На ПМЭФ обсудили спонсорство и меценатство, частные и государственные инвестиции в креативную индустрию
Сессия «Фокус на креатив: новые источники инвестиций в творческие индустрии» состоялась 17 июня 2023 года в рамках деловой программы XXVI Петербургского международного экономического форума. Модератором дискуссии выступила руководитель практики стратегического и операционного консалтинга компании Kept Елена Лазько.
Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов рассказал, что для поддержки предпринимательства через фонд с 2021 года было выделено около 15,5 млрд рублей. В 2024 и 2025 годах сумма вырастет до 10,5 млрд рублей в год на проекты в области культуры, искусства и творческих (креативных) индустрий.
– Фонд дало мощный импульс, в том числе – инфраструктурным проектам. Например, появилась Биржа актеров. Она носит некоммерческий характер, но люди из разных регионов, из разных театров страны смогли с ее помощью искать и получать работу. Появился также сервис «Киноконструктор», в котором представители отрасли могут собираться в команды, – рассказал он.
По мнению Романа Карманова, деятельность ПФКИ – это в первую очередь инвестиция в регионы.
Генеральный директор «Агентства креативных индустрий» Гюльнара Агамова (на фото) отметила, что задача ее организации – заниматься тем, чтобы бизнес мог зарабатывать, и основной KPI при этом – то, какой объем налогов вернется в город, если поддерживаемые компании вырастут и будут работать "вбелую".
– Для нас обеление отрасли очень важно – чтобы предприниматели начали как минимум становиться самозанятыми и платить налоги. У нас есть разные меры поддержки – начиная от продвижения и популяризации, заканчивая грантами и субсидиями, но наши меры поддержки очень точечные, – отметила она.
В качестве примера эксперт назвала Московскую неделю моды. Мероприятие представляет собой показ мод, но фактически одна из его ключевых задач - открывать новые имена и предоставлять свою площадку новым дизайнерам.
Генеральный директор «Российской государственной библиотеки» Вадим Дуда рассказал об инвестиционных проектах своей организации.
– Инвесторы всегда хотят получать много выгоды, имея мало рисков. Выгода при этом может быть трех типов. Первый тип – экономический, когда мы можем посчитать чистую операционную прибыль от вложений. Второй тип – когда инвестор получает пиар и расширение своих коммуникационных возможностей, что повышает его собственную стоимость. Третий тип выгоды – когда инвестор хочет вписать свое имя в вечность. Что касается рисков, то в креативных индустриях самый большой риск всегда заключается в том, что бизнес обычно крутится вокруг одного главного человека, его мозгов и идей. И инвесторам важно снижать зависимость инвестицийот таких уникальных людей, – заявил он.
Эксперт также отметил, что инвесторы очень внимательно смотрят на стадию жизненного цикла проекта. Мало кто хочет инвестировать, когда есть команда и идея, но еще нет проекта. Для привлечения средств, по его мнению, нужна специальная отраслевая статистика, которой сейчас в творческих (креативных) индустриях не хватает. Кроме того, Вадим Дуда отметил, что многие представители творческих (креативных) индустрий вообще не умеют говорить с инвесторами и объяснять, зачем нужны их проекты.
Генеральный директор фонда «Газпром культурные инициативы» Вадим Навоенко отметил, что его фонд реализовал много социальных проектов по всей стране.
– Как регулировать то, что не поддается логике, и как контролировать то, что от контроля зачастую умирает? – сформулировал он проблему инвестиций в креативные индустрии.
Спикер рассказал про ряд проектов в сфере культуры и искусства, которые организовал его фонд, в частности – о Санкт-Петербургской ярмарке искусств «1703», а также новых культурно-досуговых пространствах и Академии искусств. Для поддержки творческих (креативных) индустрий, по его мнению, важно сконцентрироваться на обучении новых менеджеров, чтобы те лучше понимали, о чем им говорят творческие деятели.
Генеральный директор Sk Capital Владимир Сакович рассказал, где взять миллиард долларов. По его словам, у бизнеса накапливается много ликвидности – раньше она уезжала за рубеж, а теперь остается в стране и часто вкладывается в творческие (креативные) индустрии. По этой причине в стране сейчас нет проблем с деньгами на интересные проекты.
– Плохая новость – российские креативные индустрии пока что выглядят не настолько привлекательными, чтобы хотелось вложить в них миллиард долларов. У нас маленький рынок, Россия – это 1–1,5% от всего мира. Инвестиции не окупаются, если рассчитаны только на локальный рынок. Вторая проблема – у нас нет консолидации. У нас есть много мелких идей, но нет никого, кто был бы готов качественно принять миллиард долларов, – заявил он.
По его мнению, сейчас важно консолидировать креативные бренды в холдинговые структуры. В том числе это поможет диверсифицировать риски инвесторов.
