ноября 2022 г., утвержденный Президентом Российской Федерации 29 января 2023 г. № Пр-172;

план мероприятий по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г.

2. Период действия стратегического направления

Стратегическое направление действует до 2030 года и поэтапно охватывает проекты, относящиеся к отрасли культуры.

Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.

Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:

итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости);

актуализация перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости);

предложения Министерства культуры Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз культурному и историческому суверенитету, национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов;

поручения Правительства Российской Федерации.

3. Паспорт стратегического направления

Наименование - стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры до 2030 года.

Сроки реализации - до 2030 года.

Цели - достижение высокого уровня цифровой зрелости во взаимодействии посетителей и учреждений культуры, обеспечение удобства, доступности и эффективности использования культурных ценностей в цифровом формате; разработка и внедрение единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности для обеспечения эффективного и современного управления процессами и ресурсами на основе государственных данных.

Целевое состояние - сохранение информации о билете, удостоверяющем право посетителя на посещение культурного мероприятия (далее - билет), в реестре системы; отслеживание всего жизненного цикла билета от создания анонса мероприятия до гашения билета и прохода на мероприятие; при нахождении в любом субъекте Российской Федерации гражданин имеет возможность беспрепятственно посетить 4 1579705-Уч-2023 (1.0) библиотеку и (или) воспользоваться ее сервисами офлайн или онлайн; комплектование библиотек производится в зависимости от потребностей читателей; производится формирование портфолио "профессионала отрасли" в сфере культуры (от детских школ искусств и культурно-досуговых учреждений до повышения квалификации); получение актуальной и оперативной обратной связи от посетителей культурных мероприятий; функционирование единой платформы создания и агрегации контента, в которой производится идентификация пользователей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" для регионов; продвижение мероприятий между регионами производится с использованием модуля организации гастролей ("Биржа гастролей"); обогащение цифрового культурного профиля гражданина; функционирование единой платформы агрегации и обработки с использованием искусственного интеллекта и генерации персонализированных предложений; использование итерационной модели проектирования архитектуры цифровых сервисов отрасли культуры; исключение дублирования функциональности в информационных системах и сервисах за счет повторного использования компонентов единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" (далее - платформа "ГосТех"); ввод и сбор данных производится из единого источника для обеспечения актуальности, целостности данных и безопасности систем; создание, развитие и эксплуатация сервисов и проекты стратегического направления производятся в рамках домена "Культура".

Индикаторы цифровой трансформации отрасли - доля отечественного программного обеспечения и компонентов, используемых в информационных системах; доля посетителей культурных мероприятий, имеющих цифровой культурный профиль; количество регионов, использующих типовое облачное решение "Культурный регион"; доля посетителей культурных мероприятий, использующих интерактивные культурные помощники; количество сервисов домена "Культура", запущенных в эксплуатацию.

Перечень ответственных исполнителей, соисполнителей, участников разработки, экспертизы и реализации стратегического направления - Министерство культуры Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и в сфере охраны объектов культурного наследия; автономная некоммерческая организация "Цифровая экономика"; федеральное казенное учреждение "Государственные технологии"; экспертные организации

II. Приоритеты, цели, задачи стратегического направления

1. Приоритеты

Приоритетами стратегического направления являются:

увеличение доступности культурных ценностей в цифровом формате;

целостность, непротиворечивость и актуальность государственных данных отрасли культуры с использованием технологий искусственного интеллекта;

создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

достижение цифровой зрелости сферы культуры и искусств; достижение целевого показателя, характеризующего достижение национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" к 2030 году, "увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года";

обеспечение технологической независимости сферы культуры и искусств.

2. Цели

Целями стратегического направления являются:

достижение высокого уровня цифровой зрелости во взаимодействии посетителей и учреждений культуры, обеспечение удобства, доступности и эффективности использования культурных ценностей в цифровом формате;

разработка и внедрение единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности для обеспечения эффективного и современного управления процессами и ресурсами на основе государственных данных.