Основатель Центра современного искусства «Винзавод», член Общественной палаты г. Москвы Софья Троценко напомнила присутствующим, что в основе творческих (креативных) индустрий лежит творческая деятельность. По этой причине какие-либо бизнес-процессы в этой сфере плохо поддаются планированию.
– Креативные индустрии невозможно объединить единой формой поддержки, потому что в каждой из них по-разному организованы все процессы. В большинстве индустрий сформированы специализированные форматы поддержки, – отметила она.
Хотя многие виды деятельности можно условно объединить, назвав «креативными индустриями», их все же необходимо разделять. Это дает возможность лучше понимать каждый из рынков и лучше его поддерживать.
Заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Елена Шумакова отметила, что главная задача сейчас – создать правильную среду для развития.
– Если есть креативная среда, то появится и индустрия. Тогда мы перейдем от практики поддержки единичных проектов к работе с экосистемой, – заявила она.
Она напомнила, что раньше в регионе выдавали гранты для детских анимационных студий, а в 2023 году одна из таких студий сделала ролик-заставку для Петербургского международного экономического форума и реализует проект «ПМЭФ глазами детей». Государственная поддержка привела к тому, что в регионе сейчас работают 14,5 тыс. малых предпринимателей, занятых в творческой (креативной) деятельности.
Павел Соломатин, InterMedia
Украина и Литва вышли в финал «Евровидения 2024»
Первый полуфинал 68-го конкурса песни «Евровидение» состоялся в Мальмё 7 мая 2024 года. В нем выступили 15 исполнителей: 12 из них боролись за выход в финал, а трое – представители Германии, Великобритании и Швеции – впервые в истории евросонга показали свои номера на промежуточном этапе, хотя во втором этапе участвуют вне конкурса. В качестве специальных гостей на сцену вышли дважды победитель «Евровидения» (в 1980 и 1987 годах) ирландский певец Джонни Логан и шведский певец Бенджамин Ингроссо, принесший победу своей стране на конкурсе в 2018 году.
По итогам зрительского голосования (мнение жюри уже несколько лет учитывается только на финальном голосовании) в концерте 11 мая примут участие 10 артистов. Это представители Сербии, Португалии, Словении, Украины, Литвы, Финляндии, Кипра, Хорватии, Ирландии и Люксембурга.
Киноконцерт ко Дню Победы покажет «Мосфильм. Золотая коллекция»
Киноконцерт «Одна на всех. Песни Победы» состоится на телеканале «Мосфильм. Золотая коллекция» 9 мая 2024 года. Зрители услышат любимые песни и мелодии, посвящённые героям Великой Отечественной: «Священная война», «Нам нужна одна победа», «С чего начинается Родина», «Мгновения», «На безымянной высоте», «Последний бой», «Бери шинель, пошли домой», «Давным-давно была война», «Катюша», «Смуглянка», «Враги сожгли родную хату», «Где-то далеко», «День Победы» и другие.
Композиции будут сопровождаться кадрами из популярных советских фильмов, где они прозвучали: «Белорусский вокзал», «Щит и меч», «Семнадцать мгновений весны», «Командир счастливой «Щуки», «Аты-баты, шли солдаты», «Летят журавли», «Они сражались за Родину», «Освобождение. Последний штурм», «Судьба», «Весна на Одере», «Битва за Москву», «Солдаты свободы», «Особое подразделение» и других.
После каждой композиции будут звучать пожелания, поздравления, слова благодарности людям, подарившим миру Победу.
Эфир в 21.00.
Миньоны получают суперспособности в трейлере «Гадкого я 4»
Новый трейлер анимационного фильма «Гадкий я 4» (Despicable Me 4) представила 7 мая 2024 года студия Illumination. В ролике можно увидеть нового злодея Максима Ле Малля (Уилл Феррелл) и его помощницу Валентину (София Вергара), которые по традиции угрожают человечеству. Поскольку Грю (Стив Карелл) оказывается скомпрометирован, директору Лиги антизлодеев Сайласу Рэмсботтому (Стив Куган) срочно требуются новые борцы со злом, и он решает с помощью новейшего устройства наделить суперспособностями некоторых миньонов. Излишне объяснять, что получившие суперсилы желтые создания не умеют ими пользоваться и становятся небезопасны для окружающих.
Согласно синопсису Грю, его жена Люси (Кристен Уиг), их девочки Марго (Миранда Косгроув), Эдит (Дэна Гайер) и Агнес (Мэдисон Полан), а также сын Грю-младший будут вынуждены переехать из любимого дома в новое, защищенное и тайное, жилище вместе со всеми домочадцами (включая, конечно, толпу миньонов), где не обойдется без приключений. Грю также готовится защищать своих родных во что бы то ни стало и всеми известными ему злодейскими методами.
Новых персонажей озвучили Джоуи Кинг, Стивен Колберт, Хлоя Файнман и другие, режиссерами фильма стали Крис Рено и Патрик Делаж.
В мировой прокат «Гадкий я 4» выйдет 20 июня.