3. Задачи

Задачами стратегического направления являются:

создание системы учета и анализа всех билетов, приобретаемых на культурные мероприятия в России, на протяжении их жизненного цикла;

обеспечение беспрепятственного посещения любой библиотеки по единому читательскому билету;

создание цифровых культурных профилей посетителей и учреждений культуры;

создание типового облачного решения единой афиши и билетного поля региона с учетом региональных, национальных, этнокультурных особенностей и мультиязычности субъектов Российской Федерации;

внедрение системы управления государственными данными отрасли культуры, включая технологии искусственного интеллекта;

формирование целевой архитектуры домена "Культура" на платформе "ГосТех" и переход на итерационный подход развития сервисов домена;

обеспечение архитектурной целостности создаваемых сервисов и домена "Культура" с применением и использованием компонентов платформы "ГосТех".

III. Оценка состояния, участники, проблематика стратегического направления

1. Основные процессы отрасли культуры и оценка текущего состояния

Культура в Российской Федерации является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни граждан и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

Государственная культурная политика с 2013 года нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры.

Включение культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению.

Посещаемость мероприятий учреждений культуры в 2022 году возросла по сравнению с уровнем 2013 года более чем на 50 процентов и составила 1875,9 млн. посещений. Число посещений учреждений культуры в расчете на одного человека в 2022 году составило в среднем 13 посещений против 5 в 2013 году.

К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий учреждений культуры до 4,5 млрд. посещений, или в среднем до 30 посещений в расчете на одного человека в год.

В 2022 году сфера культуры включала 87,9 тыс. государственных и муниципальных учреждений культуры, что превышает уровень 2013 года на 2 процента. В данных учреждениях работает свыше 610,5 тыс. человек.

В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий. В целях обеспечения гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям, сохранения культурного пространства страны созданы и развиваются первый цифровой проект Министерства культуры Российской Федерации - единый интернет-портал для популяризации культурного наследия и традиций России ("Культура.РФ"), ставший точкой сосредоточения культурного наследия в цифровой форме, информационной площадкой общероссийских акций в сфере культуры, а также Национальная электронная библиотека, обеспечивающая широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам.

Заметную роль уровень развития цифровых технологий сыграл в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), когда в целях сохранения возможности участия граждан в культурной жизни ведущие учреждения сферы культуры перевели культурные мероприятия в цифровой формат. Число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 2022 году составило 264,23 млн. единиц.

В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры. Прогнозируется, что к концу 2024 года число обращений к цифровым ресурсам составит около 300 млн. единиц.

Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в их числе:

отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;

низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;

недостаточный уровень обеспеченности населения учреждениями культуры, высокий уровень региональных и муниципальных диспропорций (при отсутствии обязательных к применению норм и нормативов размещения учреждений культуры развитие сети осуществляется в соответствии с решениями региональных властей);

низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры; сокращение численности работников в учреждениях культуры (на 10 процентов по сравнению с 2013 годом);

разрозненность ведомственных информационных систем, дублирование и недостоверность государственных данных отрасли культуры.

Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.

2. Участники реализации стратегического направления

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию реализации стратегического направления, является Министерство культуры Российской Федерации.

Соисполнителями по реализации стратегического направления являются:

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и в сфере охраны объектов культурного наследия; автономная некоммерческая организация "Цифровая экономика";

федеральное казенное учреждение "Государственные технологии";

экспертные организации.

3. Индикаторы цифровой трансформации

Индикаторы цифровой трансформации стратегического направления приведены в приложении №1.

4. Участники стратегического направления.

Проблематика, связанная с участниками стратегического направления Участники стратегического направления и проблематика, связанная с участниками стратегического направления, приведены в приложении № 2.

5. Целевое состояние стратегического направления

Целевое состояние стратегического направления приведено в приложении № 3.

IV. Границы стратегического направления

1. Тенденции

Устойчивое развитие и сохранение культурного наследия - использование цифровых технологий является важным шагом в сохранении культурного наследия и его доступности для будущих поколений.

Импортонезависимость и обеспечение информационной безопасности в новых условиях - переход на отечественное аппаратное и программное обеспечение, обеспечение информационной безопасности при существенном увеличении кибератак и взломов информационных систем.

Персонализация и индивидуальный подход - развитие алгоритмов и систем, способных анализировать предпочтения пользователей и предлагать им индивидуально подобранное содержание.

Уменьшение расходов на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем за счет повторного использования компонентов платформы "ГосТех" - переход на платформу "ГосТех" и повторное использование компонентов платформы для существенного усиления функционала информационных систем отрасли культуры и уменьшения расходов на развитие и эксплуатацию.

Внедрение технологии искусственного интеллекта в цифровизацию процессов отрасли культуры и рекомендательных сервисов для посетителей культурных мероприятий - внедрение технологии искусственного интеллекта в цифровизацию процессов в отрасли культуры выступает в качестве значительного сдвига в способах трансформации, сохранения и представления культурного наследия и культурной деятельности, обеспечивая эффективное управление государственными данными в сфере культуры и искусства

2. Ограничения

Ограничение доступа к технологиям - учреждения культуры испытывают затруднения с доступом к современным технологиям и инфраструктуре и не всегда имеют доступ к передовым технологиям или высококвалифицированным специалистам, способным реализовать и поддерживать цифровые решения; существующие проблемы соблюдения авторских прав также могут представлять препятствия для цифровой трансформации.

Ограничение кадрового потенциала - цифровая трансформация требует наличия высококвалифицированных специалистов, которые могут разрабатывать и внедрять новые технологии в отрасли культуры; при этом некоторые учреждения могут столкнуться с недостатком квалифицированных кадров или сложностями в подготовке персонала для работы с новыми технологиями.

Финансовые ограничения - цифровая трансформация требует значительных инвестиций в технологии, инфраструктуру, обучение персонала и поддержание операций; отрасль культуры, зачастую получающая недостаточное финансирование или полагающаяся на государственные субсидии и пожертвования, может столкнуться с проблемами в получении необходимых средств.

Культурные и общественные ограничения - цифровое преобразование может вызвать существенные изменения в том, как культурные услуги предлагаются и воспринимаются, и эти изменения могут не быть приняты аудиторией или обществом в целом

V. Проекты

1. Проекты стратегического направления

Проекты стратегического направления приведены в приложении № 4.

2. Внедряемые технологии

В ходе реализации проектов стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

технологии искусственного интеллекта;

технологии сбора, хранения и обработки больших данных; отраслевые цифровые технологии, в том числе технологии анализа данных;

технологии машинного обучения и когнитивные технологии.

Указанные технологии будут применены для следующих направлений:

автоматизация операционных процессов учреждений культуры и продвижение в социальных сетях с использованием технологий искусственного интеллекта и нейронных сетей;

генерация и модерация контента с использованием машинного обучения;

формирование проактивного подхода к обслуживанию пользователей библиотек, направленного на опережение потребности читателя;

разработка и внедрение методов предметного, тематического и систематического поиска полнотекстовых ресурсов с использованием методов искусственного интеллекта;

создание алгоритмов искусственного интеллекта по генерации персонализированных предложений на основе анализа данных обо всех активностях гражданина в сфере культурного образования и досуга: культурная программа на заданный период в соответствии с местом пребывания;

персонализированные предложения по подбору книг для чтения и по мероприятиям культуры; поиск выставок и мероприятий в учреждениях культуры по предметам музейного фонда, по культурной самобытности народов и этнических общностей Российской Федерации или языковой принадлежности.

3. Показатели проектов стратегического направления

Показатели проектов стратегического направления приведены в приложении № 5.

4. Результаты проектов

По итогу создания и внедрения проектов стратегического направления к 2030 году будут достигнуты результаты в соответствии с приложением № 4 к настоящему документу.

5. Финансовое обеспечение

Стратегическое направление предусматривает реализацию мероприятий в рамках дополнительных средств федерального бюджета, доведенных до Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Проекты стратегического направления осуществляются на платформе "ГосТех" для уменьшения расходов на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем за счет повторного использования компонентов платформы "ГосТех".

Расходы, необходимые на реализацию проектов стратегического направления, предусматриваются федеральными органами исполнительной власти в пределах доведенных бюджетных ассигнований по соответствующим видам расходов на текущий год.

6. План мероприятий ("дорожная карта") реализации стратегического направления

План мероприятий ("дорожная карта") реализации стратегического направления приведен в приложении № 6.

VI. Мониторинг реализации стратегического направления

Мониторинг реализации стратегического направления включает:

сбор и анализ данных по индикаторам и показателям стратегического направления;

сбор и анализ данных официального статистического учета в области культуры;

использование инструментов аналитики и визуализации данных для наглядного представления результатов и тенденций; сравнение результатов с отраслевыми показателями.

В соответствии с Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации", в ходе управления реализацией стратегического направления предусматривается ежегодное проведение анализа и мониторинга достижения качественных и количественных показателей эффективности его реализации, в том числе с использованием инструментов мониторинга и аналитики в составе автоматизированной информационной системы сбора статистической отчетности отрасли культуры (автоматизированная информационная система "Статистика").

Полный текст документа с приложениями – здесь.

Фото: ©АО Коммерсантъ/Fotodom
Теги: культурная политика

Мари Боро: «Качественный дизайн невозможен без стратегии»

предоставлено пресс-службой Агентства креативных индустрий

Агентство креативных индустрий (АКИ) при Департаменте культуры города Москвы объединяет крупные компании и творческих специалистов в рамках конкурса дизайн-решений «Фабрика дизайна 3.0» и креатона «Дизайн-цех».

Об опыте участия в проектах, поддержанных АКИ, трендах современного дизайна и умении договариваться с заказчикоммы пообщались с основателем компании BORO/BURO, экспертом в сфере маркетинга и дизайна Мари Боро.

— Что отличает BORO/BURO от других дизайн-бюро?

— Наш базовый фундамент — смыслы бренда. Опираясь на них, можно показать уникальность, историю развития компании с помощью дизайна. Чаще всего дизайн-бюро ориентированы на одну сферу бизнеса. Мы работаем в самых разных направлениях и находим креативные решения любых задач, берем сложные заказы и продукты: от инноваций до бьюти-сферы. Я люблю выстраивать с клиентами многолетнее сотрудничество и создавать «долгоиграющий» брендинг.

— В чем секрет долгосрочного сотрудничества?

— Подходить к процессу планомерно и помнить, что качественный дизайн невозможен без стратегии. Даже когда клиент хочет просто сделать айдентику, я долго обсуждаю с ним историю, цели бренда, собираю всю возможную информацию. Мне важно понимать, куда движется компания, какой примерный план развития на пять–десять лет. Это нужно для формирования имиджа бренда. Особенно если речь идет о новых продуктах. В этом случае имеет смысл делать дизайн «на вырост».

— Можете выделить несколько ярких проектов из вашего портфолио?

— Один из самых больших — работа с ThermoUp, резидентом Сколково. Эта инновационная компания производит инфракрасные стеклянные дизайнерские обогреватели. Кроме нее в мире есть только один производитель подобной продукции. Мы с брендом с момента основания и выводили его на внешние рынки, отвечали за упаковку и развитие. В 2021 году компания была главным экспортером года. Продукцией заинтересовались в Чили, Франции, Финляндии. Мы заходили на европейский рынок через Германию, сертифицировали продукт там. Было интересно проанализировать немецкую целевую аудиторию, менталитет, чтобы правильно донести ценность продукта на языке местных потребителей. В России цены на электроэнергию намного ниже, чем в Европе. Для нас не очень важна энергоэффективность, но важна упаковка. В Германии же аргумент, что обогреватель использует меньше энергии в сутки, чем электрический чайник, является весомым. Упаковка со сложной печатью, наоборот, ухудшит авторитет компании, потому что это не экологично.

Еще один интересный проект — ИВА ПАРК. Это уникальное культурно-образовательное пространство в Тюмени. На него можно смотреть как на отдельную вселенную, разделенную по энергиям и зонам. Это зона садов — Японский сад, Долина Прерий, Долина Роз, AstraGarden; зона питомника — Питомник «Ахмечет», садовый центр «Астра»; зона Школы — Культурно-образовательная школа и лаунж-зона — кофейня, терраса, пруд MINI. Мы создавали визуальную концепцию бренда, разрабатывали сложную цветовую палитру. Даже придумали мерч с ароматами каждой части парка. Сейчас продолжаем заниматься проектом, его внутренней и внешней навигацией. В нем соединяются философия и дизайн внушительного пространства, графические концепции и внутренний интерьер.

Относительно новый наш клиент — бренд женской одежды GROOVY. Он специализируется на спортивной и релакс-линиях. Этот проект мы делали под ключ с нуля, выстраивали стратегию, концепцию, полностью разрабатывали брендбук, сайт, проводили съемки. В качестве референса использовали бизнес-модель OYSHO. Хотелось создать бренд со своей эстетикой и смыслом для той же целевой аудитории.

— Вы основали бюро в 2020 году. Насколько сложно было начинать тогда свой бизнес?

— К тому моменту сформировался основной костяк команды. Мы уже работали с такими большими брендами, как ThermoUp, Mark Glass, и были готовы еще громче заявить о себе на рынке. В связи с пандемией многие ушли на аутсорс. С одной стороны, был некий провал, затишье, с другой — активизировалось много мотивированных людей, владеющих интеллектуальным и цифровым бизнесом. Мы стали налаживать с ними коммуникацию.

— Какую роль играет дизайн в развитии бренда, укреплении его позиций на рынке?

— Это один из важнейших инструментов. Раньше бизнес не воспринимали без сайта, сегодня — без визуального стиля, концепции, присутствия в соцсетях. Качественный дизайн — это сочетание смыслов, стратегии, эстетики и целевой аудитории. Он повышает узнаваемость бренда, помогает раскрыть его идентичность и с ее помощью выделяться среди конкурентов. Рынок перенасыщен товарами и услугами. Из всего многообразия человек выбирает бренд, созвучный его внутренним смыслам. Я прошла обучение по психологии потребления в Сколково, и нам рассказывали, как перестроилось сознание потребителей в цифровой век. Если человек узнает о бренде то, что расходится с его ценностями, компании для него больше не существует. Так действует «кэнселинг», культура отмены. Очень важно создать правильное впечатление, донести до потребителя правильные ценности. В этом и помогает дизайн.

— Какие тренды в современном дизайне вы наблюдаете?

— Ультрареалистичные 3D-изображения и видео, анимированные графические элементы, футуристический стиль, различные объекты, созданные с помощью искусственного интеллекта. Уже больше семи лет в тренде минимализм, и он будет оставаться актуальным, особенно в офисном бизнесе. Тренды либо стремительно меняются, либо держатся годами. Поэтому важно следить не за новинками, а за стилями и техниками. AI как раз дает возможность работать с самыми разными техниками, например соединять фото с отрисовкой, различными шрифтами. Сегодня люди создают их сами. Мне очень нравится каллиграфия, скетчи, когда цифровые элементы соединяются с созданными от руки. В сочетании с ароматами, артом, музыкой, другими объектами искусства все это придает дизайну новое звучание. Мне нравится такая эклектика, многогранность.

— Чем вас заинтересовал проект АКИ «Дизайн-цех» и что дал опыт участия в конкурсе?

— Мне захотелось немного взбодрить и сплотить мою команду, как в старые добрые времена, принять вызов и в короткие сроки создать интересный дизайн-проект в совместном пространстве. Когда я увидела, какие гиганты выступают в роли заказчиков, не осталось никаких сомнений, что нужно участвовать. Мне было интересно посотрудничать с Музеем Москвы, посмотреть, как устроена его структура изнутри, предложить свои идеи. В итоге нам очень понравилось. Была отличная организация, представители уникальных компаний в жюри и прекрасные кураторы, мы подружились. Замечательный опыт.

— Какие проекты вам удалось реализовать с заказчиком?

— Представители Музея Москвы признались, что у них в принципе никогда не было структурированного дизайна, четко простроенной визуальной концепции. Сейчас это уже не просто музей, а пространство для всей семьи — взрослых, детей, молодежи. Эта аудитория посещает мероприятия, связанные с современным искусством. Поэтому руководству хотелось, чтобы мы разработали несколько линеек мерча — для всех посетителей, для школьников, новогоднюю коллекцию и декор для дома. Мы взяли за основу архитектуру, историю и главные смыслы Музея Москвы, где в том числе изучаются историю районов столицы и посвящает им целые выставки. Они проходят необычно: на них не только представлены раритетные футболки, газеты, связанные с той или иной локацией, но и запахи. Например, там можно узнать, как пахнет район Фили. Нам захотелось соединить все это и составить алфавит из различных символов. Каждый символ обозначал определенное слово: «обучение», «семья» и так далее. Этот алфавит мы использовали при создании мерча. Придумали детские закладки для книг и дневников, значки для коллекционирования, шоперы в стиле пакета-майки из 90-х, свечи для дома, диффузор с различными ароматами, такими как «Вечерняя Москва», и новогоднюю линейку.

— Какие возможности такие проекты, как «Фабрика дизайна», «Дизайн-цех», открывают начинающим дизайнерам?

— Они дают подробное представление о том, что такое питч, как собрать свою презентацию, концепцию проекта, правильно ее преподнести. Питчинг помогает прокачать страх публичных выступлений. Это важно, чтобы в дальнейшем продвигать себя на рынке. Кураторы и сопровождающие эксперты со стороны заказчиков делятся опытом, оценивают работу команд профессиональным взглядом, корректируют, направляют и подсказывают. То есть тебя не «бросают в воду», а учат плавать. Там ты точно не один. Плюс это очень полезный опыт работы в сжатые сроки и возможность посмотреть, как креативят опытные дизайнеры-практики. Все участники конкурса настроены доброжелательно и готовы прийти друг другу на помощь.

— Что дают такие проекты заказчикам?

— Это «свежая кровь» — новые мысли, новое прочтение продукции. Поколения меняются. Важно сохранять гибкость мышления и быть открытым этим изменениям. Распространенная проблема компаний-заказчиков — вкусовщина. Когда они хотят, например, чтобы сайт соответствовал исключительно их предпочтениям. Но ведь главное, чтобы он понравился целевой аудитории, а ее вкусы могут не совпадать с вашими, люди могут видеть мир по-другому. Такие конкурсы, как «Фабрика дизайна», позволяют компаниям расширить свой взгляд на дизайн, позиционирование бренда, познакомиться с разными стилями, визуальными концепциями. В их создании очень помогают нейросети. И молодые дизайнеры работают с ними намного быстрее, чем те, кто уже давно в индустрии.

— Сейчас проходит третий сезон конкурса «Фабрика дизайна». Попробуете в нем свои силы?

— Мне в принципе нравится все, что делает АКИ. Конечно, я присматриваюсь к «Фабрике дизайна». Пока у нас очень большая загрузка, но в одном из будущих потоков мы бы с удовольствием посотрудничали с интересными брендами, реализовали бы вместе с ними свежие творческие решения. В атмосфере, когда в одном месте соединяется огромное количество креативных, медийных людей, представителей бизнеса, всегда рождается что-то новое. Это касается не только реализуемых проектов. Такой симбиоз дает много идей, наблюдений по поводу ведения бизнеса: на что стоит обратить внимание, чего не хватает. Взгляд со стороны полезен и для начинающих креаторов, и для более опытных дизайн-студий.

Наталья Малахова

Фото: предоставлено пресс-службой Агентства креативных индустрий
Теги: интервью, Фабрика дизайна, Мари Боро
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Рианна сменила Шарлиз Терон в качестве посла знаменитого парфюма

кадр из ролика

Рианна стала новым лицом духов J’Adore парфюмерного бренда Dior. Премьера первого ролика с ее участием состоялась 2 сентября 2024 года. Режиссером видео выступил знаменитый фотограф Стивен Кляйн. Съемки проходили в Версале, куда Рианна заходит как обычная современная девушка, но перевоплощается в роскошную золотую женщину-богиню. В качестве саундтрека в рекламе использована ее же песня 2016 года «Love On the Brain».

- Мне всегда нравился этот парфюм, - призналась певица в интервью Elle UK. - Моя мама работала в парфюмерном магазине и приносила домой тестеры, когда они были почти пусты. В доме всегда была бутылочка J’Adore. Лично я чувствую, что духи обладают огромной силой! Это может придать вам уверенности в себе, пробудить воспоминания и перенести в другое место.

«ИнтерМедиа» напоминает, что 20 лет лицом J’Adore была актриса Шарлиз Терон, которая заключила соответствующий контракт с брендом в 2004 году. В июне 2024 года стало известно, что Шарлиз теперь будет рекламировать ювелирную продукцию и стиль Dior.

Фото: кадр из ролика
Теги: Рианна, Dior, лицо бренда, парфюм

Новые идеи для российского бизнеса: продолжается прием заявок на участие в проекте «Фабрика дизайна 3.0»

пресс-служба АКИ

Агентство креативных индустрий и Союз Дизайнеров России приглашают дизайн-бюро, индивидуальных предпринимателей и самозанятых со всех регионов страны принять участие во втором потоке конкурса «Фабрика дизайна 3.0». Дизайнеры разработают решения в трех направлениях — «Промышленный дизайн», «Графический дизайн», «Средовой дизайн и дизайн интерьеров». В роли заказчиков заявки могут подать компании, заинтересованные в новом имидже и моделях продукции, фирменном стиле своих брендов, интерфейсе устройств и приложений. В их числе: ООО «Торговый дом Семеновская роспись», АО «Издательство “Детская литература”», «ООО Люкс трейд" (ТМ Gulliver)», Издательство «Бомбора», ГБУК г. Москвы «ОКЦ СВАО», ООО «Фабрика игр», ООО «Алиот», ООО «Промобот» и другие отечественные компании. Заявки принимаются на сайте проекта до 15 сентября.

За три года в «Фабрике дизайна» приняли участие более тысячи дизайнеров и около 300 заказчиков. Всего было поставлено 500 задач. Часть из них уже реализована.

- Наша цель — не только охватить как можно больше компаний, но и выпустить на рынок новые, качественные и конкурентоспособные продукты российских дизайнеров, — отметила генеральный директор Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова.

После отбора задачи компаний-заказчиков второго потока будут распределены между дизайнерами. Затем участников ждет экспертный разбор задач, разработка решений и их доработка по итогам предварительной оценки жюри. В финале производители получат готовые к реализации проекты в сфере образования, недвижимости, IT, медицинской и другой техники, мебели и товаров повседневного спроса. Новые дизайн-решения помогут предприятиям стимулировать рост продаж, эффективнее удовлетворять запросы потребителей и успешно экспортировать продукцию.

- Идея, зародившаяся в Москве, выросла до федерального уровня. Сегодня в конкурсе принимают участие все регионы России. Проекты “Фабрики дизайна” появляются не только на российском, но и на зарубежных рынках, на международных выставках и конкурсах. Второй поток уже начался. Третий не за горами. Будьте смелее, присоединяйтесь к новым задачам и решайте их, — обратился к потенциальным участникам конкурса председатель жюри, президент Союза Дизайнеров России, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ Виталий Ставицкий.

Недавно в Москве выбрали победителей первого потока «Фабрики дизайна 3.0». На финальной презентации 29 специалистов из 12 регионов России предложили 35 инновационных решений 18 компаниям. Победителями стали дизайнеры-разработчики новой модели мебели, памятника игре «Тетрис» и брендбука российской продукции на экспорт.

β 16+